У феномена Джарты две составляющие. Во-первых, вразрез с существующим мнением ему удалось в своей политической биографии избежать вхождения в какую-либо группу влияния, будь то Фирташ — Левочкин или Ахметов — Колесников.
Мэр Макеевки (2000), первый заместитель губернатора Донецкой области, министр охраны окружающей природной среды в Кабмине Януковича (2006), председатель Совета министров АРК (с 2010-го), он сумел сохранить политическую независимость и, по сути, является сегодня самостоятельным игроком, имеющим прямой доступ к президенту. Джарты один из немногих донецких политиков, которого с полным правом можно назвать человеком президента.
Кстати, с его приходом в Крым эта связь с Януковичем стала еще теснее и прочнее. Глава государства не устает на каждом шагу ставить в пример всем регионам Крым, из которого они вместе с Джарты делали сначала «жемчужину Украины», а теперь и вовсе «жемчужину мира».
От Джарты на должности председателя правительства автономии неожиданностей не ждали — мало ли разного рода «варягов» побывало на крымской земле. Кусочек земли, пару нужных назначений, несколько «жирных» тендеров, а там, глядишь, и подоспел президентский указ о переводе на повышение. Но период «правления» Джарты стал болезненным и, главное, неожиданным шоком для всего крымского политикума.
Фактически меньше года понадобилось президентскому ставленнику на то, что не удавалось осуществить в течение двадцати лет — «присоединить» Крым к Украине. Крымская «вольница» в считанные месяцы была умиротворена и стала «островом стабильности и национального согласия». В Верховную Раду автономии и местные советы Партия регионов провела рекордное количество своих представителей, что впервые позволило достичь политической однородности. Крах, который потерпели на выборах в местные органы власти 2010 года разномастные «русские движения», стал концом старательно взращиваемого мифа об особой пророссийскости автономии. Сторонние наблюдатели много говорили о методах, которые использовал крымский премьер для достижения цели, но в данной ситуации «победителей не судят».
Практически все инициативы Джарты находят отклик в душе Президента, а значит и в бюджетном финансировании и принятии отдельных законов по Крыму. Это и известные 900 млн. грн. в госбюджете на этот год на социально-экономическое развитие автономии, и закон о регулировании земельных отношений на территории АРК, усиливший полномочия Совмина в этой сфере, и принятый в первом чтении закон «О Совете министров АРК». Отдельным подарком ко дню рождения Джарты 3 июня стало поручение Януковича Администрации Президента и Кабмину внести на рассмотрение парламента как неотложный проект закона «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на ее территории». Этот проект закона, подготовленный правительством Джарты, предусматривает особые, льготные условия для инвесторов, начинающих работать на территории АРК. Цель — привлечь в Крым инвестиции и ускорить экономическое развитие региона.
Правда, Джарты не смог добиться создания в Верховной Раде Украины комитета по делам Крыма, спикер Владимир Литвин дал добро на временную специальную комиссию по вопросам Крыма, однако ни один регион и этим похвастаться не может.
В Крыму с приходом Джарты появились две новые особенности. Во-первых, произошли тотальные кадровые перетряски, которых автономия не переживала никогда. В отличие от привычной схемы, когда приезжим руководителем менялась пара-тройка замов, Джарты осуществил тотальную перезагрузку всей управленческой вертикали. Тотальное недоверие к старой крымской элите привело к попытке формирование новой когорты управленцев за счет «заезжих спецов». Получится ли грузинский вариант на крымской земле, покажет время.
Во-вторых, в Крыму впервые за время независимости Украины исчезло такое понятие, как оппозиция. Ее просто нет. Бывшие влиятельные фигуры крымской политики сразу почувствовали руку нового хозяина Крыма. Бывший главный коммунист автономии Леонид Грач остался без партии. Нардеп-«бютовец» Андрей Сенченко фактически прекратил активную политическую деятельность. Олигарх-«союзовец» Лев Миримский даже пикнуть не смеет после провала на выборах мэра Симферополя. Экс-премьер Сергей Куницын, вынужденный идти в Верховную Раду Крыма по спискам «Союза», с головой ушел в футбол и строительство собора Александра Невского в Симферополе. Бывший крымский спикер Анатолий Гриценко с зимы сидит в СИЗО и уже остался без парторганизации.
Политика Джарты породила в автономии уникальную ситуацию — сильнейший Совмин и слабейший парламент. Спикер Владимир Константинов решил, так сказать, плыть по течению и не вмешиваться ни в какие процессы.
В целом сегодня Джарты ориентируется лично на Президента. Он сумел создать свой собственный центр влияния и свою собственную команду. Для того чтобы попасть к Януковичу, ему не нужно обращаться за помощью к посредникам. В этом его сила. Но это может стать и его проблемой.
Источник: http://crimea.comments.ua/article/2011/06/10/001500.html