Хэппи-энда не будет…

Post navigation

Хэппи-энда не будет…

Кинематограф приучил нас верить в счастливый финал. Приятно думать, что итогом испытаний станет время молочных рек и кисельных берегов. На Украине жизнь дважды доказала наивность этих надежд — в 2005-м и 2010-м.

«Оранжевая революция» привлекала своей киногеничностью. Полное соответствие голливудскому клише — когда истосковавшийся по справедливости народ бескровно и задорно меняет режим, сажая в главные кресла страны раскрученных героев. Никто не учел главного: в жизни нет кульминации, когда из-за горизонта начинают медленно выплывать титры. И послесловие любой истории чаще всего превращает героический эпос в социально-бытовую драму.

Хэппи-энда не будет...

В 2005 году впервые теория хэппи-энда потерпела фиаско. Иного будущего и новой реальности не случилось. Оказалось, что принцессы берут взятки, принцы ходят налево, да и вообще, победа над «драконом режима» продолжилась вполне приземленным бытом совсем не сказочной реальности. И несколько лет спустя родилась идея переписать финал закончившейся было истории.

Римейк неслучившегося хэппи-энда строился на попытках предугадать — как сложилась бы судьба Украины, если б никакого Майдана и третьего тура выборов не произошло? И если бы Янукович стал президентом не в 2010, а в 2004 году? Как скоро на украинских стадионах появились транспаранты «Спасибо жителям Донбасса…» и сколько бы времени прошло до того момента, когда протестующие толпы начали выплескиваться на площадь перед украинским парламентом?

И начали бы эти протесты вообще? Возможно, что последние предкризисные годы дали бы «бело-голубым» столь желанное затишье, в результате которого Украина превратилась бы в цветущий сад? И Михаил Чечетов срывал бы аплодисменты журналистов, повествуя о том, как украино-российские отношения «налаживаются и налаживаются» (пардон — «накладываются и накладываются»). А неотравленная национальной «свидомистью» информационная повестка загнала бы западноукраинских пассионариев в маргинальное подполье. И Ющенко остался бы деятельным парламентским оппозиционером, а Тимошенко — хорошим площадным бузотером…

И цены на газ застыли бы на демпинговом уровне цен середины прошлого десятилетия, и русские деньги в избытке бы потекли в столь изголодавшиеся по ним отрасли украинской экономики? И Путин подарил бы Януковичу «Ладу Калину», в которую бы помещалось туловище, но не самооценка украинского гаранта. И не было бы на Украине ни кризиса, ни нищих, ни Тягнибока. А была бы вместо этого тишь и благодать с парадным фасадом в идее телевизионных новостей и монолитно-непоколебимый гарант на билбордах с главным лозунгом семилетней давности «Потому что надежный»…

Результатом всех этих надежд стало то, что на рубеже 2009-2010 годов герои и антигерои поменялись местами. Юго-Восток, негласно записанный после Майдана в разряд обиталища орков, решил доказать «эльфам» из Галичины всю неправоту выписанного ими сценарного финала украинских мытарств. Итогом стала победа на президентских выборах такого не романтичного, но основательного донецкого президента.

Но оказалось, что и этот вариант «светлого будущего» был еще одной коллективной иллюзией. Разочарование пришло еще быстрее — ему уже не мешали ушедшие в небытие наивные мечты о свободе и демократии, вера в справедливость и надежда на «европоподобных» реформаторов. Общественная энергия юго-востока ушла в канализацию еще быстрее, а надежды на перемены во имя будущего быстро сменились агрессивным желанием выжить в настоящем. И вот мы видим, как, в принципе безобидно-забавную западноукраинскую «бабу Параску» сменила протестующая тетенька с юго-востока, яростно кричащая в мегафон «Янукович, бл…., выходь, су….».

В этой женщине — отражение новой интонации украинского разочарования. Неспособного на флэшмобы или ироничную фронду. Разочаровавшегося в тех, кого принято называть элитой и не верящего ни в кого, кроме себя. Привыкающего вместо деления страны на своих и чужих жить в парадигме «все козлы».

Два украинских «антихэппиэнда» стали вакциной от романтического ожидания. Отрезвляющим коктейлем от благоглупостей вроде плясок вокруг языкового тотема. Холодным душем из понимания того факта, что географическая близость не гарантирует цивилизационного сходства.

Украина разучилась любить — этому чувству не осталось места в стране, которой правят сутенеры. Она отвыкла верить — ее отучили от этого политические альфонсы. Лишь где-то внутри еще теплятся остатки надежды — старательно, но не до конца растоптанной предыдущими ухажерами. И то, что надеяться стране практически не на кого, может стать главным выводом из несбывшихся надежд на голливудский финал украинской истории. Возможно, что в итоге войдет, наконец, в обиход привычка верить в самих себя.

Украину ждет любопытное время. Любопытное как раз своей полной непредсказуемостью. Страна, разучившаяся любить и доверять, старательно учиться ненавидеть и презирать. И нет уже веры в доброго гетмана: ни в Киеве, который продолжает политику пира во время чумы, ни в Москве, заботящееся только о прибыли акционеров ЗАО «Российская Федерация», ни в Брюсселе, занятого спасением разучившихся работать Греции и Италии. И в этой гамме отрицательных эмоций практически не осталось места вере в чудо.

И это хорошо, потому, что реальность не имеет ничего общего с кинематографом. Не будет ни титров, ни героической музыки, ни ощущения раз и навсегда поставленной точки. Если хочешь победить дракона, его нужно побеждать раз за разом. Если ты свергаешь узурпатора — то не дай мутировать тому, кого ты ставишь на его место. В жизни не бывает «и жили они долго и счастливо». Всегда нужно помнить о том, что «продолжение следует…»

Павел КАЗАРИН

Источник: http://www.rosbalt.ru/blogs/2011/11/15/912594.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня