Туда-сюда

Post navigation

Туда-сюда

Об особенностях политической ориентации Ислама Каримова

Его простили, про его деяния забыли, его пустили в Европу и ему позволили закупать оружие у стран ЕС. Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов может праздновать победу. Очередную победу.

По сути, все правление Каримова, а у власти узбекский лидер находится со времен развала Союза, можно назвать чередой побед, достигнутых за счет беспринципности, жесткости, а порой и жестокости, и бесконтрольного использования природных и человеческих ресурсов своей страны.

События 2005 года в Андижане, похоже, не забыты только теми, кто напрямую к ним причастен — родственниками жертв подавления бунта, многочисленным беженцами, скрывшимся от официального Ташкента на Западе, заключенными узбекских тюрем, получившими сроки за участие в андижанском восстании, а также самими властями республики, которые из всего происшедшего в мае 2005 года сделали свои выводы.

И главный вывод, исходя из имеющихся на данный момент реалий, это вседозволенность. Ограниченная, конечно, границами Узбекистана, но от этого не менее тотальная. После того как четыре с половиной года назад весь мир обошли снимки трупов и окровавленного асфальта Андижана, и вся так называемая демократическая общественность вздрогнула от ужаса, казалось, что судьба Каримова повисла на волоске. Против узбекского лидера ополчились все его тогдашние союзники, а дружил в то время Каримов все больше со странами ЕС и США. Но в Ташкенте, особенно не заморачиваясь, полностью изменили вектор внешней политики, забыли одних друзей и вернулись к другим.

На какое-то время Узбекистан вспомнил о своем славном советском прошлом — во многих школах возобновилось преподавание русского языка, республика спешно начала присоединяться к всевозможным ОДКБ, в свое время благополучно проигноренным, ну а большие дяди из «Газпрома» с небывалым аппетитом стали принюхиваться к узбекскому газу. Одновременно в Ташкенте делали глазки и Китаю, где также как в России, мало кого волнует, какими средствами пользуется и какими идеями руководствуется Каримов, удерживая за собой власть.

Сближение с Россией и Китаем позволило узбекской верхушке индифферентно взирать со своей колокольни, простите, минарета на возмущение Запада и те санкции, которые демократические державы выкатили Узбекистану. А чтобы не прослыть «толстовцем», Каримов в ответ на нападки США выгнал из своей страны американскую военную базу.

И снова потекли дни, месяцы и года. Каримов, поманипулировав конституцией, увеличил свой президентский срок и на очередных выборах главы государства получил традиционные 88,1 процента голосов. Немного не дотянул Ислам Абдуганиевич до показателя 2000 года, когда Каримова «выбрали» 91,9 процента узбекских граждан, но зато превзошел свой успех в 1991, когда он избирался впервые и получил 86 процентов. Международное расследование событий в Андижане, на котором настаивал Запад, так и не было проведено, как не произошло никаких подвижек во всей внутриполитической системе страны. А сам Каримов стал частым гостем на различных постсоветских саммитах, где не уставал повторять о стратегическом друге и партнере, которым для Узбекистана вновь стала Россия.

Казалось все идет к тому, что Узбекистан вскорости превратится в этакую среднеазиатскую Беларусь, однако Каримову такая последовательность, чреватая укреплением позиции одной страны на подвластной ему территории, так же претит как Кисе Воробьянинову работа побирушкой. Никогда еще…ну и так далее.

Но постепенно Запад сдавал позиции. Причем, во многом под влиянием Германии, которая тоже имеет военную базу в Узбекистане, и выметаться оттуда вслед за янки немцам не хотелось. Да и сам Узбекистан, поиграв с Россией в стратегических друзей, вдруг оказался неготовым ни продолжать членство в ЕврАзЭС, ни подписывать соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Да, кстати, и возможность появления в соседней Киргизии второй военной базы РФ вызвала в Ташкенте крайнее недовольство.

Что же мы имеем на сегодняшний день? Очередное колебание маятника — Каримов вновь смотрит на Запад, а Запад смотрит на Каримова, но уже без гнева. Как показывает практика, теперь стоит ожидать возвращения в Узбекистан американских военных, поскольку операцию в Афганистане никто не отменял, сворачивания бизнес-проектов российских компаний в республике в пользу другой, более «демократичной», коммерции, да и вообще охлаждения отношений с РФ. Единственное, чего ожидать не стоит, так это каких-либо изменений ситуации с правами человека в Узбекистане. И тут я Каримова вполне понимаю — а зачем, спрашивается, что-то менять, если и так все хорошо, и, главное, друзьям нравится. На какое-то время — западным, а что будет дальше — посмотрим.

Петр БОЛОГОВ

www.lenta.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня