Крым расстался с большим футболом?

Post navigation

Крым расстался с большим футболом?

Изменения в геополитической судьбе Крыма самым роковым образом сказались на такой беспокойной сфере его жизни, как футбол. И было бы недальновидно преуменьшать значимость этого рода увлечения его жителей. Любимая игра миллионов — это не просто красивые слова, а факт.

Крым расстался с большим футболом?

Кто пришел на смену

 

Армия фанатов двух главных профессиональных крымских команд — симферопольской «Таврии» и «Севастополя» еще полгода назад насчитывала пусть и не миллионы в буквальном смысле, но многие десятки тысяч. Основную часть которых, составляли чрезвычайно активные молодые люди.

 

Команды, за которые они страстно переживали, входили в главную профессиональную лигу большого европейского (как бы над этим сегодня ни иронизировали) государства, имели влиятельных и богатых хозяев и в случае успехов получали гарантию выступлений в престижных европейских соревнованиях топ-уровня — Лиге чемпионов и Лиге Европы.

 

Та же «Таврия», которая в советские времена влачила существование второразрядной команды, изредка пробивавшейся из первой лиги в высшую, в рамках «незалежной державы» приобрела гордый титул самого первого чемпиона страны. «Севастополь» все последние годы уверенно наращивал свои финансовые и игровые возможности, и уже готов был поставить перед собой дерзкую цель побороться за право сражаться на международном уровне со знаменитыми «реалами» и «бавариями».

 

Сразу после судьбоносных мартовских событий на волне эйфории многие уже видели свои любимые клубы в одном ряду с российскими грандами — «Зенитом», ЦСКА, «Спартаком»…

 

Суровая реальность повергла сначала в беспокойство, а затем в панику. Рисковать подставить весь свой футбол под европейские санкции с неизбежным лишением права на проведение чемпионата мира 2018 года Российский футбольный союз не стал. В результате вместо радужных перспектив соперничества с культовыми командами — всего лишь зональные турниры второй лиги. Причем любые завоеванные крымчанами очки и забитые голы Европой объявлены вне закона.

 

Больше того: самих команд, за которые «фанатели» жители полуострова, больше нет. Вместо них созданы совершенно другие коллективы «с чистого листа» — севастопольский СКЧФ и симферопольский ТСК. Есть еще, правда, ялтинская «Жемчужина», но ее поклонникам повезло больше — у них никаких особых амбиций не было и до этого.

 

В общем — шок! Ну, представьте, если бы вдруг московский «Спартак» был обозван давно забытой «Промкооперацией» и отправлен в одну «зону» с клубами из подмосковных пгт.

 

Письмо президенту

 

В общем, флагманы крымского футбола потеряли имя, элитную лиговую прописку, ведущих игроков и, как закономерный результат, спонсоров, утративших стимул для вложения своих немалых средств. Результаты, естественно, не замедлили сказаться. Даже в рамках третьего (по рангу) российского дивизиона Симферополь после первых пяти матчей с трудом держался в «середняках», а Ялта и Севастополь занимали два последних места. Причем «команда военморов» проиграла все свои матчи и объявила о намерении вообще сняться с соревнований.

 

Самой громкой мерой спасения тонущего судна стало эмоциональное письмо болельщиков СКЧФ на имя президента России.

 

Вот его самый пламенный финальный абзац:

 

«Уважаемый Владимир Владимирович, Вы дали нам всем возможность жить новой жизнью, видеть уверенное будущее наших детей и достойную старость наших родителей. Севастопольцы просят Вас не допустить краха севастопольского футбола, который был всегда истинно российским, и крушение которого станет локальной победой наших недругов, лелеющих надежды на антироссийское воспитание севастопольцев. Мы не должны потерять основы патриотизма, которые закладывались и закладываются, в том числе, во время проведения футбольных матчей в Севастополе — то, чем гордимся, благодаря чему русская весна стала возможна в принципе».

 

Одновременно руководство клуба в лице его президента Александра Красильникова пошло на беспрецедентный шаг. Было создано так называемое «Некоммерческое партнерство футбольных болельщиков», около 500 членов которого получили в собственность полный пакет акций клуба. Трудно сказать, какая из инициатив сработала эффективнее, но финансовая ситуация вроде бы стабилизировалась. По информации руководителя пресс-службы СКЧФ Максима Каратаева, речь о снятии с чемпионата уже не идет.

 

«Состоялись встречи руководства клуба с представителями правительства России. Команде удалось найти спонсора, по крайней мере, на ближайшие полгода. То есть, этот спонсор согласен оплачивать основные расходы команды — переезды, форма, питание и тому подобное. Что будет в следующем году? Будем надеяться на лучшее».

 

Боевые фанаты ушли в прошлое

 

У футбольной шоковой терапии есть, однако, и еще одна, может быть даже гораздо более важная сторона. О том, что собой представлял и представляет фанатский мир украинского футбола, многим пришлось узнать на основе собственного трагического опыта. Именно группировки «ультрас» — то есть самых «отмороженных» — составили боевые отряды нацистского Майдана.

 

По сути весь «Правый сектор» — ни что иное, как политическая реинкарнация фанатского движения. Раскрылась, наконец, мучившая все эти годы тайна — зачем украинским олигархам вбухивать огромные деньги в не окупающую себя сферу. Просто мы по наивности не туда смотрели. Касса-то, не окупалась.

 

Зато за двадцать лет каждый уважающий себя олигарх сколотил персональную преданную только ему армию боевиков. Закаленных в кровавых фанатских «мясорубках» и готовых по первому приказу запросто проломить голову любому «чужаку». Оставалось всего лишь в нужный момент перенацелить этих новых гуннов с околофутбольных войн на реальное убийство собственных соотечественников по «идейному» принципу.

 

Именно эти отряды «штурмовиков» сыграли главную роль в терроре русского населения Юго-Востока. Сценарий был убог и однообразен. На организуемое в день матча «мирное шествие футбольных фанатов» вдруг, откуда ни возьмись, подло нападали «титушки» (позже — «антимайданщики», еще позже — «сепаратисты»). И «мирные фанаты» (явление, не существующее в природе и известное только украинскому телевидению) давали героический отпор, калеча и убивая действительно мирных горожан.

 

Побоища в Запорожье, Днепропетровске, Харькове и кульминация всей этой бесовщины — одесская «Хатынь» — все это дело рук, ног, бит и пуль именно бывших футбольных ультрас.

 

Крымские боевики от футбола начали активно использоваться в политических целях примерно с 2010 года, преуспев в организации разного рода пронацистских шествий. Лидировал Симферополь. В Севастополе, по причине, видимо, не столь давнего присутствия клуба в высшей украинской лиге, все было скромнее. Но шел процесс настолько активно, что буквально за какие-то года два «город русских моряков» тоже обзавелся мощным антирусским четко организованным формированием.

 

И не окажись на полуострове «вежливых людей», можно нисколько не сомневаться, что поставленные перед ними задачи эти формирования выполнили бы с особым удовольствием. Достаточно вспомнить события января-февраля, когда именно симферопольские ультрас пытались спровоцировать кровавое противостояние с противниками антигосударственных акций в Киеве, а также приняли самое активное участие в поддержке агрессивных выступлений крымских татар.

 

Сегодня от еще недавно мощных и буйных движений остались лишь жуткие воспоминания. Основная часть самых непримиримых сбежала «на материк» и вступила в ряды разного рода карательных отрядов наподобие пресловутого «Айдара» с его бывшим севастопольцем Семенченко. Другие генерируют ненависть к «врагам Украины» на фанатских форумах ультрас в Контакте или Фейсбуке.

 

Шанс выстроить жизнь заново

 

Наверное, тех, кто сегодня продолжает жить жизнью команд любимых городов, вполне можно назвать истинными и верными их поклонниками.

 

«Болельщики у нас как были, так и остались, — уверяет Максим Коротаев. — А очень уж буйных у нас никогда по большому счету много и не было. Значительная часть из таких, скорее всего, просто перебралась на Украину.

 

Тем не менее, настоящие, как говорится, болельщики по-прежнему с командой. Причем среди них есть и те, которых принято называть «ультрас». Но это уже наши «ультрас», не имеющие отношения к псевдоболельщицким политизированным организациям фанатов Украины.

 

Именно такие оставшиеся верными клубу и городу люди составляют костяк того самого Некоммерческого партнерства болельщиков «Севастополя», которое приняло участие в инициированной нашим руководством смене формы собственности клуба».

 

Так что уникальный шанс выстроить жизнь заново, предоставленный Крыму историей, коснулся не только экономики и всех других сфер общественной жизни. Футбольная среда также получила возможность взрастить новых болельщиков своих команд и выстроить с ними новые отношения. Без тех извращений, которые царили в олигархическом футболе Украины и которые — пока не поздно, пора посмотреть правде в глаза — в полной мере присутствуют и в большом футболе России.

 

Роман Денисов

Источник: http://yug.svpressa.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня