Фикрет Юртер ни разу не был на Курултае

Post navigation

Фикрет Юртер ни разу не был на Курултае

2 ноября 2013 в Симферополе по инициативе главного редактора газеты «Голос Крыма» Эльдара Сеитбекирова был организован дружеский ужин в честь Фикрета Юртера — известного представителя крымскотатарской диаспоры в США.


Фикрет Юртер со своей супругой ХатиджеНа встречу были приглашены и мы — представители Милли Фирка: председатель Кенеша Энвер Кантемир Умеров, глава Исполкома Решат Аблаев и члены Кенеша Милли Фирка Васви Абдураимов, Альмир Самадинов и Нариман Джемилев.

 

В ужине также приняли участие президент Благотворительного фонда «Ватандаш-Соотечественник» Рустем Халилов, глава правления Совета старейшин крымскотатарского народа «Намус» Темур Челебиев и председатель мусульманской общины «Сабур» г. Симферополя Камиль Аметов.

 

В последние годы Фикрет Юртер со своей супругой Хатидже часто стал приезжать в Крым. Пару лет назад Фикрет ага даже построил дом в родном Айсерезе. В прошлом году ему исполнилось 80 лет. Об этом писали, его показывали по телевидению.

 

И в этом году Фикрет ага с Хатидже апте целый месяц гостили в Крыму, но в этот раз их приезд остался практически незамеченным…

 

Впервые о Фикрете Юртере я услышал в семидесятые годы, будучи студентом. Живя в Америке, он долгое время искал возможность связаться с участниками Национального движения крымских татар напрямую. Его поиски увенчались успехом после демонстрации пятерых участников Национального движения на площади Маяковского в Москве в 1969 году, в которой участвовали Энвер Аметов, Айдер Зейтуллаев, Ибраим Халапов, Зампира Асанова и мой отец, Решат Джемилев. Тогда к ним присоединилась дочь командарма Петра Якира — Лариса Якир.

 

С транспарантами «Коммунисты верните крымских татар в Крым», «Восстановите декрет Ленина от 18 октября 1921 года», «Прекратите репрессии против крымских татар», «Свободу генералу Григоренко», «Свободу политзаключенным» им удалось выстоять на площади 6-7 минут, пока их всех не повязали сотрудники правоохранительных органов и КГБ.

 

Об этой демонстрации подробно написал в газете «Чикаго трибюн» работник посольства США в СССР Френк К. Старр, с которым был знаком мой отец.

 

После той публикации Фикрет Юртер разыскал автора статьи и подробно расспросил его о Национальном движении крымских татар, и о том, как можно связаться с Решатом Джемилевым. Так началась установливаться связь крымскотатарской диаспоры США с Национальным движением в СССР.

 

Вот, что написал Решат Джемилев в своих воспоминаниях о Фикрете Юртере:

 

«После моего освобождения в октябре 1975 года из Красноярских лагерей Фикрет позвонил ко мне домой и поздравил меня от имени наших соотечественников в США и лично от своей семьи и себя с освобождением. С тех пор наши контакты не прерывались, Он часто звонил, чтобы получить свежую информацию, как говорится, из первых рук. Он и Мемет-ага Севдияр смогли сплотить вокруг себя большую часть нашей диаспоры, организовал и учредил Фонд «Крым» в Нью-Йорке.

 

Периодически они посылали отдельным нашим участникам Национального движения и мне, в том числе, материальную помощь, проводили демонстрации и митинги в Нью-Йорке, Вашингтоне, Анкаре, Стамбуле и других регионах Турции в поддержку стремления нашего народа вернуться в Крым. Они без промедления получаемую информацию освещали широкой общественности мира. К ним приезжали и они ездили, чтобы встретиться с видными деятелями Америки, Англии, Франции, Турции, Германии. Саудовской Аравии и других стран мира. Цель их поездок заключалась в том, чтобы люди, проживающие там, поднялись в защиту лишённых родины крымских татар.

 

С 1976 года Фикрет стал добиваться, чтобы пригласить меня в США в качестве гостя. Совместно с братом моей матери Мидатом Пателем (Хусейн Тимур) он несколько раз отправлял мне приглашение. Но советские власти таким, как я, под разными дежурными предлогами визы на выезд не давали. Но Фикрет на этом не остановил свое желание познакомиться со мной. Он продолжил кампанию… уже через мою сестру Зоре Канглигиль (Тимур), так как мой дядя скончался в 1982 году от инсульта. И только в июле 1989 года мне посчастливилось получить визу на выезд в гости к моей сестре сроком на три месяца.

 

Говоря о тех, кто помог мне приехать в Америку, во главе этого мероприятия стояли Фикрет Юртер и Мемет-ага Севдияр. Я выражаю свою признательность этим, мною, не забываемым людям. Их заслуги заключаются не только в том, что они помогли мне, но и в том, что в течение многих лет оказывали неоценимую помощь всему нашему народу и продолжают приносить ее. Я уверен в том, что наш народ и другие оценят их мужество, настойчивость и жертвы, принесенные во имя торжества справедливости. Дай Аллах им здоровья, счастья их семьям и долголетие!

 

Я благодарен Фикрету Юртеру и Мемет-ага Севдияру и прошу Аллаха даровать им и их семьям крепкого здоровья и счастливого долголетия. В течение многих лет они перенесли множество недостойных сплетен и наветов в свой адрес. Но, несмотря на это, они продолжают нести пользу своему народу, не преследуя никакой корысти для себя. Их благородности нам бы подражать» — так завершает свои воспоминания о Фикрете Юртере Решат Джемилев.

 

Поразительно и обидно, что за все годы существования системы Курултай-Меджлис Фикрета Юртера ни разу не пригласили на Курултай, в том числе и на последний, недавно прошедший VI Курултай.

 

Со своей стороны хочу выразить благодарность Эльдару Сеитбекирову, который организовал дружеский ужин в честь дня рождения Фикрет ага. А мы получили возможность хоть как-то поблагодарить этого человека за неоценимую помощь, которую он долгое время оказывал и продолжает оказывать своему народу.

 

Нариман Джемилев,

член Кенеша Милли Фирка
г. Бахчисарай

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня