Яцуба всеми силами будет поддерживать Джарты

Post navigation

Яцуба всеми силами будет поддерживать Джарты

В конце прошлой недели новоназначенный представитель президента Украины в Крыму Владимир Яцуба приступил к исполнению обязанностей. После появления на полуострове столь масштабной фигуры, за плечами которой работа в администрации президента, Кабинете министров и других крупных ведомствах, некоторые заговорили о попытках официального Киева подготовить возможного приемника председателя Совета министров Василия Джарты. Однако в интервью «Событиям» господин Яцуба сразу же отмел эти предположения, заверив, что будет поддерживать политику крымского премьера. 

Звонок президента в больницу

ВЯ: Я читал, что в Киеве пишут, — тут же начал постпред. — Обо мне писали только, когда я вроде бы обматюкал журналистов. А вообще я не популярный (для прессы — Ред.) человек. А тут? Я удивляюсь. С одной стороны, мне приятно, что такое внимание прессы, а с другой, такие небылицы пишут! Что обидно, разговор не идет о том, чем нужно на самом деле заниматься в Крыму, а вот всех волнуют интриги. Я сразу предупреждаю, я никогда никого не подсиживал. И вообще считаю, что это даже не уместно. Тем более, в этой ситуации. Мне 63 года, из них я 40 проработал в разных должностях, можно поинтересоваться у тех людей, у которых я работал заместителем. Я никогда этим не страдал, тем более, сегодня — в условиях, когда есть масса нюансов, которые надо вместе решать.

«СобЫтия»: Кто вам предложил стать постоянным представителем: президент, глава администрации президента или кто-то еще?

ВЯ: Президент, конечно. Я лежал в больнице. Мне президент позвонил, и у нас был долгий разговор по министерству (с марта по декабрь 2010 года В. Яцуба возглавлял Министерство регионального развития и строительства Украины — Ред.). Он мне сказал: я тебя приглашу.

«СобЫтия»: Вы сразу дали согласие?

ВЯ: Конечно. Я ни разу никогда никуда не просился за всю свою жизнь, даже в народные депутаты.

«СобЫтия»: Вы руководитель украинского масштаба. «Командировка» в Крым не показалась вам понижением?

ВЯ: Нет. Считаю, что руководителю на одном месте надо работать максимум до пяти лет, потому что существует такое понятие, как инерционность мышления — это объективные процессы. Мне даже интересно, потому что я институт представительства когда-то создавал с президентом Кучмой. Я помню, что первым представителем был Горбатов, потом поменяли на Киселева. Василия Алексеевича я вообще считаю моим политическим воспитанником. Интересный человек, активный очень, но иногда его заносит. А в принципе, он очень любит Крым, много сделал для Крыма. Кстати, я сейчас попросил, чтобы все бывшие представители президента в Крыму прислали свои фотографии. Тут даже нет их фотографий! Я эту практику завел в Кабинете министров.

«СобЫтия»: Какие задачи поставил перед вами президент?

ВЯ: С самого начала мне президент поставил определенные задачи (указывает на папку с поручениями главы государства). И мы все прекрасно понимаем, что главная проблема Крыма в том, что сюда никто не поедет, если мы не решим социально-экономические проблемы. Первое, если не будет обновленного железнодорожного вокзала. Сейчас он чистенький, он аккуратненький, но он совершенно не отвечает тем возможностям, которые должны быть в Крыму. Реконструкция железнодорожного вокзала — это не просто объект, он полгорода затрагивает. Поэтому надо изучать инженерию, энергообеспечение. А для этого необходим генеральный план Симферополя, которого в законченном виде до сих пор нет. Раз его нет, значит, нет элементарного развития. Что касается генерального плана Симферополя, моя позиция в этом вопросе следующая: его должен утверждать Совет министров Крыма. Я не знаю возможности проектировщиков Симферополя, но думаю, что институт проектирования городов «Діпромісто» — это та единственная серьезная проектная организация, которая на мировом уровне может делать проекты.

Также есть масса вопросов, связанных с газификацией, электроснабжением. С точки зрения эстетики и градостроительства это и дороги. Когда едешь в Ялту, там хоть что-то приличное осталось с прошлых времен, а когда по симферопольским закоулкам едешь, видишь эти убитые заборы…

Президент мне говорил: ты понимаешь, что бы мы ни говорили, Крым — это лицо Украины. И как бы там Буковель не прыгал, как бы там красиво не было, такого количества приезжих и оставляющих здесь деньги нет ни в одном регионе Украины.

«СобЫтия»: Полномочия представителя президента в Крыму ограничены. Как вы собираетесь влиять на ситуацию?

ВЯ: У меня никогда с этим проблем не было. Там где нужно, буду помогать. Я знаю, что есть проблема в согласительных документах. Это очень непростая работа. Например, на каждый вид работы есть титул. Титул — это документ, по которому решаются денежные вопросы. Я буду предлагать свои услуги, помощь в этом вопросе. В Кабмине через меня 5 лет документы шли по всем регионам. Я знаю, как это делается. Мы уже обсуждали этот вопрос с Василием Георгиевичем (Джарты — Ред.). Я готов те вопросы, решение которых будет тормозиться, толкать, в том числе и через президента.

После того, как больше познакомлюсь с делами, мы сядем с Василием Георгиевичем и председателем Верховного Совета, договоримся о правилах взаимоотношений. Я решил, что он — определяющий, и это не потому, что я сюда приехал, а потому что это мой принцип. Во главе должен быть один человек. Я так начинал в Днепропетровской области (на посту губернатора — Ред.). Когда я пришел, прокурором был покойный Владимир Шуба. Я с Володей, царство ему небесное, не смог работать. Хотя мы с ним были в хороших отношениях. Потому что когда в области есть два губернатора, находятся люди, которые начинают дергать за ниточки. Я президенту сказал: я свои принципы не меняю, считаю, что Василий Георгиевич много сделал. И еще одно: в условиях, когда мы видели последние 20 лет, как развивались события в Крыму, я могу назвать несколько регионов, где подобным образом развивались события, и результаты примерно одинаковые. Там, где в областях была стабильность, там результаты совсем другие сегодня. Я могу назвать несколько регионов: Тернопольская область самая убитая, там так и не было хозяина. Во Львове грызутся между собой на протяжении 20-ти лет. Я не хочу никого обидеть, но это правда. Я просто знаю анализ. А там, где была дружная работа и кадровая стабильность, там совсем другие результаты. Например, в Винницкой области. Я уже не говорю про Донецк, который стал европейским городом.

Знаю отношения Януковича с Джемилевым

«СобЫтия»: С крымским политбомондом знакомы?

ВЯ: Я со всеми хорошо знаком. Нормальные отношения. По работе мы с ними не сталкивались. Не думаю, что у меня будут проблемы. Недавно с Миримским летели в самолете.

«СобЫтия»: О чем говорили?

ВЯ: Мы поздоровались (улыбается). Кстати, в одной из жарких стран мы с ним вместе отдыхали.

«СобЫтия»: Одна из болевых точек Крыма — это межнациональный вопрос. Как будете выстраивать отношения с меджлисом?

ВЯ: Я еще не определился с этой методикой. Думаю, для меня здесь единственное правильное и возможное решение — равные отношения со всеми. Они должны быть равноудаленные и чисто деловые, в соответствии с законом, который существует. Здесь есть опытные люди, которые знают всю историю отношений. Вообще в таких ситуациях очень важно, чтобы было доверие. И это не только здесь. Если мы договариваемся, а потом кто-то делает что-то другое, то доверие сразу теряется, и все на этом заканчивается. Поэтому если не можешь или не знаешь, лучше скажи, что не знаешь.

«СобЫтия»: Открытое письмо Василия Джарты лидеру меджлиса Мустафе Джемилеву по ситуации с самозахватами вызвало резонанс. В меджлисе считают, что оно может стать причиной напряженности. Как вы отреагировали на это письмо?

ВЯ: А беззаконие, которое было на протяжении последних лет, не вызвало ни у кого возмущения? Почему я, стоящий в очереди, не получил ни земли бесплатно, ни квартиры? А тут беспредел полный. Кто хочет — пришел, колышки забил, поставил будку. Это что, нормально? Можно вести разговор о законе, о соблюдении законности? Я не говорю, что это крымские татары делали, знаю, не только они делали. Это чистый бизнес, никакой здесь политики.

Тот же законопроект об управлении землей в Крыму (в прошлый четверг он был отправлен на доработку — Ред.), который подал Совет министров в Верховную Раду Украины. Мы же не скрываем, что есть в Партии регионов люди, которые уже получили землю, не заинтересованные в принятии этого закона.

«СобЫтия»: Назовите фамилии.

ВЯ: Ну чего я буду называть? Вот вас сейчас назову. Что вы мне скажете? Докажите? Вы не вытягивайте из меня то, чего я никогда не скажу. Это должен дядька-прокурор сказать и суд.

«СобЫтия»: По вашему, этот законопроект, поданный Совмином, будет принят?

ВЯ: Я думаю, что примут, и в ближайшее время. Первое, в чем я буду помогать, это чтобы в Киеве не позорили себя и не позорила фракция Партии регионов, а проголосовала за закон, который направил глава Совмина. Я все сделаю для того, чтобы усилить позиции Джарты по земле. Потому что разговаривать можно много. В понедельник я еду на заседание Совета регионов при президенте и этот вопрос подниму. Я скажу: если часть Партии регионов не проголосовала, то что мне тогда делать? Вы же мне первый зададите этот вопрос.

«СобЫтия»: Премьер Джарты, вопреки указу главы государства, уже почти пять месяцев не может провести заседание обновленного Совета представителей крымскотатарского народа при президенте. Ваш прогноз: Совет все-таки соберется в ближайшее время или его состав вновь будет изменен?

ВЯ: Я обещаю просить возобновить диалог. Но опять же: политически уступать нельзя. Кто не пришел на встречу в августе прошлого года? Президент виноват в том, что эта встреча не состоялась? Нет. Я знаю отношения президента с Мустафой Джемилевым. Я думаю, что в Украине не найдется ни одного политика, к которому с таким уважением относился Виктор Федорович, будучи на разных должностях. То, что на встречу они (представители меджлиса — Ред.) не пришли, мне было больно, потому что я понимал, что от этого пострадают простые представители крымскотатарского народа. И сегодня из-за этого не решаются многие вопросы. Поэтому принцип такой: они допустили это — они должны вместе с нами искать компромисс. А глубже на эту тему я смогу ответить, когда пообщаюсь и в центре, и здесь, и с теми же Джемилевым, Джарты и Константиновым. Но первое, что нужно, это диалог: нужно садиться и обговаривать, кто прав, кто виноват, искать компромисс. Развязывать социальные вопросы, но не уступая законную позицию правительства Крыма. Нельзя уступать, со слабаком никто потом не будет разговаривать. Поэтому я поддерживаю позицию Джарты.

Никаких компромиссов

«СобЫтия»: Из уст некоторых представителей Партии регионов звучит мнение о необходимости упразднить автономию. Это какие-то настроения или отдельные мнения?

ВЯ: Нет никаких настроений. Это даже в страшном сне никому не приснится. Просто я думаю, то, чем сегодня Василий Джарты и центр занимаются, это нужно было делать еще 15-20 лет назад, после 91-го года. Все знают, как центр уделяет внимание Крыму. Тут еще есть и нормальная здоровая конкуренция. Все же видят, что Крыму выделили 900 миллионов. Если бы я работал в Днепропетровске, меня жаба давила бы, что такие деньги дали Крыму.

Поэтому премьер Крыма делает правильно. Я говорю так не потому, что сижу сейчас в этом кабинете, это мои принципы. В Днепропетровске я примерно то же самое делал. И без этого ни один руководитель, который хочет развязывать проблему в том регионе, который ему поручен, ничего не сделает. Поэтому я всеми силами, всеми знаниями буду поддерживать эту политику и работать на Василия Георгиевича в плане развязывания проблем. И никаких компромиссов с теми, кто попытается уйти от этого решения или, наоборот, попытается как-то повлиять на другие способы решения. И я горжусь тем, что буду близко работать с тем человеком, который взялся за эту проблему. Вы что думаете, что это так просто взяться за самую больную тему — за землю? Он понял, что если не развязать эту проблему на территории Крыма, мы ничего не сделаем.

«СобЫтия»: Будете ли вы инициировать сокращения в представительстве в рамках реформы по сокращению госаппарата, объявленной президентом?

ВЯ: Во-первых, я уже предложил сократить одного заместителя. Предварительно могу сказать, что вообще сокращаем четыре должности. Машину одну сокращаем, соответственно. Во-вторых, я принял решение по распределению функций между заместителями. В-третьих, будет сделан уклон больше на экспертные оценки экономики, социального развития. Тут много нерешенных вопросов и ими никто не занимался. Люди, например, не получают премии уже нсколько лет. Чисто организационные вопросы я смогу решить.

«СобЫтия»: Вы решили, где будет жить? Собираетесь перевозить семью?

ВЯ: Конечно, я в Алуште будут жить, у моей жены там квартира. В Крыму квартиру получать не буду, успокойтесь, я постараюсь, чтобы их больше было для очередников.

Беседовал Заир АКАДЫРОВ

По материалам: www.sobytiya.com.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня