Зера Джемилева во всем была поддержкой своему мужу

Post navigation

Зера Джемилева во всем была поддержкой своему мужу

Имя ветерана и активного участника крымскотатарского национального движения Решата Джемилева соотечественникам хорошо известно. Он не раз был судим, прошёл лагеря и тюрьмы, долгие годы жил вдали от семьи. О том, какие испытания за все годы совместной жизни с этим неутомимым борцом за права своего народа выпали на долю его жены Зеры-ханым, можно только догадываться.

Супруга Решата Джемилева - Зера ДжемилеваВ своих воспоминаниях ныне покойный Р. Джемилев посвящает ей такие строки: «Кто бы знал, какие лишения и мучения перенесла моя жена Зера, бродяжничая на Родине, перевозя детей с баулами по всему Кавказу, перебираясь с ними обратно в Ташкент, в отсутствии мужа, преследуемого властями! Конечно, среди представителей нашего народа нет таких, которые не перенесли бы различные лишения и гонения, но по сравнению с Зерой… Осмелюсь сказать, что мне мало приходилось встречать тех, кто перенёс такие страдания из-за участия своих мужей в национальном движении. Я всегда ей был благодарен за то, что она никогда не упрекала меня и никогда не роптала. Она и сейчас не любит распространяться о перенесённых лишениях».

Пожалуй, лучше не скажешь о сильной «слабой» половине, обеспечившей близкому человеку надёжные тылы, такую безмерную поддержку.

Зера Джемилева родилась 5 сентября 1935 года в Узбекистане, куда был вынужден выехать и поселиться там её отец Сейдал Балич (Амзаев) с семьей, спасаясь от репрессий властей. Так они попали в места, куда без малого десять лет спустя будет выслан крымскотатарский народ. В 1944-м, когда поезда с измученными соотечественниками остановятся в их городе, будут искать в скотских вагонах своих родных и близких.

Решат и Зера Джемилевы в начале совместной жизниОтец Зеры Сейдали-агъа умер рано, мать Алиме-ханым осталась одна с четырьмя детьми. Зера была старшей, и поэтому ей с 13 лет пришлось помогать матери растить младших. О том, чтобы продолжить учёбу после школы, не было и речи, и Зера поступает на работу. Вскоре знакомится с Решатом Джемилевым, студентом гидромелиоративного техникума и выходит за него замуж. Уже тогда он был активным участником национального движения. В 1959 году, когда сыну Шукри исполнилось 3 года, мужа арестовали.

 

Это был первый арест и начало неспокойной, полной тревог жизни семьи Джемилевых. Даже когда мужа освобождали (чтобы через некоторое время вновь задержать), за ним почти всегда велась слежка, и он вынужден был скрываться. Зера, подолгу оставаясь одна и не зная, где он, не только терпеливо ожидала мужа, но и делала всё, чтобы помочь ему. Как-то раз, когда надо было срочно отвезти Петру Григоренко документы, необходимые для защиты Мустафы Джемилева, Решат-ага, находившийся под зорким вниманием гэбистов, попросил сделать это Зеру Джемилеву.

 

Номер поезда и вагона, в котором она ехала в Москву, «органам» оказались известны, и под каким-то наскоро состряпанным предлогом Зера-ханым, а заодно и её попутчики подверглись обыску. Однако героиня нашего рассказа проявила изобретательность, и им так и не удалось обнаружить ничего, кроме обычной записки Андрею Сахарову. Регулярные обыски, аресты Решата агъа нередко вызывали вокруг его семьи нездоровый интерес и недоброжелательное отношение соседей.

После «Указа» 1967 года многие крымские татары поверили в возможность возвращения на Родину. Весной 1968-го семья Джемилевых, у которых к тому времени росли три сына, выехала из Узбекистана в Крым. С ними прибыли еще 5 семей. Остановились в с.Туак (Рыбачье) Алуштинского региона. Разумеется, о том, чтобы прописать их здесь, не было и речи. Лето заканчивалось, детей не принимали в школу. По совету знакомого переехали в Нижнюю Баканку Краснодарского края, где приобрели времянку, построенную из шпал. Потом были Хасавюрт (Дагестан) и Баку (Азербайджан). «В те годы, как только мы узнавали, что где-то недалеко живёт крымскотатарская семья, не раздумывая, шли в этот дом, где прибывших принимали как самых близких друзей, — вспоминала Зера-ханым. — Соотечественники были очень дружны и поддерживали друг друга как могли». Так Джемилевы попали к Кефие-апте, проживавшей в городе Хасавюрт. Она приютила их в своём доме, затем помогла снять квартиру неподалеку от себя.

Куда только не заносила их судьба?! Пожив на квартире в Хасавюрте, Джемилевы вынуждены были уехать в Баку — Решат-агъа был объявлен во всесоюзный розыск, и ему пришлось скрываться. Для того чтобы перечислить всё, что довелось испытать следовавшей за ним Зере ханым, нужна отдельная книга.

Решат и Зера Джемилевы с внучками Алиме и Зоре

В 1971 году они вынуждены были вернуться в Ташкент, куда и отправили контейнер с нехитрым скарбом. В 1972 году Решат-агъа за участие и организацию митинга-протеста на площади Маяковского в Москве (1969 г.) был арестован, осуждён и этапирован в Красноярскую тюрьму.

Через два года Зера Джемилева поехала к мужу с младшим сыном. Эта поездка запомнилась особенно: дорога, полная опасностей, пролегала по дикой тайге, а она пешком, в одной руке — ребёнок, в другой — тяжёлая сумка, дошла-таки живая и невредимая, чудом не попав на глаза «зэкам», работавшим на лесоповале, ни голодным волкам на растерзание. «Аллах меня миловал», — говорила эта женщина, чью волю и характер не смогли сломить никакие испытания.

В 1979 году последовал новый арест. На этот раз поводом для преследования были требования Решата Джемилева освободить Мустафу Джемилева и прекратить гонения против крымских татар — активистов национального движения. После суда он был отправлен в Норильскую тюрьму.

Как, впрочем, он уберёг её и всю семью во время многочисленных обысков, поездок и переездов. Помогала и мысль о том, что всё это нужно близкому человеку и его делу. «Ведь многие женщины тогда не поддерживали своих мужей, не одобряя их участия в национальном движении, — рассказывала Зера ханым. — Многие семьи распадались». Зера Джемилева, ни разу не упрекнув своего мужа, была его надёжным тылом, плечом, опорой. Силы придавала и вера в народ: «Если то, что делаешь, нужно для народа — ничего не боишься».

Много невзгод выпало на долю этой мудрой и невероятно терпеливой женщины. Перенесённые беды и тревоги отразились на её здоровье и в 2002 году, после перенесённого инсульта, Зера Джемилева, недолго пережив мужа, скончалась.

Решат и Зера Джемилевы с сыном Нариманом и внучкой Алиме в Крыму

В массиве Марьино проживают сыновья Джемилевых. У старшего, Шукри, и его жены Заремы трое детей — Эльзара, Амет, Гафар, у Наримана и Анифе две дочери — Алиме и Зоре, младший Эльдар со своей супругой Ленарой растят Талята и Решата, названного в честь деда.

По материалам сборника Лентары Халиловой

«Къырымнынъ садыкъ къызлары (Верные дочери Крыма)»

Источник: http://kr-alemi.com/index.php?name=News&op=article&sid=4056

Похожие материалы

Ретроспектива дня