Авиабазы «Манас» больше нет

Post navigation

Авиабазы «Манас» больше нет

На днях состоялась церемония вывода американской авиабазы «Манас» с территории одноименного международного аэропорта в 23 километрах от Бишкека. База действовала в Киргизии с 2001 года, она использовалась для поддержки международной операции в Афганистане, проводимой США и их союзниками.

Церемония вывода американской авиабазы «Манас» с территории одноименного международного аэропорта в 23 километрах от БишкекаЗа ее размещение республика получала ежегодно десятки миллионов долларов. Закрыть базу местные власти собирались еще в 2008 году. Но затем пересмотрели свои планы: база была переименована в Центр транзитных перевозок, при этом ее функции фактически остались прежними.

После смены руководства в Киргизии новые власти решили, что она должна быть закрыта к 2014 году. «Лента.ру» поговорила с киргизским политологом, военным экспертом Токтогулом Какчекеевым о последствиях такого решения, позициях США в Центральной Азии и сближении Киргизии с Россией.

— Как вывод авиабазы «Манас» скажется на Киргизии и регионе в целом?

— Нам эта база ничего хорошего не принесла. Я думаю, многие, кто жил вокруг и на протяжении маршрута этой базы, вздохнут с облегчением. Так как самолеты, возвращаясь, сливали топливо в воздухе, и эта смесь горючего распространялась по Чуйской долине, что наносило вред овощам, фруктам. У меня самого дача находится в том районе, и когда капли попадают на плоды, они покрываются черными пятнами и начинают гнить. Земледельцы, дачники всегда выступали против этого, даже требовали компенсаций.

 

Второй момент: их самолет однажды на юге у нас разбился и тоже нанес вред экологии. Мало того, их солдат застрелил топливозаправщика, гражданина Кыргызстана Иванова. У него остались дети, жена, и Пентагон им ничего не дал, собственно говоря, для того, чтобы компенсировать.

Дело в том, что политические широкие жесты после 11 сентября, они были, скажем так, романтического порядка, но это никому не принесло хорошего. В том числе, тем же афганцам, где они около 13 лет воевали. Авиабаза, в первую очередь, привила коррупционное отношение семейству высших эшелонов власти, а именно президента Акаева — его дети занимались вопросом поставки продовольствия и авиатоплива. За это они получали очень большие деньги. Те 60 миллионов, которые они должны были давать за аренду и все остальное, до сих пор мало кто знает, куда эти деньги девались.

 

Самый главный итог в этом — борьба власти за место поставки топлива американской авиабазе, этим занимались государственные деятели. Это моральный ущерб, нанесенный политике Кыргызстана, потому что они прислуживали американским компаниям-поставщикам для обеспечения авиабазы.

Наши правительственно-коммерческие организации постоянно давили на власть, выступали в прессе с тем, что где теперь бюджет Кыргызстана будет находить 60 миллионов? Это где-то, говорят, пять процентов бюджета нашей республики. Но государство не должно все время рассчитывать на подачки то ли от авиабазы, то ли от других стран. Государство должно находить такие пути развития, которые обеспечивали бы внутренние потребности финансовых ресурсов.

 

Мы думаем, что создание экономического союза — это как раз выход из того положения, откуда мы возьмем деньги, потерянные с уходом авиабазы. Я думаю, миллиард и 200 миллионов долларов, которые предоставляет Россия, это как раз те необходимые средства, которые нужны для нашей страны.

— Киргизия отказалась от сотрудничества с США в пользу России? Вывод авиабазы стал причиной или следствием сближения с РФ?

— Дело в том, что у нас был такой беглый президент Акаев, академик, он сейчас в Москве живет. Это человек ученый. Вероятно, хороший ученый, раз в МГУ профессором работает. Но ученые люди они не практики, они не управленцы. Ему было важно, чтобы Кыргызстан называли островком демократии в Средней Азии. На волне такого имиджевого пиара случилось вхождение Америки в Кыргызстан. Но народ хотел быть вместе с Россией.

Я бы хотел напомнить о том, что государственность, вопреки утверждениям наших националистов и квасных патриотов, Кыргызстан получил в составе Российской Федерации. В составе Российской Федерации мы стали автономной республикой, и только потом мы стали союзной равноправной республикой в составе Советского Союза. Если взглянуть на корневые исторические пласты, то наши рода киргизов обитали в Минусинской долине, Шории, в Алтае, и не зря наш президент сказал в свое время о том, что мы выходцы из России — это история, признанная история. Поэтому мы не можем разрывать наши вековые традиции и отношения.

— Насколько верна информация, что вместо базы американцы собираются создать в Киргизии некий центр радиолокационной разведки? Для этих целей якобы даже строится подземный бункер.

— Я этот вопрос поднимал, наверное, раньше всех. Я об этом написал, наверное, года четыре-пять тому назад. Потому что, когда встал вопрос о начале строительства в посольстве Соединенных Штатов, это строительство, соответственно, могло быть только ради системы радиолокационной разведки. И я думаю, что американцы, находясь здесь, не просто боролись с так называемыми террористами и логовом терроризма. Конечно, они охотились за бен Ладеном, я не знаю, убили они его или не убили. Говорят, что убили и скинули в Мировой океан, но мало свидетелей, которые бы это подтвердили. По оценкам президента Афганистана Карзая, они не выполнили той задачи, которую себе ставили, перед собой и перед правительством Афганистана.

Я думаю, что американцы обкатывали со всеми своими союзниками программу операции «Несокрушимая свобода». Они испытывали бронетанковую артиллерийскую ракетную технику в горной местности. Стрелковое вооружение, вертолетную технику. И я думаю, что они прогнали через Афганистан более миллиона солдат, для того чтобы иметь тактику ведения боя в горных условиях и, соответственно, внести соответствующие коррективы для будущей войны на аналогичном рельефе местности в других странах. Кто имеет такой рельеф — Латинская Америка, Кавказ, Китай, Индия и Средняя Азия. Я думаю, они прогнали через эту программу новую подготовку к вероятной будущей войне или к войсковым операциям в аналогичных ситуациях. Поэтому я думаю, что они выполнили ту часть программы, о которой они, в общем-то, не говорили.

— Чем, по вашему мнению, руководствовались власти Киргизии, отказавшись продлевать срок пребывания базы?

— Здесь, скорее всего, сказался исторический опыт совместного развития в рамках Советского Союза. Немаловажен и процесс возврата к России. Мы сегодня оказались в долгах, где-то 3,6 миллиарда у нас долг. Один миллиард, слава богу, Россия списала. Загодя зная о том, что из Афганистана будут выводиться войска и предчувствуя вероятные конфликты, Россия нам оказала военную помощь на один миллиард 100 миллионов долларов и, собственно, обучает военные кадры у себя. Это очень важный момент возврата к политическому и стратегическому сотрудничеству.

Второе — период наших конфликтов. Например, во время вторжения Исламского движения Узбекистана на южные территории Кыргызстана. Тогда первой военную помощь и соответствующую поддержку оказала Российская Федерация. Россия, соответственно, поддерживает нас в рамках ОДКБ. Это тоже важный момент. У нас в Кыргызстане трижды был повод начать гражданскую войну, и все эти вероятности благодаря присутствию военно-воздушных сил ОДКБ в Канте и поддержке нашей республики Россией — все это прошло мимо.

Третий момент — это экономическая составляющая, новый союз, в который Кыргызстан входит при поддержке России. Раскрывается очень большой рынок и соответственно, наше дальнейшее развитие будет как кооперационное отношение, возможно у нас будет единая денежная единица. Поддержку получают наши мигранты в Российской Федерации, которые фактически, косвенно дают дополнительные деньги в бюджет. Для маленькой страны очень важно иметь надежного партнера. Сегодня этот вопрос стал вопросом выживания.

Беседовала Дарья Лаптиёва

Источник: http://lenta.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня