В 2014 году самая популярная долгое время молодежная газета республики «Молодежь Татарстана» прекратила свое существование, не дожив 5 лет до своего векового юбилея. О секретах ее взлета и причинах краха рассказывает Римма Ратникова, главный редактор издания с 1989 по 1998 год, а также другие известные люди, в свое время служившие в главной «Молодежке» Татарстана.
…
Крымский вопрос за несколько лет до референдума
— Какие материалы, на ваш взгляд, были наиболее заметными в период вашего редакторства?
— Всех не упомню, но прежде всего надо сказать про Венеру Якупову, которая написала серию материалов о крымских татарах, о суверенитете республики.
Венера Якупова:
— Помню, в 1989 году в редакцию пришло письмо от читателя с вопросом «Есть ли своя земля у крымских татар?» В поисках ответа я отправилась в Крым и столкнулась с вопиющими фактами нарушения указа Михаила Горбачева о возвращении крымских татар на родину. Крымских татар не прописывали, без прописки не брали на работу. Им приходилось жить в землянках, палатках в чистом поле. Чтобы обратить на себя внимание, люди шли на крайние меры — выходили на пикеты и митинги, демонстрации. А были случаи — от отчаяния обливались бензином и сжигали себя. Потому что было негласное указание — не писать о проблемах крымских татар. Почти все центральные СМИ замалчивали эту тему. Тогда, в 1989 году, по материалам этой командировки у меня вышла публикация в «Комсомольце Татарии» «Родина или смерть!» с фотографиями Дмитрия Бунтукова, который сделал потрясающий фоторепортаж из тех мест, где мы были. Резонанс был огромный! К нам пошли отклики из разных точек Советского Союза — Казахстана, Узбекистана, Кабардино-Балкарии, Крыма, Москвы, Ленинграда… Статью обсуждали на собраниях крымских татар, выносили резолюции и присылали их нам с многочисленными подписями. Нам писали, что газету «Комсомолец Татарии» передают из рук в руки, читают со слезами на глазах большое количество крымских татар, им очень важно получить поддержку прессы. «Ни одна газета не решалась писать о нас. Пожалуйста, пишите о нас!» — просили далекие читатели. Мне не раз пришлось побывать в Крыму, чтобы помочь прорвать информационную блокаду вокруг темы возвращения крымских татар на свою историческую родину.
Через несколько лет после выхода статьи «Родина или смерть!» я с изумлением увидела пожелтевшие страницы газеты с ней на татарском пикете перед Ялтинским горисполкомом. Назвала себя, и меня тут же пригласили в палаточный лагерь. Как оказалось, его только что покинула известный поэт Белла Ахмадулина. Она несколько дней провела с пикетчиками в знак солидарности, организовала письмо-обращение к властям в защиту крымских татар и попросила подписать его российских писателей Булата Окуджаву, Фазиля Искандера, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и других. Копию этого обращения повесили на веревку, ограждавшую лагерь, вместе с газетой «Комсомолец Татарии».
Помню беседу с одним из пикетчиков — 96-летним аксакалом Тохтаром Османовым. Он сидел у палатки, на пиджаке — боевые награды. До войны был садовником в ялтинском доме великого русского писателя Антона Чехова. Тохтар ага вспомнил, когда в 1944 году пришли выселять его семью, сестра Чехова Мария Павловна заступилась за них. Красноармеец обрушил на нее такую брань, что Чехова упала в обморок. «До сих пор храню ее письма», — сказал крепкий старик и достал из кармана послание Марии Павловны Чеховой. Не веря своим глазам, я их читала. Мария Павловна с любовью вспоминала попавших в немилость соседей. Для меня та встреча с моими читателями — одно из самых ярких воспоминаний в жизни. За один день увидеть, сколько людей участвовало в борьбе за справедливость!
Прошло много лет, а порог моего кабинета до сих пор переступают посетители, которые спрашивают: «А вы крымская татарка?» Они не могут поверить, что автор статей в защиту крымских татар казанская татарка. Вот как долго может жить печатное слово! Со временем мне пришлось даже выпустить книгу «Крымские татары, или Привет от Сталина!», куда я включила все свои публикации на эту тему.
Командировка в Крым сильно повлияла на мое мировоззрение. Я осознала, как важно сохранять государственность, национальную культуру, самобытность, родной язык, традиции. Поэтому в 1993 году со страниц «Молодежи Татарстана» обратилась к читателям с просьбой поделиться увиденным и пережитым с того времени, как республика взяла курс на обретение своей государственности. В газете появилась новая рубрика «100 историй о суверенитете». Под этой рубрикой с августа 1993 года по март 1995-го выступили десятки участников и свидетелей исторических событий в нашей республике. Я сама опрашивала активных участников исторического процесса — от президента РТ до рядовых граждан — и делилась их историями с читателями, которым нужно было простым доступным языком изложить сложнейшие политические вопросы.
На моих глазах творилась новейшая история Татарстана. И я рада, что не упустила свой шанс стать летописцем исторических событий на страницах газеты «Молодежь Татарстана». Вспоминаю то время с большим удовольствием…