Какой будет новая внешняя политика России

Post navigation

Какой будет новая внешняя политика России

9 июля 2012 г. в Москве открылось совещание послов и постоянных представителей РФ. Главным событием первого из трех дней форума стало выступление президента Владимира Путина, который, согласно Конституции, определяет внешнюю политику страны. Он призвал дипломатов активнее влиять на ситуации, где напрямую затрагиваются интересы России. Об этом пишет в «НГ» Юрий Паниев в статье «Мягкая сила Владимира Путина».

 

Какой будет новая внешняя политика РоссииПроведя совещание в Кремле по ситуации на Кубани, Владимир Путин прибыл во второй половине дня в здание МИДа на Смоленской площади, где открылся «съезд» послов и постоянных представителей России за рубежом. Неудивительно, что форум начался с минуты молчания в память о погибших на Кубани и в Черниговской области.

Это — шестое совещание послов. Подобные встречи проводятся раз в два года. Традиция была возобновлена в 2002 году, а до этого «посольские встречи» не созывались 16 лет. Девиз нынешнего форума — «Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности». В МИДе считают это совещание неординарным в связи с рядом обстоятельств.

Во-первых, он проводится в самом начале нового срока полномочий главы государства, что обусловливает необходимость уточнения внешнеполитических приоритетов. Хотя сразу же после инаугурации 7 мая Путин подписал указ № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации».

Во-вторых, мир вступил в полосу бурных перемен, которые, как полагают в МИДе, будут носить глубокий характер. На глазах происходит трансформация геополитического ландшафта, сопровождающаяся возросшей турбулентностью на глобальном и региональном уровнях. В этих условиях вполне естественным выглядит данное МИДу президентом поручение подготовить к концу этого года новую редакцию Концепции внешней политики Российской Федерации.

А главные идеи новой редакции этой Концепции подсказал вчера МИДу сам Путин. Наша внешняя политика останется самостоятельной, но будет нацелена на интеграцию в глобальные процессы. «Внешняя политика России была, есть и будет самостоятельной и независимой, она последовательна, сохраняет преемственность и отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны в мировых делах и в развитии цивилизации, — заявил президент. — Она не имеет ничего общего с изоляционизмом или конфронтацией и предусматривает интеграцию в глобальные процессы».

Поскольку международные отношения сегодня далеки от сбалансированности и стабильности, Путин призвал дипломатов активнее влиять на ситуации, где напрямую затрагиваются интересы России. «Нельзя пассивно наблюдать за происходящими событиями или, как принято писать в мидовских телеграммах, «отслеживать» их развитие, — заметил Путин. — Надо активнее влиять на ситуацию там, где напрямую затрагиваются российские интересы, действовать на упреждение, быть готовыми к любому варианту развития обстановки, даже самому неблагоприятному».

Образ России за рубежом искажен и не отражает реальную ситуацию в стране, считает Путин. Поэтому дипломатам следует осваивать новые технологии в международных отношениях. «Традиционные, привычные методы международной работы освоены нашей дипломатией достаточно хорошо, если не в совершенстве, но по части использования новых технологий, например, так называемой «мягкой силы», есть над чем подумать», — сказал он.

Президент напомнил, что политика «мягкой силы» предусматривает продвижение интересов путем убеждения и привлечения симпатий к своей стране, основываясь на ее достижениях в духовной, культурной и интеллектуальной сферах.

«Пока надо признать, образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен… Да и позиция нашей страны в международных делах освещается как-то однобоко: те, кто стреляет, ракетные удары постоянно наносит, молодцы, а те, кто предупреждает о необходимости сдержанного диалога, вроде как в чем-то виноваты, — подчеркнул Путин. И добавил: — А виноваты мы с вами в том, что плохо объясняем свою позицию».

Как сказал «НГ» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, «действительно, в использовании «мягкой силы» в дипломатии все еще есть большие резервы, причем она, иначе — привлекательность страны, особенно важна в экономическом сотрудничестве. Надо иметь в виду, что «мягкая сила» не исключает активности и боевитости в объяснении той или иной нашей позиции».

Маргелов отметил и указание Путина на необходимость дипломатической поддержки наших экономических интересов за рубежом. «Будучи спецпредставителем президента по сотрудничеству со странами Африки, я посетил с визитами все основные государства этого континента. Там наш бизнес сталкивается с острой конкуренцией со стороны США, ЕС и Китая. И чтобы в этих условиях российское возвращение в Африку было успешным, требуется государственная поддержка, проводником которой служит прежде всего дипломатический корпус. Это касается и гражданских проектов, и сферы военно-технического сотрудничества».

Тем более что, по словам Путина, «не нужно стесняться продвигать продукцию российского военно-промышленного комплекса». Ведь такие страны, как США, Франция, Израиль, «давно возвели это в ранг государственной политики и проводят ее весьма напористо».

Кстати, традиционным оппонентам Москвы на политической арене самим похвастаться особо нечем. «Долговые неурядицы еврозоны и ее сползание в рецессию — лишь верхушка айсберга из нерешенных структурных проблем всей мировой экономики… Дефицит новых моделей развития на фоне эрозии лидерства традиционных экономических локомотивов — США, ЕС и Японии — ведет к торможению глобальной хозяйственной динамики», — отметил президент.

По его словам, многовекторность мирового развития, обострившаяся из-за кризиса, внутренние социально-экономические неурядицы ослабляют доминирование «исторического Запада». «Это уже факт. И хочу отметить, нас это абсолютно не радует», — сказал Путин.

В то же время Россию не могут не тревожить некоторые действия США. Путин привел в пример «закон Магнитского» и курс Вашингтона на нарушение стратегического баланса. «Сейчас в США горячая пора предвыборной кампании и велик соблазн заработать дополнительные очки на жестких высказываниях, вспомнить идеологизированные стереотипы и фобии, от которых давно пора было бы отказаться. Мы все это видим, не драматизируем, — заявил Путин. — Но по большому счету замена антисоветской поправки Джексона-Вэника на уже антироссийский закон или взятый курс через создание системы ПРО с целью нарушить стратегический баланс не может нас не тревожить».

По традиции Россия будет развивать связи с ЕС, на который приходится более четверти внешней торговли. «Мы с Европой могли бы поставить амбициозную цель, гораздо более амбициозную, чем ставится сегодня — построение единого рынка от Атлантики до Тихого океана объемом в триллионы евро. Сама жизнь требует движения именно по этому пути», — сказал Путин.

По его мнению, «есть и более приземленные задачи, без решения которых реальное сближение невозможно». Например, облегчение визового режима с выходом на его полную отмену.

В беседе с «НГ» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов напомнил: «На аналогичном совещании в 2010 году Дмитрий Медведев поставил перед дипломатами задачу обеспечить условия для модернизации и на передний план выдвинул сотрудничество с Западом. Сам посыл был очень странным, так как главная задача дипломатии испокон веков состоит совсем не в этом. А в сотрудничестве с Западом за два года мало что продвинулось. Россия и США, ратифицировав новый Договор СНВ, благополучно завершили перезагрузку. Проблема ПРО по-прежнему пребывает в тупике. С Евросоюзом России вообще не о чем говорить, так как там наблюдается внутренний хаос. Произошла остановка по разным причинам, и далеко не все из них на нашей стороне».

Пока взаимоотношения с Западом оставляют желать лучшего, Россия намерена уделить особое внимание сотрудничеству с Востоком. «Мы намерены уделять особое внимание углублению всех форм сотрудничества с китайскими партнерами, включая координацию действий по международной повестке дня… Это относится и к другим быстро растущим и набирающим политический вес азиатским государствам, в первую очередь это касается нашего традиционного партнера и друга — Индии», — заявил Путин.

Что касается ближнего зарубежья, то президент напомнил о непростых взаимоотношениях Москвы и Киева. Он посетовал, что вне рамок Евразийского экономического союза остается Украина, тогда как ее присоединение к этому интеграционному объединению дало бы и Украине, и всему процессу дополнительную динамику.

Сотрудничество необходимо развивать не только на уровне государственном, но и народном. Президент пообещал, что вернет облегченный порядок предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР.

В общем, Путин считает, что дипломатический инструментарий России «должен быть динамичным, конструктивным, прагматичным и гибким». Но самый интересный разговор с дипломатами состоялся, по-видимому, после того, как прессу удалили из зала заседаний.

Юрий ПАНИЕВ

Источник: http://www.ng.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня