Выбор супруга: Татарской или другой национальности?

Post navigation

Выбор супруга: Татарской или другой национальности?

Тема смешанных браков, откровенно говоря, уже многим набила оскомину. Эта тема, обычно вызывает самые эмоционально тяжелые споры у самой широкой аудитории. Тем не менее, в настоящем материале я попытался ещё раз обратиться к этой теме и примирить противников и сторонников смешанных браков, предоставив для их рассмотрения ряд малоизвестных широкой аудитории фактов. Возможно, каждая из сторон сможет лучше понимать противоположную позицию.

Современная этническая психология в качестве основного признака, определяющего национальную принадлежность, рассматривает национальный менталитет, который представляет собой набор сознательных и бессознательных национальных стереотипов, установок и ценностей, наиболее характерный для представителей определенной национальности. Национальный менталитет не постоянен, а изменяется в различные исторические периоды. Для подборки материалов по этой теме могу предложить читателю набрать, например, «национальный/этнический менталитет», или «national character» в любой поисковой системе в Интернете. Исследованиями по этой тематике занимаются как государственные, так и частные научные учреждения. Такие, как National Character Laboratory Inc., Laboratory of Personality and Cognition.

Ниже я предлагаю рассмотреть тему смешанных браков, имея в виду феномен национального менталитета.

Производной от национального менталитета можно считать другую характеристику национальностей — эндогамию, которая, как находят этнологи, характеризует все устойчивые национальности, т.е. национальности не находящиеся на стадии исчезновения. В отношении национальностей эндогамия определяется, как предпочтение большинства представителей национальности создавать семьи с представителями своей национальности. Как показывают объективные данные, и среди татар и среди русских большинство является сторонниками эндогамных браков (т.е. браков внутри своей национальности).

Объяснение такой ситуации проще построить на примере брака с представителями каких-либо экзотических для наших мест народов. Например, при серьезном рассмотрении возможного собственного брака с камбоджийцем/камбоджийкой или с уругвайцем/уругвайкой (варианты можно продолжить) у большинства россиян возникнет вопрос-сомнение относительно того, «а как принято в семьях у них?». Как я как-то услышал от российских студентов Университета Дружбы Народов имени П.Лумумбы — «поживите с ними в общежитии, у них же менталитет совсем другой!» На таком экзотичном примере допустить, что национальность супруга все-таки играет какую-то роль, гораздо проще.

У татар c русскими, конечно же, общего в менталитете больше, чем с камбоджийцами или уругвайцами. Но некоторая и иногда принципиальная разница в менталитетах все-таки есть, включая сюда несколько различающиеся типичные модели поведения мужа и жены, родителей, родственников, различающиеся взгляды на воспитание детей, принципы социализации и т.д. и т.п.

Без обсуждения что хуже и что лучше. Просто, менталитеты у двух разных народов все-таки в чем-то разные. Кто-то эту разницу чувствует острее, кто-то же вообще не поймет, о чем я тут говорю. Для последних — пример с иностранцами.

Уникальность национального менталитета каждой национальности определяет межэтнические различия, прямо или косвенно связанные с институтом семьи и объективно выявляемые в результате исследований.

В частности, согласно одному из современных исследований, которое посвящено анализу браков между татарами и русскими и опубликовано на портале психологических изданий — «…эмоциональная привлекательность супругов-татар выше, чем супругов-русских, что видимо, связано, с более высокой ценностью семьи и родственных отношений в татарской культуре». Возможно отчасти в силу этого обстоятельства исследование делает вывод, что «татары в меньшей степени удовлетворены браком с русскими».

Среди прочих сегодняшних таких различий между татарами и русскими можно, например, привести следующие:

— татары имеют более высокий уровень рождаемости по сравнению с русскими;

— татары имеют более высокую среднюю продолжительность жизни по сравнению с русскими.

Подобные статистически значимые различия у двух народов, проживающих в идентичных социально-экономических условиях, объясняются только различиями в образе жизни и укладе, которые в свою очередь, во многом определяются национальным менталитетом.

Приведенные примеры не означают, конечно, что любой татарин живет дольше русского, что в любой татарской семье детей больше и т.п. Однако эти факты объективно подтверждают различия в современном укладе и менталитете между татарами и русскими.

Сказанное также не означает, что любой брак между представителями двух разных национальностей обречен на конфликты по причине различий в менталитетах и не позволяет судить о такой субъективной категории, как «счастье в браке». Тем не менее, ряд исследований направленных на определение коэффициента разводимости в межэтнических браках показывает, что количество разводов в межэтнических браках, как правило, выше, чем в эндогамных браках. При этом, чем больше различий между национальностями, тем выше и разводимость в таких межнациональных браках.

Анализ в рассматриваемом контексте позволяет сделать вывод, что эндогамный брак является не искусственным решением, направленным на сохранение «породы», как иногда утверждают сторонники смешанных браков, а естественным выбором на основе схожести менталитетов. Если угодно, то на основе родственности менталитетов.
Принимая во внимание вышесказанное, при дальнейшем рассмотрении ситуации вокруг русско-татарских браков я предлагаю условно разделить всех татар, стоящих перед выбором своего спутника жизни, на три категории:

1) убежденные сторонники эндогамного брака, для которых брак с татарином / татаркой — это естественный и единственный выбор;

2) убежденные противники эндогамного брака, для которых отношения с татарином или татаркой — это набор проблем, в противовес которым отношения, в частности, с русскими строить проще и легче;

3) татары, для которых национальность супруга не играет важной роли.

Давайте, оставим первым двум категориям право на их чувства и личную жизненную позицию, а вопрос «татарин или не татарин» рассмотрим только для последней категории, поскольку именно эта группа, вероятно, является наиболее уязвимой при принятии ошибочного решения в выборе супруга.

Существенным генератором возможных проблем для последней категории является их истинное личное восприятие татарского менталитета, которое во многом будет определять то, насколько позитивно они в будущем смогут оценивать свой брак.

Одна часть татар, отнесенных к последней условной категории, при внешнем скорее позитивном отношении к татарлык на самом деле относится к татарлык эмоционально безразлично или даже с некоторым негативным контекстом. Для таких татар счастливый брак с не татарами вполне вероятен, а давление со стороны родителей и родственников о необходимости брака с татарином/татаркой ведет к конфликтам и разочарованию. Таким татарам и их близким можно пожелать терпения, взаимоуважения и понимания при отстаивании влюбленными своего права в принятии жизненно важных решений.

Другая часть татар, отнесенных к той же последней условной категории, воспринимает татарский менталитет или эмоционально нейтрально, или скорее позитивно. При этом в силу разных причин эти татары готовы рассматривать брак и с не татарами. От таких татар и татарок обычно слышно — «сердцу не прикажешь», «браки заключаются на небесах», «главное, чтобы человек был хороший» и т.д. В семьях у таких татар и татарок элементы татарской культуры, языка, традиций, положения ислама часто в том или ином виде соблюдаются, вопрос татарин или не татарин в том или ином виде возникает, часто делаются шаги для согласования с будущим супругом не татарином имен и вероисповедания детей и т.п. Можно сказать, что для таких татар и татарок татарский менталитет — это естественный и неосознанный взгляд на жизнь.

Таким татарам и татаркам можно пожелать разобраться в себе и взвесить, насколько комфортно им будет, если в результате смешанного брака:

— их дети будут считать себя русскими и татарское будет для них чужим или интересно не как свое, а с посторонней позиции;

— их дети будут православными или атеистами;

— они сами морально отдалятся от татарской родни и в первую очередь родителей с глубокой психологической травмой для всех;

— они сами и их дети будут жить в нетатарском укладе и будут принимать для себя нетатарский взгляд на мир во всем.

Если «допрос с пристрастием» самого себя приведет к выводу, что ничего страшного не случится, то можно со спокойной душой выбирать себе супруга, не учитывая его (её) национальность. Если же сомнения есть и решение болезненно, то ….

Специально для сомневающихся —

Часто говорят — национальность ребенка определяется воспитанием матери. Другие говорят — национальность ребенка определяется по отцу. Если честно, то и то и другое — это домыслы.

Научный факт — дети определяют свою национальную идентичность сами и обычно в пользу доминирующего этноса. Доминирующий этнос — это термин из этнической демографии. Не питайте иллюзий, в России доминирующим этносом являются русские. Статистика неумолима — в подавляющем большинстве русско-нерусских браков потомки уже в первом поколении определяют себя как русские.

Оговаривать заранее имена детей, их вероисповедание, оговаривать, чтобы будущий супруг принял ислам и т.п. не имеет смысла. Подобные договоренности — не более чем самовнушение и самообман. Такие базовые вещи нет смысла оговаривать. Это договор не с реальным человеком, а с вымышленным образом. Вы не сможете изменить менталитет другого человека. Да и стоит ли?

Отдельно про любовь.

Зрелая любовь — это спокойное принятие человека как он есть, осознание его недостатков, но ощущение родственности с этим человеком. Человек, как говорят, «свой в доску». Другая «любовь» — это отрицание недостатков у человека или их оправдание, это масса всепоглощающей страсти. Это «божья искра», «моя единственная идеальная половинка», и т.п. Это не любовь к человеку как он есть, а любовь к своим собственным положительным ощущениям от нахождения вместе с этим человеком. Год-два проходят, пелена с глаз спадает, и «откуда-то» появляются недостатки, которые на самом деле были всегда.

Браки не создаются на небесах. Идеальные половинки — сказка. Если бы идеальные половинки существовали, то нам всем имело бы смысл съездить на их поиски в Юго-Восточную Азию, как-никак там скоро половина населения планеты проживать будет. На самом деле люди выбирают себе спутника из своего окружения. Не видите избранника (избранницу) среди сегодняшнего окружения? Расширьте круг общения. Считаете, что татарское для вас эмоционально тепло и с татарином при прочих равных лучше. Зачем отказывать себе в лучшем? — Расширьте круг общения среди татар.

Часто слышал — искусственный поиск татарина — не естественно. Так настоящую любовь можно пропустить. В психологии есть термин «брачная ассортативность» — это совокупность индивидуальных критериев при выборе супруга, что присуще каждому человеку. Ведь чем «искусственный» критерий = татарин/татарка отличается от таких же искусственных критериев как блондины/брюнеты, городские/деревенские, с высшим образованием/средним, высокий/низкий, тощий/толстый, одевается модно или нет, продолжите сами? И ещё раз вернитесь к допросу себя с пристрастием.

Джаббар САЛАВАТУЛИН,

Москва

www.tatarlar.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня