“Страшная правда” для … Правды о Великой Отечественной В.Полякова.

Post navigation

“Страшная правда” для … Правды о Великой Отечественной В.Полякова.

Заметки на полях книги глазами крымского татарина

Интерес к делам минулым истории Крыма, как видно, продолжает живо интересовать достаточную часть населения бывшей советской империи. Этому подтверждение, недавно вышедшая в свет книга крымского историка, автора газет “Голос Крыма” и “Полуостров” Владимир Поляков. Книга вышла В Москве, в издательстве “Яуза” тиражом в 4 тыс.экземпляров. Название говорит само за себя: “Страшная правда о Великой Отечественной войне. Партизаны без грифа “Cекретно.”

Автор книги, благодаря крымскотатарским изданиям заслужил в крымскотатарской бреде авторитет человека лояльного к крымским татарам. Но, руководствуясь известной пословицей, о приоритетне Истины над Дружбой, критически оце ним труд, описывающий одну из самих трагических страниц 20-го столетия и крымскотатарско-го народа.

Перечисляя сколько-нибудь известные группы “зеленых”, действовавших в годы Гражданской войны в Крымских лесах, (с. 12) В. Поляков почему-то забыл упомянуть командира 5-го Татарского полка Повстанческой Армии, будущего Председателя Совнаркома Крым АССР, председателя Алуштинского горисполкома Османа Дерен Айерлы. Это более чем странно, так как В.Поляков пишет о взаимоотношениях будущего исследователя Севера Папанина и Мокроусова, ведь широко известно, что именно Осман Дерен Айерлы встретил Папанина и обеспечил его доставку в штаб крымских партизан. К сожалению, таких “прегрешений” против истины будет достаточно на страницах книги.

Окончание партизанского движения в Крымских лесах периода Гражданской войны В.Поляков объясняет высокой концентрацией войск Красной Армии и тем, что все старые и новые “зеленые были перебиты”.

На самом деле окончание сопротивления “зеленых”, то есть большей частью крымскотатарских эскадронцев, было обеспечено амнистией для отрядов сопротивления, принятого по настоянию наркома Рабоче-Крестьянской Инспекции Крымревкома и будущего председателя Крым ЦИКа Вели Ибраимова. Принятие крымскими татарами советской власти было компромиссом между новой властью и коренным народом. Не мешало бы напомнить, что на 1-ом Учредительном Съезде Советов (7 ноября 1921) из 50-ти членов Крым ЦИКа 18 было крымскими татарами, из 15-ти кандидатов двое крымских татар. Крымскотатрский язык в принятой съездом конституции Автономной КССР был утвержден государственным, вторым был русский язык В результате чего крымские татары добились максимально возможного эффективного представительства в высших органах государственной власти, остановившее деградацию обеспечившее возрождение на сколько это было возможным в тех условиях социального, политического и культурного возрождения нации.

О протоколах заседаний бюро ВКП(б), его решениях в период уже Отечественной войны автор “страшной правды” говорит как о “очень часто несущих субъективную оценку тех или иных действий”. То, что это было сделано не случайно, будет видно в дальнейшем, когда автор дает собственную версию истиной причины снятия командующего партизанскими соединениями Крыма Мокроусова и комиссара Мартынова: “поскольку обком нес непосредственную ответственность за все, что происходило в Крыму, то понадобился “стрелочник”, которым и стал Мокроусов”.

Но ведь именно Мокроусову принадлежит приказ расстреливать всех крымских татар, оказавшихся в лесу, а также грабить крымскотатарские села, что объективно толкнуло крымских татар к созданию отрядов самообороны.

Впрочем, позже В.Поляков высказывает второе свое мнение на этот счет, когда говорит, что снятие Мокроусова имело положительные последствия на обстановку в Крыму.

“В работах О.Романько раскрыта тема коллаборационизма в годы Второй мировой войны” и “несомненно, представляет огромный интерес” (с.17) – это мнение В.Полякова о широко известном в узких кругах авторе татарофобских статей. Так же интересен ему и еще один “пасущийся ”на той же ниве А.Мальгин.

“Целый день 6 ноября мы дрались и скакали от рубежа к рубежу. В последствии рубеж в районе деревни Куру-Узень мы удерживали до 16.00. К этому времени татары-предатели из деревни Казанлы вывели к нам в тыл автоматчиков и создали такое положение, при котором 68-й к.п., прикрывавший дорогу Ускут-Карасубазар оказался совершенно отрезанным” – это В.Поляков привел (с.70) свидетельство Е.А.Попова. Правда, позже, характеризуя Мокроусова, он пишет, что Попов был более “татарофобом. То есть оба они были, по мнению В.Полякова татарофобы, но один более Е.А.Попов, а тот, кто отдал приказ расстреливать всех крымских татар и по вине которого погибли сотни представителей коренного народа, менее татарофобом. Вот такая авторская логика.

Вообще, призвать себе на помощь сторонних авторитетов для подтверждения тезиса об изначальной предательской сути крымских татар, В.Поляков будет еще не раз: “Руководитель всем партизанским движением, по данным одного татарина, (то есть предателя Н.И.) находится на возвышенности в 20 км. южнее Карасубазара”. Это ссылка на Гейбрунна О., Диксона Ч.О., “Иностранная литература”, М., 1957г. Как известно, 1957 год был переломным в судьбе многих депортированных народов. И несомненно, КГБ тогда вовремя подсуетилось с “источниками”. И далее: “В борьбе с партизанами хорошо зарекомендовали себя татары и мусульмане, особенно в горах, сообщая о партизанах и помогая их выследить” (c. 92) Далее следует “подтверждение данной тезы свидетельством одного из партизанских руководителей – Т.Г.Каплуна: ”К военнопленным- крымским татарам отношение было гораздо лучше, чем к другим национальностям, некоторых даже отпускали”. Понимай, как хочешь читатель. Кто-то поймет это, как если бы крымских татар держали в специальных офицерских бараках (которых вообще не было), кто-то подумает, что для этой категории военнопленных немцы готовили еду в офицерской столовой, а кто-то заподозрит, что крымскотатарских военнопленных расстреливали менее болючими пулями… Хотя хорошо известно, что крымские татары просто выкупали из плена своих родственников, собирая средства и золотые вещи у всех родственников – близких и дальних.

Оценивая отношение автора “страшной правды” к представленным им источникам, удивляешься той безоглядной вере с которой Поляков пытается и читателя заставить поверить в подлинность того или иного документа командования вермахта. Так, представляя русский текст приказа Манштейна, взятый из энциклопедии “Великая Отечественная война” (М., 1985), он пишет: “Вот подлинный текст приказа Манштейна”. Прямо, как подлинное письмо разведчика Штирлица рейхсфюреру СС Гиммлеру из известного фильма, написанный кириллицей: “Мой фюрер!”.

“Подлинный текст приказа Манштейна” по Полякову звучит по- другому, но читается так же доступно: “Всем войскам, задействованным против партизан. Еше раз довести до сведения каждого, что в этом деле важна помощь гражданского населения особенно татар и мусульман, ненавидящих русских”. В действительности подлинный текст приказа, если он, конечно, был до того, как он попал в руки военных переводчиков и кагэбэшной цензуры звучал, скорее всего, иначе.

О том, что среди партизан Крыма были и крымские татары, искушенный читатель может заподозрить лишь дочитав 162 страницу книги, где среди ряда славянских имен упоминается и партизан Курсеит Муратов. Хотя может быть татарин, а может и мусульманин. До этого было проще, если и шло упоминание татар, то с пояснением – “татарин-предатель”. На 167-й странице встречаем еще одну, вроде как татарскую фамилию – Мустафаев Рефат, председатель Крымского областного комитета ВКП(б).

Далее приводятся еще 10-15 фамилий “славной когорты” с примечанием, что среди них есть и крымские татары: “Сеитхалил Кадыев, Мемет Молочников, Курсеит Муратов…”. Всего 13 крымскотатарских фамилий.

Но, чтобы по-видимому выдержать логику повествования в заданном русле, на странице 207 читаем: “Широкую известность получил тезис о том, что в 1941 году в ряды Красной Армии было призвано 10 тысяч татар, большинство из которых так и не попало на фронт, а остались в Крыму”. Как известно, советские, а затем и нынешние фальсификаторы истории, на основании “архивных данных немецкого командования”, добытых немецким историком Хофманом, утверждали о 20 тысячах крымских татар, пошедших на службу оккупантам. Эта цифра содержалась в планах немецкого командования создать вспомогательные части из местного населения после оккупации Крыма. И данный тезис был своевременно и неоднократно разоблачен как фальшивка и провокация КГБ. Но, вот на тебе. Жив, курилка! Трудно представить, что Поляков, специализирующийся на крымскотатрской тематике, сотрудничающий с крымскотатарскими изданиями не первый десяток лет не знал об этом, выдвигая свою версию тезиса о “10 тысячах дезертирах-крымских татар”. Иными словами В.Поляков подтверждает замшелый тезис советских пропагандистов о массовом дезертирстве крымских татар и столь же массовом сотрудничестве с оккупантами.

Видимо, для того, чтобы сомнений в этом не было на странице 330 им приведены свидетельства Н.Д.Лугового, являющегося одним из положительных героев “Страшной правды”. Но те кто читал книги этого партизана с его воспоминаниями о партизанских буднях и в частности книгу “Побратимы” (Киев. 1974), о которой упоминает В.Поляков, очевидно, будут иного мнения: “Ожидалось, что в случае войны найдутся люди, которые будут против Советской власти. Но то, что крымские татары окажутся среди них было для нас полной неожиданностью. Поразило и то, что на первом этапе это приняло действительно массовый характер (выделено мной Н.И.)”. И далее: “Луговой определенно не был татарофобом”. Закономерен в этом смысле и следующий пассаж автора (с. 339) : “Нисколько не отрицая пагубности действий Мокроусова и других партизанских командиров в отношении крымскотатарского населения горных и предгорных сел, напомню, что добровольческие роты, сформированные, к примеру, в Джанкое или Симферополе, не были следствием неправомочных действий партизан, так как они комплектовались исключительно из числа жителей степных районов”. Ни словом В.Поляков не обмолвился при этом о более чем известном фактах, таких как подлинная численность крымскотатарских добровольцев – чуть более 1600 человек, ни об этническом составе, так называемых “крымскотатарских добровольческих рот и батальонов”. Еще в № 2 (1990 ) журнала “Ватан” доктор наук и издатель журнала Рефик Музаффаров представил свидетельство бывшего военнослужащего 147-го батальона Б.Тураева туркмена по национальности: “Этот батальон был разнонациональным: крымские татары, русские, туркмены, казахи, татары Поволжья и представители других народов СССР, а командиром всего формирования был немец Готлиб”. Иногда неразборчивость автора к используемым источникам, так и незнание критических статей к ним приводят В.Полякова к курьезам. Например во след одному из своих авторитетов – Федора Федоренко автора клеветнической книги “Годы партизанские 1941-1944”, “Таврия”, 1990, в которой помимо прочего тот причислил некоего Захара Амелинова к крымским татарам, ту же личность мы находим и в книге В.Полякова… В свое время ложь бывшего командира 4-го партизанского отряда Ф.Федоренко получила достойный ответ (“Ватан”, № 2, 1990). Более того, в анализе книги Рефиком Музаффаровым представлены свидетельства руководителей и командиров партизан, характеризующих личность самого Ф.Федоренко: “Имело место людоедство со стороны партизан отряда (Коршут, Юшков)… 12.2.1943 Военный трибунал осудил 6 партизан (4-го и 5-го отрядов) к расстрелу за людоедство” (из дневника секретаря Крымского подпольного обкома партии Рефата Мустафаева). В статье Р.Музаффарова есть и другие свидетельства об источнике, выбранном В.Поляковым: “29.12.1942. Возвратился с продоперации тов.Федоренко. Они привели одну лошадь и коров 3, кроме того, одну корову зарезали в пути. Эта операция проведена коряво, вразрез наших указаний. Они в д.Джалманчике взяли не у предателей, а у граждан уворовали” или : “Зашли в деревню (крымскотатарскую – ред.), начали дома сжигать, расстреливать, детишки так детишки, потому что все злые были”. (Стенограмма беседы с Л.Вихманом – участником этой операции. НАИИ, ф. 2, р. «, оп. 10, д. 33, л. 3 обр.). Как тут не вспомнить известную пословицу: “Ты скажи мне, кто твой друг…”

К прочтению 339 страниц книги, читатель невольно привыкает к своеобразной логике В.Полякова излагать два диаметрально противоположных мнения на один и тот же принципиальный вопрос. Какой вывод может сделать читатель, ознакомившись с цитируемым выше абзацем? Одно то, что массовый террор, развернутый Мокроусовым против крымских татар жертвами которого становились не только тысячи простых крымских татар, но и руководители среднего и высшего партийно-советского звена. В одном из документов крымскотатарского народа, поданных советскому руководству в конце 60-х годов, были перечислены 22 расстрелянные руководителя крымскотатарской национальности. Называть этот кровавый террор, продолжавшийся до самого момента снятия Мокроусова и Мартынова (июль 1942) лишь “пагубными действиями” и тут же, попытаться оправдать террор тем, что, якобы, оснований для организации добровольческих формирований у крымских татар Степного Крыма не было, а значит, террор партизан в отношении всего крымскотатарского населения был оправданным! В.Поляков не приводит в книге хотя бы выдержки из стенограммы Крымского бюро ВКП (б), когда Мокроусов сделал следующее заявление : ”Так как мои утверждения основаны на шатких материалах, обвиняют большинство татарского населения предгорной и горной части Крыма по существу в измене Родине и вводят в заблуждение партию в татарском вопросе, я отказываюсь от своих утверждений, изложенных в июльском докладе и в письме к т.Булатову* и прошу изъять их из дела”. Здесь же: ”Имеющиеся в распоряжении ОК ВКП(б) факты свидетельствуют о том, что татарское население многих деревень не только сочувственно относится к партизанам, но и активно помогает им. Целый ряд татарских деревень и сел горной и предгорной части Крыма долгое время оказывал активную помощь партизанам (дер) Кокташ, чермалык, Бешуй, Айланма, Ай-Серез, Шах-Мурза и другие), а десантные части, прибывшие в январе месяце 1942г. в Судак, целиком снабжались продовольствием окружающими татарскими селами этого района. Отряд Селезнева 4 месяца стоял в районе дер.Бешуй и снабжался продовольствием”.**

Вряд ли можно представить, что В.Поляков, будучи историком, не знает, как проходил, порой, набор в добровольцы, когда от того согласится или не согласится вчерашний школьник одеть немецкую форму зависела его жизнь. В журнале “Ватан” (6, июнь 1991, с.26) есть ссылка из книги, изданной в 1943 году на Большой земле: “В деревню М., в 1942 году приехали гестаповцы и стали уговаривать татар записаться добровольцами. Вызывали каждого и предлагали записаться. Абляким Кандар отказался, и гестаповец тут же, на глазах у всех, застрелил Аблякима (с.9). Конечно, часть татар шла в эти формирования добровольно. Видимо, оккупанты не очень доверяли этим “добровольцам”, распределяя их в дивизии и особые подразделения по два-три человека”. Интересны и данные, опубликованные ниже об этническом составе “татарских” рот и батальонов: “Чтобы не быть голословным, приведу фамилии некоторых не татар, служивших в так называемых “татарских” батальонах: И.Марусевич, С.Парасотченко, Н.Кулик (судя по фамилиям, русские или украинцы), А.Сермамбетов, Д.Байбулатов – казахи, Т.Аманмуратов, Б.Тураев — туркмены”. А также: “Можно также добавить, что нетатарские коллаборационисты не только входили в состав называемых крымскотатарских рот и батальонов, но и имели свои этнически однородные формирования. Так, на полуострове дислоцировались: 12 власовских батальонов, казачий полк, полк “Бергман”, сформированный из военнопленных кавказских национальностей, туркестанский, армянский, кавказо-магометанский легионы”. Но ссылаться на такие источники, как видно, в планы толерантного к крымскотатарскому вопросу Полякова не входило…

Это подтверждает и следующая (с.341) пространная сентенция В.Полякова: “Да! Разлюбили крымские татары Советскую власть! Если в 1920 они поверили большевикам и в подавляющем большинстве стали под красные знамена, то, увы, разочарование наступило достаточно скоро… Отказавшись от одного тоталитарного режима, они обратили свои чаяния на другой тоталитарный режим. Увы! Это была трагическая ошибка. И не в плане последовавшей депортации. Нет! Депортация бы состоялась даже в том случае, если бы в Крыму не было бы ни одного добровольца-крымского татарина. Обвинение в коллаборационизме – это всего лишь повод. Обвинение целого народа в предательстве – чудовищная подлость!”

В статье уже обращалось внимание читателя на своеобразную логику В.Полякова иметь диаметрально противоположные мнения на одно и то же события, выдавая их на разных страницах своего повествования. В процитированном абзаце воедино собраны четыре взаимопротиворечащие тезы: 1. Крымские татары (крымскотатарский народ) массово признали Советскую власть в 1920 году. 2. С началом войны крымские татары (крымскотатарский народ), разочаровавшийся в Советской власти массово принял сторону гитлеровской Германии. 3.Депортация бы состоялась бы в любом случае. 4. Обвинение в предательстве – чудовищная подлость!

Невольно задаешься вопросом, когда по-настоящему искренен автор? Случай, когда простой обыватель скажет: “Без пол-литра не разобраться!”

На самом деле вопрос о признании или непризнании Советской власти гораздо сложнее и на настоящий день достаточно изучен, чтобы так легковесно о нем судить. То же самое касается и отношения крымских татар к “Новому порядку”.

Странным кажется и неосведомленность В.Полякова о целом ряде ключевых фигур партизанской войны в Крыму: о фронтовой разведчице Алиме Абденнановой — “Ане”, преданной радисткой Стасей Гуляйченко, о подпольщиках группы Абдуллы Дагджи – “Дяде Володе”, подпольщике Усеине Усеин-заде, казненного оккупантами, Мамеди Эмир Усеине, казненного по доносу Андрея Савченко в Судаке, Бекире Аметове и его жене Александры Аметовой, погибших в Баксанских лесах, Хатидже Чапчакчи – главном враче 1-й Симферопольской городской больницы, расстрелянной после пыток, Найле Велиевой из подпольной организации Ревякина, расстрелянной после пыток, Асие Аметовой – руководителе Феодосийской организации “Алев”, расстрелянной в 1944 году, Исмаиле Тамакчи – комиссаре партизанского отряда “Севастополь-Балаклава”, Бекире Османове – прославленном партизанском разведчике, позже одного из очень авторитетном участнике Национального движения крымскотатарского народа, Юсуфе Таирове – подпольщика в Балаклаве, погибшего при выполнении боевого задания. Сейтосмане Ислямове из деревни Уркуста, руководителе разведгруппы. Расстрелян после пыток в Симферополе. Сейдамете Ислямове, заместителе командира отряда Анарина. Был захвачен раненными после пыток расстрелян в селе Байдар на глазах у жителей села. Эбазере Османове – партийном работнике в партизанском отряде, был захвачен и после пыток расстрелян оккупантами.*** Не найти в повествовании В.Полякова и о неоднократных обращениях Мокроусова к советскому командованию с просьбой провести бомбежку южнобережных деревень, не найти в книге и объяснения того факта что 127 южнобережных деревень 124 из которых были крымскотатарским были сожжены за связь с партизанами.

Прославленный комиссар Южного соединения Мустафа Селимов, позже один из руководителей Национального движения крымскотатарского народа, мельком упоминается в книге В.Полякова в ряду фамилий других партийных работников, как… интриговавших против Мокроусова . Но есть и весомое свидетельство об этом выдающемся человеке командира Южного соединения М.Македонского в разговоре последнего со старшим научным сотрудником Центрального музея Ольге Дмитриевне Кондратенко в 1967 году, в разговоре, помимо нас участвовал бывший контрразведчик Сулейман Асанов. “Мустафу {Селимова ред.} даже раненного и больного я не мог уговорить отправиться на Большую землю. В каком бы тяжелом состоянии он не был, всегда лично принимал отчеты командиров и комиссаров отрядов, объясняя это тем, что не имеет морального права оставить Крым даже на время. Отправившись на бюро областкома ВКП(б) (в Краснодар), он торопился вернуться обратно. Партизаны относились к нему, прежде всего, как к брату, а не к комиссару. Мустафа Селимов часто лично поднимал бойцов в атаку, хотя я неоднократно просил его этого не делать, — говорил Македонский”. ****

Без этой максимально полной, главное правдивой истории партизанского движения и подпольной работы в Крыму, где крымские татары были не безучастными статистами, а активными участниками боевых действий подобные издания, как книга В.Полякова будут выглядеть апологетикой геноцида крымских татар, оправданному “мифическим массовым коллабора-ционизмом”, приправленный десятком крымскотатарских фамилий и пустых сентенций автора по поводу депортации коренного народа.

Нариман Ибадуллаев


 * Булатов Владимир Семенович – председатель Крымского Обкома ВКП(б.)

 ** “Ватан” № 6, 1991.

 *** Эскендер Умеров “Воспоминания”, рукопись.

 **** Там же.

 

   


 

Похожие материалы

Ретроспектива дня