Какое будущее уготовано Крыму?

Post navigation

Какое будущее уготовано Крыму?

Какое будущее уготовано Крыму?«Невское время» завершает спецпроект «Крым своими глазами. После «русской весны». Сегодня герои предыдущих публикаций размышляют о перспективах своего региона в составе РФ и о будущем всей России.

Впервые я побывал в Крыму весной. В белой дымке стояли вишни, напоминая невест в подвенечных платьях, ликующие севастопольцы разгуливали по улицам с российскими флагами, говорили друг другу «С праздником!», а перед избирательными участками за час до их открытия выстраивались очереди из желающих проголосовать на референдуме. Опьянённые воздухом «русской весны», люди радовались «возвращению домой» и ждали перемен. Ни до, ни после мне не приходилось видеть такого количества счастливых лиц на один квадратный метр…

В следующий раз я приехал в Крым уже осенью. На этот раз полуостров встретил меня золотыми коврами, сотканными из опавших платановых листьев, и бодрящим морским бризом. Ушла эйфория, появились первые разочарования, праздник сдался под напором трудовых будней. Самое время абстрагироваться от эмоций и попытаться разобраться в том, что же всё-таки произошло в Крыму «русской весной».

В стремлении понять это я и сам не заметил, как двухнедельный отпуск перерос в добровольную командировку. По её итогам и родился «сериал» «Крым своими глазами. После «русской весны», в основе которого — путевые заметки, дневники, беседы… Этот цикл статей посвящён обычным и не совсем обычным крымчанам, севастопольцам, которые стали творцами, активными участниками или просто живыми свидетелями событий, изменивших ход российской и, возможно, мировой истории. Они делились своими воспоминаниями, размышляли о сегодняшних проблемах полуострова…

Даже сегодня, когда новый регион РФ переживает трудности переходного периода (рост цен, разрыв экономических связей с Украиной, перебои с электричеством и водоснабжением, длинные очереди), лёгкий ропот недовольства по-прежнему тонет в общем радостном хоре. Главное — крымчане чувствуют, что нужны любимой России, а ради этого можно перетерпеть временные бытовые неудобства.

Но как ответит на эту искреннюю любовь Россия? От этого ответа будет, без преувеличения, зависеть судьба не только Крыма, но и всей страны. Если наша страна не сможет поднять полуостров экономически, возродить его промышленность, восстановить прекрасные курорты, обеспечить инновационный прорыв, создать гармоничные отношения между русскими и крымскими татарами, то упустит колоссальный исторический шанс. Ведь волна воодушевления, поднявшаяся в связи с возвращением Крыма, — это ценный эмоциональный ресурс, который необходимо конвертировать в победы на ниве созидания. В противном случае крымскую эпопею мы будем вспоминать лет через 20-30 как историю упущенных возможностей, вспоминать под лозунгом «Крыш нам…».

Не знаю, как мы «на материке», но сами крымчане и севастопольцы к созиданию точно готовы. За время «русской весны» они преподали всем нам урок чистой, бескорыстной любви к родной стране. Любви, которая выражается не только звучными лозунгами, но и конкретными делами (отчего и лозунги их звучат не так пошло, как зачастую на «Большой земле»).

Они продемонстрировали потрясающую способность к самоорганизации — ведь широкое народное движение за возвращение в родную гавань запустили не заезжие политтехнологи, а сами крымчане. Россия как государство пришла уже на всё готовое, пришла пожинать плоды потрясающего энтузиазма местных жителей.

 

И если мы сможем извлечь правильные уроки, то этот опыт пригодится нам в деле построения гражданского общества, в котором инициатива исходит не только сверху, но и снизу.

Наконец Крым смог выдвинуть на гребне весенней волны сильных и незаурядных личностей, способных прорываться в будущее на инновационных фронтах. Яркий тому пример — «народный мэр» Севастополя Алексей Чалый, который собирается превратить город русских моряков в центр передовых технологий, этакий российский Сан-Франциско. Маниловские мечтания в стиле бендеровских Нью-Васюков, скажете вы? Тогда я напомню, что за плечами у Чалого — опыт создания хай-тековской компании «Таврида-электрик», одной из немногих наших фирм, теснящих на мировых рынках признанных лидеров электротехнической отрасли. Если его проекты найдут должную поддержку на федеральном уровне, то в Крыму через несколько лет появится своя «Кремниевая долина».

В общем, крымчане — не из тех, кто долго сидит без дела и почивает на лаврах. Да, они искренне радуются, что их корабль вернулся на родину, что он теперь снова ходит под российским флагом. Но, как истинные моряки, они задумываются о будущем и ждут новой большой цели, ради которой захочется снова выйти в океан.

Неслучайно города полуострова ещё летом наводнили билборды с таким содержанием: «Русская весна». Что дальше?»

Действительно, какое будущее уготовано Крыму, России? Сегодня на этот вопрос попытаются ответить некоторые герои предыдущих статей, опубликованных в рамках «крымского» спецпроекта «НВ».

Пришло время творить и прорываться в будущее

Игорь Соловьёв, программист: 
— Моё стратегическое видение ситуации таково: сейчас Севастополь и Крым находятся на «ручном управлении». Где-то законов не хватает, а где-то в Крыму они только начинают применяться. Поэтому сейчас главная задача — сделать так, чтобы регион заработал в штатном режиме. Тогда и мелкие проблемы переходного периода станет гораздо проще решать.
В перспективе я хотел бы видеть Севастополь не просто базой Черноморского флота, но и крупным промышленным и инновационным центром. Надеюсь, что в город придут передовые производства в области IT, приборостроения, микроэлектроники и электротехники. Именно об этом говорится в Концепции развития Севастополя, которую предложил Алексей Чалый и которую я, как программист, полностью поддерживаю.
Если же говорить о России в целом, то я надеюсь, что она продолжит развиваться в том же духе, как и сейчас. Нам нужно и дальше сохранять независимость на международной арене и отстаивать традиционные ценности.
Наша положительная черта — то, что мы небесное ставим выше земного, а идеалы считаем важнее сиюминутных материальных благ. Ни в какой официальной доктрине это не закреплено, но у многих людей эта особенность проявляется подсознательно.
Вместе с тем Россия ни в коем случае не может позволить себе самоизоляцию. Так уж получилось, что на планете сложилось определённое разделение труда: одни страны глубоко занимаются одним вопросом, другие — другим, и все они обмениваются результатами на мировых рынках. И если мы самоизолируемся, то нам придётся конкурировать со всем миром сразу.
Наша энергетическая специализация, согласно которой мы занимаемся поставками сырья и атомной энергетикой, — не самый плохой вариант. Но в то же время заниматься модернизацией нужно обязательно. Пусть и с отставанием в развитии на несколько лет, но у нас должна быть собственная микроэлектроника — это необходимо в интересах безопасности. И, конечно, должны появляться свои инновационные «фишки». Главное — не пытаться слепо копировать то, что уже создано кем-то, а постараться внести что-то своё, новое.
В целом я надеюсь, что Россия, Крым и Севастополь будут активнее заниматься созидательной деятельностью. Сегодня пришло время творить и прорываться в будущее.

Мой идеал — возвращение к старой модели на новом этапе

Татьяна Желонкина, учительница английского языка: 
— Период расцвета Крыма и Севастополя нашему поколению посчастливилось наблюдать в 1970-е годы. В наших краях тогда активно строились заводы, открывались новые здравницы и люди со всей страны приезжали к нам отдыхать. Весь Крым на глазах превращался в полуостров-сад. Поэтому мой идеал — возвращение к старой модели на новом историческом этапе. Только нужно подойти к ней творчески — взять и довести до ума её лучшие стороны и отсеять негатив, который тоже присутствовал.
Самое главное сейчас — возрождение промышленности. В Севастополе в своё время работали уникальные заводы — приборостроительные и кораблестроительные. Надеюсь, что эти предприятия заработают опять, только на современном технологическом уровне. И, как знать, вдруг я доживу до тех дней, когда на наших космических кораблях будут снова установлены приборы, изготовленные в Севастополе? А ещё у нас в Крыму когда-то успешно развивалась рыбная отрасль, которую было бы тоже неплохо восстановить.
Но возрождение промышленности возможно только при качественном образовании. Сегодня мы с коллегами переходим на российскую программу и очень радуемся, что снова можем преподавать историю России, а не набор украинских мифов. Единственный момент, который всех раздражает, — это обилие ненужной писанины. Как будто от этих бумажек повысится уровень преподавания, а в головах учеников прибавится знаний!..
По моему убеждению, школа будущего должна воспитывать в человеке личность и раскрывать его творческие способности. Да, внедрять новые технологии нужно, но без фанатизма. Сейчас часто доходит до того, что дети сами не пишут сочинения по-английски, а берут готовые тексты и переводят их с помощью поисковой системы Google. Потом читаешь их работы — сплошные «деревянные» фразы! Но если так дело пойдёт, то люди разучатся мыслить, а будут только «гуглить».
Впрочем, я считаю, что Россия и Крым решат все проблемы и придут к новому расцвету. И так думаю не только я. Могу на эту тему рассказать что-то вроде анекдота. Вопрос: «Почему вы всегда в хорошем настроении и оптимистично настроены?» Ответ: «Потому что я — севастополец!»

 

С Крыма начнётся возрождение России

Николай Качин, водитель экскурсионного автобуса: 
— Хочу сказать «спасибо» Украине, Америке и всей Европе. Они планировали поставить нас на колени, а сами только вызвали в народе мощный духовный подъём. Теперь у нас нет другого выбора, кроме как упереться, работать и начать развиваться. Чтобы мозги шевелились! И я надеюсь, что наш Крым внесёт свою лепту, перестанет висеть на шее у России и вскоре начнёт содержать себя сам.
Сейчас самое главное — это возродить сельское хозяйство. Сколько можно покупать румынские яблоки, турецкие апельсины и польскую картошку? Пора уже самим себя обеспечивать! При должном старании Крым может половину России прокормить. А если начать обрабатывать наши гигантские территории от Калининграда до Владивостока, то наша страна вообще станет мировым продовольственным лидером. Вспомните, при царе мы всю Европу кормили и только при Хрущёве начали покупать зерно за границей. Но если в советские времена деревню уничтожали, то сейчас её нужно снова возрождать.
Надеюсь, что благодаря санкциям мы поднимем и промышленность. Тем более что многие вещи у нас получаются не хуже, чем у иностранцев. Зачем нам эти устаревшие французские «Мистрали»? Если мы делаем лучшие в мире подводные лодки, то неужели мы не сделаем лучшие на планете десантные корабли? В царское время в Севастополе строили отличные броненосцы, а в советское время — достраивали авианосцы. Я говорю это как человек, сам проработавший некоторое время на Морзаводе. А ведь у нас ещё есть вертолётостроительный завод, который, если в него вложить деньги, сможет выпускать отличную продукцию.
Как водитель, я жду, когда большинство наших улиц наконец заасфальтируют. А то мне часто бывает стыдно: приезжают гости со всей России и видят этот позор. Надеюсь, что построят мост или тоннель через Керченский пролив. Пока ездить на «Большую землю» трудно — только появится туман или начнётся шторм, как паром перестаёт ходить.
Но не нужно бояться трудностей — они сделают нас только сильнее. Главное — продолжать прививать детям любовь к Родине, как мы делали все эти 23 года. Воспитаем патриотами новое поколение — значит, прорвёмся. Другого выбора у нас нет. И я верю, что именно с Крыма начнётся возрождение России.

Главное — нравственное развитие

Николай Албул, диакон Владимирского собора в Севастополе:
— Любой праздник рано или поздно заканчивается, и наступают трудовые будни. Впереди нас ждёт непростой период — после эмоционального подъёма остаться на высоте можно только с помощью каждодневного упорного труда. Так уж устроена жизнь: «время разбрасывать камни — и время собирать камни».
Я надеюсь, что в будущем Крым останется обителью природной красоты. Но для этого мы, крымчане, должны больше заботиться об окружающей среде. Пока же мы делаем явно недостаточно — весь мусор выбрасывается прямо на улицу, а утилизация отходов отсутствует как таковая. Мы тяжко грешим, когда не заботимся о земле, которую Господь нам даровал. А ведь бытовые отходы — это неисчерпаемый источник энергии! Почему бы не научиться использовать то, что находится под рукой?
Если говорить в целом, то я согласен с истиной: возделывай свой участок земли — и всё вокруг начнёт преображаться. И когда едешь по Крыму и видишь ухоженные сады-огороды, то душа сразу радуется. Хочется, чтобы таких участков становилось как можно больше.
А ещё я молюсь за то, чтобы в будущем у нас сохранялся мир между народами. Каждая культура уникальна и неповторима, каждая добавляет свои яркие краски в общую картину. Мы должны бережно хранить это наследие и создавать такие условия, чтобы ни один народ не чувствовал себя притеснённым.
Другое моё пожелание связано с общим уровнем культуры. Крым — это южный форпост нашей страны, поэтому военнослужащие должны играть здесь особую роль. А что мы видим? К определённому возрасту у военного появляется брюхо, хромает дисциплина, он бросает окурки на улице и держит руки в карманах, когда разговаривает с женщинами. Стыдно смотреть! Я надеюсь, что военные снова будут служить примером для подрастающего поколения.
Но всё, о чём я только что говорил, вряд ли станет реальностью, если мы забудем о нравственности. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Эти нравственные ценности известны со времён Христа и Моисея. Можно принять самые идеальные законы, но они не станут работать, если люди забудут о морали. Поэтому для Крыма и России самое главное — это нравственное развитие.

 

 

Михаил Тюркин, политический обозреватель «НВ»

Источник: http://nvspb.ru

 

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня