Усеин Сеит-Умеров, отстояв в боях Победу, был вместе с народом подвержен аду

Post navigation

Усеин Сеит-Умеров, отстояв в боях Победу, был вместе с народом подвержен аду

Неумолимо бегут годы. Около семидесяти лет отделяют нас от тех страшных лет, когда на нашу землю ступили фашистские орды, сметая все на своем пути, оставляя разрушенными села и города. Среди тех, кто освобождал Керчь от немецких захватчиков был и керчанин, 88-летний Усеин агъа Сеит-Умеров. 

Родом он из села Кучюк-Озенбаш, учился в ялтинской школе. С детства был влюблен в искусство, литературу, историю, художественную самодеятельность. В 1939 г. Усеин агъа поступает в Бакинское военное училище, и с первых же дней Великой Отечественной войны встает на защиту Родины, служит в танковой дивизии 51 армии. «В декабре первого же года войны, — вспоминает Усеин агъа, — начали готовиться к керченскому десанту. Стояла задача — высадиться на полуострове в районе Камыш-Буруна и дать отпор врагу. Высадились в январе 1942 года после замерзания Керченского пролива. На Керченском полуострове продолжались бои при пронизывающих ветрах, при морозе до 30 градусов».

В местечке Джантора во время сильных схваток с врагом Усеин агъа был ранен, около трех месяцев пролечился в госпитале в Керчи. За участие в этих боях командир взвода У. Сеит-Умеров был награжден орденом Красной Звезды.

Молодой офицер День Победы, такой долгожданный и желанный, встречал далеко от Родины. «А как так в Крыму? Как мать Асибе апте, отец Умер агъа, родственники, односельчане? Вот будет встреча!» — размышлял солдат-победитель.

Несмотря на окончание войны, как и многим советским воинам, У. Сеит-Умерову пришлось прослужить до 1947 года в Венгрии и Австрии. Вскоре он узнал о депортации всего народа. Сердце его обливалось кровью.

«Нет, не может быть! — твердил офицер, прошедший все тяжкие годы войны. — Не может быть! Ведь мы, крымские татары, встали со всеми представителями других национальностей плечом к плечу на защиту своей огромной Родины».

Но это была страшная, жестокая реальность. Неимоверные усилия пришлось приложить У. Сеит-Умерову после демобилизации, чтобы разыскать семью, родственников. В Средней Азии сначала остановился в Фергане (Узбекистан), но там родных не оказалось.

Его, фронтовика, несмотря ни на какие заслуги, сразу же взяли на спецучет лишь только потому, что он был крымский татарин. Все кипело у него в душе, но ни в одном кабинете власти, советских органов он не добился справедливости.

Искать своих родственников он не переставал. Через некоторое время узнает, что они в Самаркандской области Узбекистана. Чего ему стоило добиться в спецкомендатуре разрешения выехать к семье…

Встреча с родными! Но какой она была — трудно сказать, чего было больше: горечи или радости. Как и во многих крымскотатарских семьях, много было потерь и у Сеит-Умеровых. А сколько соотечественников погибло еще в пути, не добравшись даже до мест депортации!

Депортированные стали называться спецпереселенцами, ежемесячно они давали унизительную подписку о невыезде с места проживания. Если были нарушения, это считалось побегом и каралось сроком на 20 лет каторжных работ.

Усеин агъа в депортации участвовал в национальном движении, активно стремился к возрождению культуры, искусства, традиций народа. Усеин агъа и деятели культуры довоенного Крыма создают в Узбекистане национальный ансамбль «Хайтарма».

— Мы очень благодарны всем, кто в тяжелое для нас время не забыл о его духовных корнях — музыкантах, солистах, танцорах, — говорит он.

Ветеран войны и труда с 1975 года живет в Керчи, в городе, который защищал. Но сколько сил, здоровья, труда ему пришлось затратить в те годы на обустройство, добиться прописки.

11 апреля этого года группа ветеранов войны была награждена Памятным знаком в честь 65-летия освобождения г. Керчи от немецко-фашистских захватчиков. Среди награжденных был и Усеин агъа Сеит-Умеров.

Осенью этого года Усеин агъа и его жена Алие апте отметят золотую свадьбу. Дети и внуки рядом — все живут на Родине. Но мечта ветерана войны на сегодня — возвращение всего крымскотатарского народа на Родину, ведь еще многие остались в местах депортации.

Наджие БАТАЛОВА 

www.bospor.com.ua

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня