Президент Франции Николя Саркози совершает закавказское турне по маршруту Армения — Азербайджан — Грузия.
Несмотря на то, что эти страны некогда входили в состав единого государства СССР, за годы независимости они выработали совершенно разные внешнеполитические повестки и решают разные проблемы. Поэтому Саркози пришлось разрабатывать и разные сценарии действий в Ереване, Баку и Тбилиси. Но сам факт демонстрации в этом регионе мира французского флага событие, безусловно, во многих отношениях примечательное.
Тем более, что только в последнее время Европейское сообщество стало демонстрировать активность на кавказском направлении, да и то в связи с энергетической политикой в отношении Каспия. В остальном Париж не выбивался из «общего строя»: после посреднической и достаточной эффективной миссии во времена кавказской войны августа 2008 года, официальный Париж делал некоторые заявления только в отношении работы Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию.
В отношении политики в Закавказье Франция демонстрировала следующую позицию. Она не поддерживает проект приема Грузии в НАТО, не намерена разыгрывать в этом регионе российскую «карту». В то же время после «решительных» действий в Ливии, активном участии в событиях «арабской весны» в Северной Африке и на Ближнем Востоке, Париж готов продемонстрировать лидерам стран Закавказья свою способность проводить вполне самостоятельную политику. При этом, если США и ЕС в целом демонстрируют потребительское отношение к региону Каспия, заявляя только о своей главной заинтересованности в решении проблем энергетической безопасности за счет ресурсов Каспия, то для Парижа это — не проблема номер один.
Неслучайно многие армянские политологи уверены, что президент Николя Саркози в ходе своего нынешнего визита проводит «разведку боем» с целью определить свои главные геополитические интересы в регионе. По их мнению, Париж будет делать ставку на Армению, переводить в союзе с ней и Россией «стрелки» на иранское направление, чтобы выставить альтернативу Каспию — Персидский залив, откуда можно транспортировать энергоресурсы морским путем во Францию. С другой стороны, битва за Ливию, где Париж открыто вытеснил Анкару, демонстрирует возможность сковать действия Турции и на кавказском направлении, выставляя в качестве главного условия вступления Турции в ЕС ратификацию турецким парламентом известных цюрихских протоколов.
Более того, после провальных саммитов Медведев — Алиев — Саргсян по карабахскому урегулированию Франция — как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ — может взять инициативу уже в свои руки, чтобы продвинуть уже разработанные, но так и не принятые конфликтующими сторонами положений Мадридских принципов по Карабаху. Тогда в «американо-российско-французском заговоре» вокруг карабахской проблемы, инициатива от России перейдет к Франции.
Это понимают и в Баку. Как заявил в этой связи депутат Милли Меджлиса (парламента) Захид Орудж, «в отличие от США и других ведущих стран, Франция может ставить политический вопрос на повестку дня и умеет решать его». Более того, по мнению Оруджа, «визит Саркози на фоне не дающих результатов встреч, проведенных за последние два года с участием сопредседателей под активным руководством России, анонсирует активизацию Франции в нагорно-карабахском процессе в будущем». На наш взгляд, это — абсолютно верный прогноз.
Отметим в этой связи, что не случайно накануне прибытия Николя Саркози в Ереван в Париже с визитом побывал президент Армении Серж Саргсян. Это — не частый случай в мировой политике. При этом Николя Саркози демонстративно подчеркнул, что «Франция является хорошим другом Армении и всегда будет рядом с нею». Понятно, что Париж и Ереван оговаривали некоторый сценарии будущих, возможно, совместных действий в регионе, в частности, в том числе и отношении перспектив карабахского урегулирования. Правда, детали достигнутых в Париже договоренностей — а они есть — остаются пока неизвестными. Однако по некоторым признакам можно судить о том, что Ереван готовится к вероятным поворотам российской внешней политики в Закавказье в период нового президентства Владимира Путина.
Похоже, все идет к тому, что ЕС предпримет усилия в сторону расширения геополитических и геоэкономических сфер влияния в Закавказье, но с опорой не на Турцию или Азербайджан. Вот почему в Закавказье, особенно в Азербайджане, следует быть готовыми к новым инициативам Парижа. В этой связи заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Джалагания заявил, что «визит такого мирового лидера, как президент Франции Николя Саркози, имеет огромное значение для Грузии», и что он «будет иметь значение на региональном уровне». Это — тоже верно. Но пока просматривается только проект флангового охвата Турции с юга и севера, с потенциальным выходом через Иран в зону Персидского залива, чтобы затем провести операцию по геополитической маргинализации региона Каспия.
Станислав ТАРАСОВ
Источник: http://regnum.ru