Военная операция западных стран против войск Муаммара Каддафи в Ливии оказывает влияние на соседние с ней страны, например, на Турцию. Анкара неожиданно приняла решение поддержать НАТО, и ей придется вписать это решение в национальный контекст, поскольку меньше чем через два месяца в Турции пройдут парламентские выборы.
Участие в войне в Ливии — правильное решение, так как это уникальный шанс для Турции стать проводником стран Ближнего Востока по миру демократии. Об этом в интервью «Росбалту» заявил специалист по Евразии, профессор отделения международных отношений на факультете экономических и административных наук Университета Кадир Хас (Турция) Эмре Исери (Emre ??eri).
— Что будет делать Турция, если западная операция в Ливии затянется и станет напоминать другие «демократические» интервенции — в Ираке и Афганистане?
— Турция принимает участие только в гуманитарных миссиях и должна будет однозначно выйти из коалиции, если окажется, что вся интервенция была нужна западным странам для того, чтобы взять под свой контроль ресурсы Ливии.
Я бы сказал, что здесь скорее имеет значение характер операции, а не ее длительность. Потому что если все будет оставаться в рамках приличия, то Турция может принять участие и в длительной операции. Для Анкары это дополнительная возможность закрепить за собой роль лидера в регионе, поднять свой престиж через активное участие в операции в Ливии и взятии на себя функций одного их архитекторов нового, демократического Ближнего Востока.
Турция должна сфокусироваться на долгосрочных целях, а не на краткосрочных, исходящих из ее национальных интересов. И ни в коем случае не превращаться в участника имперской игры по разделу богатых ресурсов Ливии. Анкара должна взять на себя роль проводника для ближневосточных стран по миру демократии, поделиться с ними опытом и помочь приобрести свой. Только так Турция сможет внести реальный, весомый вклад в создании демократического Ближнего Востока.
— То есть вы считаете, что решение Турции участвовать в операции, какой бы неоднозначной она ни была, являлось верным?
— Да, решение было и будет правильным до тех пор, пока Турция участвует в гуманитарной миссии. Это помогает Анкаре в ее борьбе за региональное лидерство, а также это было единственно верным решением в той ситуации, которая сложилась в Ливии на момент интервенции.
Изначально, конечно, Анкара не хотела портить отношения с режимом Каддафи, поскольку у Турции есть серьезные инвестиции в Ливии, к тому же в этой стране в тот момент находилось около двадцати пяти тысяч турецких граждан. Другим аспектом было то, что изначально складывалось впечатление, что США возьмут эту операцию под свой контроль и у нас будет второй Ирак, что не могло не повлиять отрицательно на отношение к самой только идее в регионе. Однако по мере того, как были эвакуированы турецкие граждане, а управление операцией было передано НАТО, в Анкаре поняли, что в случае неучастия в этой операции Турция будет выведена из игры Францией — главным оппонентом вступления Турции в ЕС. А лидерство Турции в регионе будет поставлено под вопрос. И Анкаре пришлось делать выбор между партнерством с авторитарной Ливией и требованиями «арабской улицы».
— Какой была реакция исламистских кругов в Турции на решение принять участие в операции?
— Исламистские круги в Турции, в частности, Партия блаженства (турецкое название Saadet Partisi) и Партия народного голоса (Halk?n Sesi Partisi) считают операцию НАТО в Ливии продолжением американского проекта по созданию «Большого Ближнего Востока». В связи с этим они обвиняют правительство Партии справедливости и развития в том, что оно стало сообщником империалистических держав.
Поскольку в Турции не за горами выборы в парламент, оппозиционные партии стараются использовать любую тему для получения очков в предвыборной гонке. Самая жесткая критика участия страны в операции НАТО звучала от ультраправой националистической Партии национального действия и от вышеупомянутой Партии народного голоса. Однако наиболее важным является то, что главная оппозиционная партия — Республиканская народная — к удивлению многих поддержала правительство.
— Не боится ли Турция, что волна арабских протестов и революций докатится и до нее?
— Поскольку свобода слова и собраний является одним из краеугольных камней демократии, Турция, которая является пусть и не идеальной, но демократией, не должна опасаться протестов с использованием демократически допустимых методов.
Беседовала Юлия НЕТЕСОВА
Источник: http://www.rosbalt.ru/main/2011/04/12/838366.html