Не лез бы Лесь в чужой огород

Post navigation

Не лез бы Лесь в чужой огород

Ответ «историку» Бузине от потомка «рэкетиров» и «разбойников»

Бог не может изменить прошлое, но историки могут.

И, должно быть, как раз потому, что иногда они

оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.

Сэмюэль Батлер

Газета «СЕГОДНЯ» решила раскрыть доселе «неизвестные» страницы Крымского ханства. На четырех полосах киевского издания крупно, броско представлена очередная «историческая» сенсация от Леся Бузины. Только вместо свежего скандала повеяло нафталином в стиле таких же подметных очерков по крымскому ханству советского периода 1944-1989 годов. Тогда, после депортации крымских татар из Крыма и уничтожения всей исторической памяти в Крыму, крайне нужна была именно такая история — о «татарах-бандитах», наводивших страх и ужас на всю цивилизованную Европу.

Итак читаем: «В великой» ханской столице Бахчисарае проживало людей меньше, чем в захудалом нынешнем райцентре, — каких-то шесть тысяч! Никакой индустрии, за исключением мастерских по изготовлению седел и ножей, ханство не имело. И даже не собиралось ее заводить, так как его экономика строилась не на производстве, а на перераспределении. Ибо с момента возникновения и почти до самого конца «панство Крымское», как называли эту державу в канцелярии малороссийских гетманов, занималось тем, что на современном языке именуется рэкетом. Вся политика хана сводилась к тому, что он терроризировал окрестные государства однообразным надоедливым приемом: мы — люди дикие, голодные, но воинственные, потомки самого Чингисхана, — дайте на пропитание, а то зарежем!»

Не знаю, каким образом малочисленность столицы умаляет ее значение, а тем более цивилизованность. К примеру, столица Швейцарии Берн и сегодня по населению в 25 раз уступает Киеву, не говоря о Москве или Токио. И Швейцария не занимается производством тракторов, самолетов и свинины. Однако успешнее многих других стран перераспределяет финансовый доход. Но дело не в Швейцарии. Достаточно набрать в Интернет-поисковике слова «ремесла крымского ханства», и на мониторе откроются десятки страниц, посвященных крымским кожевникам, сундучникам, сафьянщикам, ткачам-юзбещикам, мастерам по декорированию жилища и килимщикам. Двухсторонние ковры — килимы, изготовляемые в те времена крымскими мастерами, ценились выше кавказских и среднеазиатских ковров. Кстати, украинское слово килим пришло в Украину из Крыма, как вы понимаете. Видимо, крымские «рэкетиры» на досуге баловались еще и ковроткачеством.

А вот еще один опус от Бузины: «Татары не были в Крыму коренным народом. Их предки появились там только во времена монгольского нашествия — в XIII веке. До этого полуостров населяли потомки античных греков, создавших свои города на побережье, хазар и готов — германского племени, которое пришло сюда из Скандинавии еще в эпоху Великого переселения народов — в III ст. н. э. Ныне в это трудно верится, но готская речь звучала в Крыму даже в начале ханской эпохи. Путешественники отмечали, что она очень похожа на другие германские диалекты».

По-видимому, это и есть ключевой тезис автора. Татары в Крыму пришлые, и точка. Вот только не получается. Ниже по тексту Бузина стыдливо, как бы мимоходом, сообщает, что среди горных татар встречаются блондины — потомки готов. Вообще-то горные татары — скорее потомки древнего населения полуострова и происхождение этого субстракта крымскотатарского этноса нужно искать задолго до великого переселения народов. И если начать перечислять всех европеоидов среди крымских татар, то окажется, что монгольских типажей в России или Украине больше, чем среди крымцев. И выяснится, что крымские татары западного Бахчисарая — потомки готов, от Балаклавы и до Алушты — преимущественно потомки греков, Судакского региона — генуэзцев, Акмесджита и Карасубазара — коктейль кипчаков и докипчакского населения. И даже среди керченских крымских татар немало светловолосых, что указывает на их отнюдь не монгольское, а скорее волжско-булгарское происхождение. Лесь Бузина — не первый и, видимо, не последний из желающих уцепиться в этноним «татар» и отправить крымцев в Монголию. Думаю, в самое ближайшее время всем, кому надоели спекуляции на эту тему, придется обратиться к телеканалу «Нейшнл джеографик» и включить Крым и крымских татар в проект «Генетический музей планеты». И если антропология до сих пор не может убедить таких «историков», как Бузина, в крымскости крымских татар, то, надеюсь, убедит генетика.

Дальше — больше: «До сих пор в Крыму живут два малоизвестных народа, которые оказались тут намного раньше татар — крымчаки и караимы. В Киеве есть Дом актера на улице Ярославов Вал — изящное здание в восточном стиле. Это бывшая караимская церковь — кенасса. Ее построил, как и многие самые красивые здания нашего города, архитектор Городецкий. А деньги дал Соломон Коген — караим по происхождению и табачный король, владевший в Киеве двумя папиросными фабриками.

Караимы исповедуют разновидность иудаизма, но евреями себя не считают, а Талмуд не признают. Разговаривают они на одном из тюркских диалектов, близком к древнему половецкому языку. Этнологи видят в них потомков хазар, принявших когда-то иудаизм и владевших не только Крымом, но до норманнов и Киевом. Сейчас в Крыму живет не больше шести тысяч караимов. И еще несколько тысяч разбросаны по разным странам, от Турции до Литвы.

Крымчаки проживали компактными общинами в районе Бахчисарая, Феодосии, Евпатории и Старого Крыма, а сейчас их можно, если повезет, встретить в разных местах полуострова. Они тоже разговаривают по-тюркски и исповедуют иудаизм. Но другую его разновидность — более ортодоксальную. Церкви свои называют синагогами, а духовных наставников — раввинами. Их тоже относят к потомкам хазар».

Да будет известно Лесю и К, вопрос о хазарском происхождении караимов открыт до сих пор, а вот крымчаков потомками хазар никто никогда не считал. Крымчаки — те же евреи, переселившиеся в Крым в начале первого тысячелетия, а поэтому, давно говорящие на языке коренного населения с некоторыми вкраплениями из иврита. Кстати, этноним «крымчаки» закрепился за местными евреями только с установлением Советской власти. До этого крымчаками (крымцами) называли все тех же крымских татар… Караимов в Крыму не то что шесть тысяч, и шести сотен уже вряд ли можно насчитать. По переписи 1989 года их было около 900 человек. Но в последние годы Израиль открыл для них возможность «алии» — репатриации, поэтому теперь в Крыму караимы действительно реликт. Эта маленькая статистическая ошибочка (в десять раз!) вызывает справедливый вопрос, можно ли доверять остальному фактажу «сенсационной» статьи Бузины. Ну и самое главное: и караимский, и крымчакский языки не просто половецкого происхождения. А еще почему-то на 100% совпадают с бахчисарайским и карасубазарским диалектами крымскотатарского языка. Но если этим малочисленным народам хочется обособить свои говоры в отдельные лингвистические единицы, мы валуевских указов принимать не будем, как не принимали их во времена Крымского ханства.

«А куда из Крыма делись потомки античных греков? В Мариуполь! Екатерина II переселила их туда в разгар русско-турецких войн, чтобы обезопасить этот христианский народ от истребления. Еще не было ясно, за кем останется Крым. Добрая императрица не хотела, чтобы люди, сохранившие религию предков, погибли зря. Кроме того, ей хотелось ослабить крымского хана. Ведь, если кто и умел работать в его стране, так это греки — хорошие ремесленники, садоводы и рыболовы», — продолжает рассказывать свои байки Лесь Бузина.

Часть греков, а точнее урумов и румеев, действительно, не по своей воле оказались в мариупольском регионе. Но большая часть этих самых греков не захотели екатерининской «защиты» и, приняв Ислам, остались в Крыму, став неотъемлемой частью единого крымскотатарского народа. Иначе после подобной «материнской заботы» Екатерины такие поселки как Форос, Симеиз, Лимена, Кореиз, Капсихор навсегда прекратили бы существовать. А ведь жизнь в них не замирала ни на день, аж до 18 мая 1944 года, когда депортировали всех потомков «рэкетиров», несмотря на их греческое, готское или ненавистное Бузине монгольское происхождение. Кстати, Лесь подзабыл о том, что кроме греков Екатерина точно также «позаботилась» об армянах, переселив их на территорию современной Ростовской области. Да будет известно, что и «греки» и «армяне», как ни странно, тоже разговаривали на «рэкетирском» языке и до сих пор, спустя 240 лет после их выдворения из Крыма, для нас, крымских татар, они — часть единого крымского народа. Но видимо, что-то было притягательное в этих «татарах-разбойниках», если даже псалтырь у армян Галича, Львова и Кракова в 16 веке был написан на армяно-кыпчаксом диалекте крымскотатарского языка, где в качестве букв используется алфавит Месропа Маштоца. Об этом даже в советское время указывалось на стенде в армянской церкви Львова (та самая, во дворике которой снималась сцена драки между мушкетерами и гвардейцами кардинала в известном советском культовом фильме по роману Дюма). Оригиналы этих армянских книг на крымскотатарском языке сейчас хранятся в Вене и, как должно быть известно мало-мальски грамотному исследователю-историку, ни Львов, ни Вена никогда не находились под властью Крымского ханства, чтобы навязывать свой язык «запуганному мирному населению». Если данные абзацы статьи Бузины были направлены на то, чтобы заигрывать с одной частью нашего народа (христанского и иудейского вероисповедания) и вбивать клин между ними и мусульманской частью, называемой татарами, то Крым — не Балканы и не Кавказ. У нас, к счастью, не было религиозных войн. К подобным провокациям у крымских татар, караимов и греков давно сформировался стойкий иммунитет.

«Все знают о набегах татар на Украину, но забывают, что им предшествовали набеги татар… на сам Крым. Впервые их вторжение на полуостров зафиксировано в 1223 году — в том самом, когда русские князья были разбиты на Калке. Разгромив русских, орда завернула на юг и прошлась по степному Крыму. За первым набегом последовали другие, пока в 1299 году войско татарского вождя Ногая не захватило Херсонес. Помните античные руины на первой одногривневой купюре? Это наглядная иллюстрация того, как Ногай погулял. С новых гривен руины убрали. Но вы можете съездить в Севастополь и полюбоваться на остатки старинного греческого города на берегу Карантинной бухты — только колонна сиротливо торчит! Как напоминание о том, как эффективно Ногай истреблял предшествующее «коренное» население.

Первым же крымским ханом стал некий Хаджи-Гирей — один из золотоордынских сепаратистов. Десять лет он пробыл в эмиграции у польского короля, а потом с его помощью захватил Крым и основал местную династию. Король еще не подозревал, какую глупость он совершил», — такая вот «история» от Бузины.

Вот я думаю, нужно ли вспоминать, как цивилизованные римляне разрушили Карфаген или совсем добродушный Киевский князь Святополк истребил 20 тысяч жителей Филиополя, то есть практически все болгарское христианское население города. Да и в родном Киеве князья «гуляли» похлеще хана Ногая, не раз вырезая коренное население города. Русские «неплохо» погуляли в Батурине, Ногай — в Херсонесе, Богдан Хмельницкий — по еврейским кварталам. Многое было в истории всякого, но Лесь Бузина напоминает мне одного экс-спикера Кнессета, который в 1980-х, желая упечь украинского националиста США в тюрьму за якобы нацистские преступления в письме к украинской диаспоре США аргументировал свою настойчивость тем, что дескать «украинцам нужно просить прощение перед евреями со времен преступлений Богдана Хмельницкого».

«Я же в очередной раз благодарно вспомню имена славных «екатерининских орлов» — Румянцева, Суворова и Потемкина, навсегда покончивших с тем, что еще недавно гордо именовало себя «Великим ханом великой орды и престола Крыма и степей Кыпчака», что в оригинале звучало: «Улуг Йортнинг, ве Техти Кырымининг, ве Дешти Кыпчак, улуг хани». Не понимаете? А ведь не будь Российской Империи, это вполне могло быть вашим государственным языком», — напоследок стращает читателей газеты «Сегодня» автор статьи.

Конечно, после такого эпилога, предыдущее оппонирование автору в принципе теряет всякий смысл, ибо Бузина сам же и раскрыл свои цели и задачи. Статья — не историческая, а, надо полагать, заказная политическая. Лживая, скандальная, но эффектная. По всей видимости, «историк» Бузина по натуре мазохист и ему доставляет удовольствие получать «по сусалам» за свои, «ну» очень «исторические» статьи. И если родные украинские тумаки его уже не возбуждают — «Хош кельдиниз, бизден де бир шамар ашанъыз» («Здрасьте, вот вам и от нас в подарок оплеуха). В истории всякое случается и, возможно, лет так через 200 это станет если и не родным языком, то обязательным девизом на фамильном гербе Леся Бузины.

Осман ПАШАЕВ (Киев)

«Полуостров» № 21 (325), 29 мая — 4 июня 2009

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня