Зачем нам берег турецкий

Post navigation

Зачем нам берег турецкий

3-4 апреля 2018 президент Российской Федерации В.В. Путин осетил с официальным визитом Турцию.

Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган наметили пути развития сотрудничества в сфере ВТС, энергетики и других областях. С президентом же Ирана Хасаном Роухани они договорились продолжать взаимодействие в рамках сирийского урегулирования.

Зачем нам берег турецкий

Позиция трех президентов была закреплена в Совместном заявлении, которое стало основным результатом саммита, проходившего за закрытыми для прессы дверями. Примечательно, что для согласования его положений президентам потребовалось меньше времени, чем на их переговоры отвели службы протокола.

В заявлении стороны выразили намерение продолжать участие в сирийском урегулировании. Путин, Роухани и Эрдоган подтвердили решимость сотрудничать в интересах окончательной ликвидации «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусры» (террористические организации запрещены в РФ) и других экстремистских группировок, отметив, что в ходе борьбы с терроризмом отделение указанных выше террористических групп от формирований вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к режиму прекращения боевых действий, является чрезвычайно важным.

При этом президенты «подчеркнули, что никакие действия, от кого бы они ни исходили, не должны подрывать эти принципы», «отвергли все попытки создать новые реалии «на земле» под предлогом борьбы с терроризмом и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также национальной безопасности соседних стран».

Президенты также призвали международное сообщество увеличить содействие Сирии, в том числе через наращивание гуманитарных поставок, оказание помощи в гуманитарном разминировании, восстановлении объектов жизнеобеспечения и социально-экономической инфраструктуры, сохранении исторического наследия.

Трехсторонний формат встречи, который применялся во второй раз, был призван успешным, и президенты РФ, Ирана и Сирии приняли решение провести следующую такую встречу в Иране.

Как оценили трехсторонний саммит президенты

Путин назвал состоявшиеся переговоры в трехстороннем формате содержательными и результативными. «Уверен, по итогам саммита будут приняты необходимые практические меры, и итоги будут способствовать дальнейшей продуктивной работе в интересах окончательного установления мира и стабильности в Сирии», — заявил он. Российский лидер особо отметил, что согласованная позиция трех стран «особенно значима сегодня на фоне нарастающих попыток усугубить межэтнические и межконфессиональные противоречия в сирийском обществе, тем самым раздробить страну на части, сохранив конфликтный потенциал в ближневосточном регионе на многие годы вперед». «Мы условились расширять весь комплекс трехстороннего взаимодействия по Сирии, прежде всего в рамках астанинского процесса, уже не раз доказавшего свою эффективность», — добавил он.

При этом Путин отметил, что террористы не оставляют попыток дестабилизировать ситуацию и пытаются сорвать усилия по продвижению мирного процесса. «В ход идут любые средства. Нами получены, например, неопровержимые доказательства подготовки боевиками провокаций с использованием отравляющих веществ», — отметил он. «Условились в этой связи наращивать трехстороннюю координацию по всем аспектам антитеррора, наращивать обмен информацией», — сообщил президент РФ. Глава государства также обратил внимание на гуманитарную проблематику. «Была констатирована недопустимость политизации этой темы», — подчеркнул он. «Россия, Иран и Турция будут плотнее координировать шаги по решению гуманитарных проблем в Сирии», — сообщил также президент. Шла на саммите речь и о постконфликтном восстановлении Сирии, прежде всего о сооружении социальных и инфраструктурных объектов.

Президент Турции также выразил уверенность в том, что «консультации и принятые меры и шаги пойдут на пользу угнетенному народу Сирии и всему региону». «Мы ожидаем, что весь мир обратит внимание на один вопрос в отношении Сирии. Считаем, что обеспечение территориальной безопасности и территориальной целостности Сирии зависит именно от того, одинаково ли мы будем относиться ко всем террористическим организациям», — заявил Эрдоган.

«Впереди нас ждет очень трудная дорога, но есть и успех, который мы можем видеть», — убежден турецкий лидер. «Мы не можем оставить этот регион каким-то нескольким террористическим организациям <…> Мы в качестве стран-гарантов продолжаем свою решительную работу согласно общим нашим принципам. Мы не будем поддаваться провокациям, ловушкам. В этом плане международное сообщество также должно обратить на это внимание», — призвал он.

Схожее мнение высказал Хасан Роухани. «Наш регион в последние годы сталкивается с очень серьезным кризисом, который называется терроризм <…> и, к большому сожалению, некоторые супердержавы, в том числе и США, хотели использовать террористические группировки ИГИЛ (прежнее название ИГ — прим. ТАСС) и «Фронт ан-Нусра» в этом регионе как инструмент в деле управления этим регионом», — сказал он.

«Я очень рад, что сегодня главы трех государств в Анкаре провели второй саммит», — сказал президент Ирана. «Мы обсуждали очень полезные вопросы, очень открыто разговаривали друг с другом и говорили о будущей Сирии. Самый радужный момент сегодня: три страны договорились о том, чтобы предоставлять гуманитарную и медицинскую помощь сирийскому народу», — отметил он. «Я очень надеюсь, что все эти договоренности будут воплощены в жизнь, надеюсь, что нам удастся все-таки помогать сирийскому народу, который сегодня страдает, он нуждается в медикаментах и продуктах питания», — добавил Роухани.

Российско-турецкие переговоры

Трехсторонняя встреча стала заключительным мероприятием визита Путина в Турцию. 3 апреля он провел полноформатные переговоры с президентом Турции, в ходе которых в основном обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества. «Визит был очень успешным. Хочу поблагодарить наших турецких друзей, президента Эрдогана за организацию работы в течение этих двух дней», — сказал Путин.

«На заседании Совета сотрудничества высшего уровня с участием ключевых министров и руководителей крупнейших компаний обстоятельно рассмотрели весь комплекс вопросов сотрудничества в политике, в области безопасности, в экономике, в культурно-гуманитарной сфере, наметили конкретные ориентиры для дальнейшей совместной работы», — сообщил президент РФ во вторник. «По итогам переговоров подписан пакет межведомственных соглашений и коммерческих документов. Также поручено профильным министерствам проработать ряд новых договоренностей», — добавил он.

Путин особо отметил, что в 2017 году российско-турецкий товарооборот вырос на 40,5% и составил $22,1 млрд. Россия стала третьим по объему экспортным рынком для турецкой продукции после Германии и КНР. «Имеется в виду и далее наращивать взаимные капиталовложения. Этому будет способствовать создание совместной инвестиционной платформы с участием Российского фонда прямых инвестиций и Турецкого суверенного фонда», — заявил президент.

Российский лидер отдельно затронул тему энергетики. Он напомнил, что стороны дали старт строительству реакторного блока АЭС «Аккую». «Наша общая задача — обеспечить его запуск к 2023 году», — отметил он. Кроме того, по его словам, «по графику идут работы по сооружению газопровода «Турецкий поток», который «позволит насытить рынок газа как в Турции, так и в ряде других государств Юго-Восточной Европы, если, конечно, они этого захотят, а также в целом повысить энергобезопасность региона».

Президенты обсудили также военно-техническое сотрудничество, в частности, реализацию контракта на поставку в Турцию зенитно-ракетных систем С400 «Триумф». «Приняли решение ускорить срок поставки этих высокоэффективных российских оборонительных комплексов», — сообщил Путин.

Отвечая на вопросы журналистов, Путин выразил убеждение в том, что никаких негативных факторов в российско-турецких отношениях сегодня нет. «У нас, наоборот, очень конструктивно развиваются двусторонние отношения», — сказал он. «Не вижу сегодня никаких проблем, которые бы мешали дальнейшему развитию отношений с Турецкой Республикой», — заявил Путин.

Дело Скрипаля

Несмотря на то, что тема российско-британских отношений не имела отношения к саммитам России, Турции и Ирана, этот вопрос журналисты не преминули дважды за два дня задать Путину. Представителей СМИ интересовало мнение главы российского государства относительно поведения Лондона после отравления бывшего британского шпиона Сергея Скрипаля с учетом того, что сами британские эксперты не смогли точно определить происхождение отравляющего вещества.

«Они не могут идентифицировать страну происхождения, в том числе не могут сказать, что это вещество было произведено в Российской Федерации», — отметил Путин. «В этой связи <…> вызывает удивление та скорость, с которой была раскручена антироссийская кампания», — сказал он.

Президент России выразил надежду на то, что Международная организация по запрещению химического оружия поставит точку в том, что произошло. «Разумеется, мы заинтересованы в полноценном расследовании, хотим, чтобы нас допустили к этому расследованию, и рассчитываем на получение соответствующих материалов, поскольку речь идет о гражданах РФ», — добавил он.

При этом Путин отметил, что РФ не ждет извинений от Британии. «Мы ничего не ждем. Мы ждем, что здравый смысл в конце концов восторжествует и международным отношениям не будет наноситься такой ущерб, который мы наблюдаем в последнее время. Это касается не только этого покушения на Скрипаля, это касается и всех других аспектов международных отношений», — заявил российский лидер.

Источник: http://tass.ru/politika/5096145

Похожие материалы

Ретроспектива дня