20-летие со дня проведения II Курултая крымскотатарского народа прошло незамеченным. Почему эта дата не была отмечена крымскотатарской общественностью, мы поинтересовались у политиков, госслужащих, представителей общественных организаций.
Заир Смедляев — член Милли Меджлиса:
— Нас упрекают в том, что Милли Меджлис часто занимается тем, что отмечает различные юбилеи, в то время когда еще есть много других нерешенных проблем, поэтому особой активности члены Меджлиса по данному вопросу не проявляли. Для проведения тех или иных торжественных мероприятий необходимо создание организационного комитета, который, как правило, утверждается на заседании Меджлиса крымскотатарского народа. Повестка дня заседания обычно формируется секретариатом Меджлиса по предложению членов Милли Меджлиса, а иногда и по предложению крымскотатарских общественно-политических организаций и утверждается на заседании Милли Меджлиса. Предложений по проведению юбилейных мероприятий в Меджлис от крымскотатарских общественно-политических организаций не поступало.
Решат Аблаев — председатель исполкома Милли Фирка:
— Двадцать лет назад, когда определенная часть участников национального движения крымских татар начала создавать свою систему представительства Курултай-Меджлис, народ искренне надеялся:
— что на основе этой системы произойдет объединение народа;
— что власть на конкретно поставленные вопросы обязана также конкретно ответить, не имея возможности манипулировать, ссылаясь на то, что есть и другие активисты, которые имеют иное мнение,
— что Курултай-Меджлис, являясь высшим органом, представляющим интересы всего народа, станет настоящим защитником национальных интересов на всех уровнях.
Но этого, увы, не произошло. А что мы имеем сегодня? Об этом ясно сказано в статье Рината Шаймарданова «Обидный и постыдный юбилей» по анализу двадцатилетней деятельности руководства Меджлиса:
«Двадцать лет лукавые поводыри водили за нос крымских татар. Двадцать лет они разрушали всё то, что было достигнуто неимоверными усилиями участников национального движения и всего крымскотатарского народа в беспощадной и безжалостной борьбе с тоталитарным режимом. Двадцать лет, прикрываясь именем Курултая и народа, лидеры Меджлиса шаг за шагом сдавали интересы крымских татар, упорно не замечая насущных проблем и изображая бурную деятельность в решении третьестепенных задач»
Имея такой багаж «достижений», руководство Меджлиса не рискнуло отмечать юбилей. Хотя «этот юбилей мог стать праздником достижений крымскотатарского народа на своей исторической Родине — если бы решения Курултая воплощались в жизнь. Но этого не произошло, и виноваты в этом не только поводыри Меджлиса, но и
мы с вами».
Сафуре Каджаметова — член Милли Меджлиса, депутат ВР АРК:
— Руководство Меджлиса крымскотатарского народа в этот период было в отъезде. Этот вопрос на Президиуме не ставился.
Абдурешит Джеппаров — координатор Постоянного комитета Общенационального собрания крымскотатарского народа:
— Конечно, двадцатилетие Курултая надо было отметить. Наш комитет намеревался сделать это, но потом решил, что это прерогатива Милли Меджлиса и его руководителей. Только они могут и должны были отвечать на вопросы, которые обязательно последовали бы. Ситуацию при этом облегчало то, что в течение 20 лет руководство не менялось; то есть оно не могло сослаться на кого-либо в своих неудачах и неуспехах.
Помимо политических просчетов имеются большие проблемы в социально-экономическом плане — тысячи студентов-крымских татар ежегодно оканчивают вузы, но лишь немногим выпадает шанс получить работу по профессии. Самострои, на которых проживает более трети крымских татар, причем целое поколение молодых людей, выросших при отсутствии элементарных бытовых условий, считают, что это неисправимо.
Газета «Голос Крыма«
№48 (934) 25 ноября 2011 г.