Казахстан в судьбе депортированных народов

Post navigation

Казахстан в судьбе депортированных народов

Часть1

24 сентября в рамках «Дня Казахстана в Москве» пройдет цикл презентаций совместных изданий и проектов с участием АНК и Евразийской Академии Телевидения и Радио. Мероприятия проходят на историческом факультете МГУ и в посольстве РК в РФ. Центральным событием дня станет круглый стол «Казахстан в судьбе депортированных народов». 

Насильственные депортации гражданского населения являются одной из наиболее мрачных страниц истории человечества. Выселение неугодных режиму лиц вместе с семьями с исконных земель практиковалось задолго до начала ХХ века, но именно в веке ХХ оно приобрело невиданные доселе масштабы. Нельзя сказать, что политика массовых депортаций была характерна только для Советского Союза. Даже в США во время II Мировой Войны имело место переселение этнических японцев, а также алеутов в глубь страны, не говоря уже о Германии и её союзниках, активность которых на поприще манипуляций с гражданским населением может сравниться с советской, а по степени жестокости зачастую даже её превзойти (по отношению к определенным этническим группам). Практиковали массовые депортации по отношению к немецкому и восточнославянскому населению послевоенная Польша и Чехословакия.

Все вышесказанное ни в коей мере не оправдывает действия Советского руководства. Депортации как форма решения социальных или этнических проблем является одним из самых страшных преступлений против человечности. В Советском Союзе насильственные массовые переселения гражданских лиц начали практиковаться со времен Гражданской войны. В целом их можно разделить на два направления: по социальному (выселение кулаков и иных классово чуждых элементов), и по этническому или субэтническому принципу. К первой акции подобного рода можно отнести выселение терских казаков с занимаемых ими земель и передача их в пользование ванахской горской бедноте в начале 20-х годов.

Но только начиная с 30-х годов депортации в СССР приобрели действительно массовый характер. Стоит отметить, что до депортации поляков с западно-белорусских и западно-украинских земель, массовые насильственные переселения гражданских лиц исключительно по этническому принципу советской властью не практиковались. До 1936 года господствующим был принцип социальный.

Первая волна депортаций с территории Украины пришлась на годы коллективизации. В 1930 — 1931 гг. большая часть «кулаков» была отправлена на освоение Европейского Севера. Казахстану же спецпоселенцы из Украины не достались вообще.

Ситуация изменилась в 1932-34, а также в последующие годы. К 1938 г. в Казахстане уже числилось 100 поселков с населением примерно 130 тыс. чел. (не все были с территории Украины). Расселяли кулаков небольшими поселками под управлением комендантов (так называемые «трудовые поселки»), именуя их при этом «спецпереселенцами» (до 1934 года), затем «трудпоселенцами» (в 1934-1944 гг.), а с 1944 года — «спецпоселенцами». Обустройство и трудоиспользование кулаков в местах вселения было не просто плохим, а безобразным, их численность на местах неуклонно (и вплоть до 1935 года) сокращалась, соответственно, не росла и трудоотдача. Это привело к тому, что все хозяйственные, административные и организационные функции были переданы в один, но весьма властный и заинтересованный орган — в руки ОГПУ. Управлялись спецпоселки спецкомендатурами, во многих случаях фактически являвшимися неформальными низовыми органами советской власти на местах. Права и обязанности спецпереселенцев и административное управление спецпоселками регламентировались особыми положениями и инструкциями центральных и местных органов власти, а c 20 мая 1931 года — органов ОГПУ. В случае восстановления в правах спецпоселенцев, они все равно не имели права вернуться на родину. Сослали, так сослали. Также стоит отметить, что в Казахстане труд спецпоселенцев преимущественно использовался в сфере добычи полезных ископаемых и на «ударных стройках социализма»

В последующем поток насильственно переселенных в Казахские степи лишь увеличивался. Особое значение имела этническая «зачистка» 800 метровой приграничной территории в 1936 г. Было решено выселить с этой территории всех немцев и, главное, поляков. Согласно решению ЦК КП(б) и СНК Казахстана «О переселенцах с Украины» от 16 февраля 1936 года, в Южноказахстанскую обл. должно было быть направлено 5500 семей, в Алма-Атинскую и Карагандинскую — по 3000 семей, в Восточноказахстанскую — 2000, в Актюбинскую — 100 семей. При этом расселением переселенных занимался все тот же ГУЛАГ, не смотря на то, что, формально, поселенцы в правах не ограничивались. Они даже имели права свободного перемещения в границах территориальной единицы, куда их выселили.

В последствии, после присоединения в 1939 г. Западной Украины и Западной Белоруссии депортации поляков с занятых территорий продолжились. Они проходили в 4 этапа: 3 в 1940 г и 1 в 1941 г. Всего депортировано было более 200 тыс.чел. Внушительная их часть была направлена в Северный Казахстан. Интересно, что все выявленные проститутки из приобретенных земель также выселялись исключительно в Казахстан и Среднюю Азию.

Параллельно шла депортация «классово чуждых элементов» — украинских националистов и кулаков. Существуют совершенно разные оценки численности выселенных. Скорее всего их было порядка 10 -15 тыс. чел. Все они получали статус спецпоселенцев и поступали в ведение ГУЛАГА.

Компания по их выселению была прервана началом Великой Отечественной Войны.

После её начала депортации в СССР приобрели ярко выраженный этнический характер. Первыми жертвами стали этнические немцы. 3 августа командующий Юго-Западным фронтом обратился с просьбой к И.В.Сталину о выселении немецкого населения из прифронтовой полосы в связи со случаями поддержки им германской армии. Решение главнокомандующего не заставило себя ждать. Началась кампания по выселению немцев из Европейской части страны в Сибирь и Казахстан. По сталинской довоенной переписи в СССР было почти 1.5 миллиона этнических немцев. Из них на территории Украины проживало почти 400 тыс. чел. Далеко не все они были депортированы. Часть их до 1939 года проживавшая на польской территории получило право еще до войны выехать в Германию на правах «фольксдойче». Другая часть получила права «фольксдойче» после оккупации этих территорий германской армией. Депортацию немцев с территории Украины удалось провести только в Восточных областях — Западные к моменту издания приказа были уже под контролем Германии.

Также депортации подверглись все прочие народы, титульное название которых совпадало с названиями союзных Германии стран: болгары, румыны, итальянцы, а также почему-то греки. Все они также были высланы в Сибирь и Казахстан.

Подавляющее большинство высланных были направлены в колхозы с преимущественно казахским населением и в гораздо меньшей степени украинским и русским. Подобная форма депортации в иноэтническую среду особо часто практиковалось советской властью по отношению к переселенным по этническому признаку. Впоследствии все трудоспособные мужчины и женщины были мобилизованы в «трудармию» и работали на заводах и стройках в глубоком тылу.

После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, органами МВД был совершен ряд депортаций «возмездия». На территории Украины самой массовой была акция в отношении крымских татар. Методика была уже к 1944 году многократно опробована на народах Кавказа и калмыках. Операция была проведена по заранее отработанной схеме и затруднений не вызвала. Единственным упущением стала депортация по ошибке 500 караимов. Крымские татары были расселены преимущественно в Узбекистане и в Казахстане оказались, в основном, лишь в последствии.

Также после освобождения вновь пострадали греки. В Казахстан их было отправлено около 50 тыс.чел.

Другой линией была депортация семей бойцов УПА. Подобная практика продолжалась до момента ликвидации вооруженного сопротивления украинских националистов.

Принудительные массовые переселения гражданских лиц продолжались до самой смерти И.В.Сталина. Результаты их сложно недооценить. К примеру, в 1989 г. немцы были третьим по численности народом Казахстана.

Большая часть депортированных народов были реабилитированы вскоре после ХХ съезда КПСС. Права вернуться в родные места получили и депортированные по социальному признаку или за провинности перед советской властью. Крымские татары получили подобное право позже всех других — с началом Перестройки.

Массовые депортации в большинстве случаев проходили в крайне тяжелых условиях. Людям имели право взять с собой ограниченный объем вещей. Лишались всего, что было нажито многими поколениями предков.

Депортируемые оказывались в непривычных хозяйственных и природных условиях, вынуждены были заниматься несвойственным им до этого трудом. Адаптация на новом месте, особенно в условиях войны и послевоенной разрухи, проходила с большими трудностями. Крайне высока была смертность от болезней и истощения. В довоенные годы депортируемые расселялись в бараках и только очень редко получали право построить отдельностоящие дома. В годы Великой Отечественной Войны переселенцев часто вселяли просто к местному населению. Сохранились воспоминания о том, как поляков поселили в казахский аул, где был всего 1 русский. Через 3 года депортированные начали говорить по-казахски, а местные жители освоили азы польского языка.

Память об этих событиях должна сохраняться в поколениях — мы не должны повторять подобных ошибок впредь.

С. ВЕСЕЛОВ 

ia-centr.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня