Как определить дату национального праздника и как его назвать?

Post navigation

Как определить дату национального праздника и как его назвать?

Если крымскотатарская общественность одобрит идею принятия в качестве даты национального праздника день открытия Всекрымского мусульманского съезда в 1917-м году, то возникают некоторые не вполне простые вопросы.

Прежде всего, обратим внимание на то, что дата открытия Всекрымского мусульманского съезда 25-го марта 1917-го названа по Юлианскому календарю, который действовал в России до конца января 1918-го года. По теперешнему общеевропейскому (Григорианскому) календарю дата открытия этого съезда приходится на 7-ое апреля. Так может быть, праздник Дня национального возрождения отмечать 7-го апреля?

Обратите внимание на любопытную параллель с переносом даты празднования дня Октябрьской революции, происшедшей 25-го октября, на 7-ое ноября.

Ответ на поставленный выше вопрос, как мне кажется, не однозначен. Хотя имеется упомянутый исторический прецедент переноса даты, но в исторической памяти крымских татар именно 25-ое марта сохраняется как день созыва первого в истории свободно избранного всем народом съезда.

Возможен также вариант с переложением даты 25 марта 1917-го года на мусульманский лунный календарю. То обстоятельство, что мусульманский лунный календарь не согласуется с вращением планеты вокруг Солнца, не является основанием для пренебрежения им. Почему некоторое событие надо непременно связывать с положением планеты в определенной точке орбиты, то есть рассматривать это событие в системе координат, связанной с Солнцем? Ведь сама солнечная система движется в пространстве со скоростью более 200 километров в секунду, и возвращение Земли на некоторую точку эллиптической орбиты не означает возвращения на прежнюю точку в пространстве — солнечная система будет уже очень далека от того места, где она находилась год назад. Иначе говоря, связь события с положением планеты во времени-пространстве иллюзия, ибо это положение не возвращается. Может быть, существует связь событий с некоей метафизической системой координат, начало которой, возможно, находится вне пространства-времени — этого человечество пока не знает. Но при этом нас ведь не смущает, что День рождения Пророка, приходящийся на 12-ое числа месяца рабии`у ль-авваль, перемещается относительно времен года — значит, есть нечто, более существенное, чем смена зимы и лета.

Я определил, что 25 марта (или 7-ое апреля) 1917-го года в мусульманском календаре есть 14-й день месяца джумаада ль-аахыр 1335-го года Хиджры. Может быть, принять этот день по мусульманскому календарю за День национального возрождения и праздновать его в согласии с лунным календарем в разное время года? Тогда в текущем 2010 году этот день пришелся бы на 28-ое мая — очень хорошо!

Но в 2011-ом году 14-й день месяца джумаада ль-аахыр приходится на 18-ое мая…. Я думаю, вопросов и сомнений нет — матем ве байрам бир куньде олмаз.

Я бы выбрал за дату Дня национального возрождения 25-ое марта.

«День национального возрождения»… Как это звучит по-крымскотатарски? — ведь именно на нашем родном языке мы будем этот праздник именовать.

«Миллий янъыдан тикленув куню» или «Миллетнинъ янъыдан яратылув куню»? Калька с турецкого языка будет звучать так: «Миллий джанланма куню» — «День национального воскрешения».

Возможны такие варианты: «День национального единения» («Миллий бирлик куню») или «День национального Движения» («Миллий арекет куню»). Эти варианты явно политизированы и эта политизированность внутринациональная — нам это в праздник нужно?

Может быть, праздник назвать «Миллий инкишаф куню» — «Днем национального прогресса»? «Инкишаф» — прогресс, развитие. Такое название имеет именно гуманитарный оттенок.

Если принять вышеприведенные варианты, то кратко этот праздник называли бы или «Тикленув куню» (немного смешно), или «Джанланма куню» — присутствует медико-биологическая окраска.

Более благозвучным мне кажется «Инкишаф куню».

Напомню, что именование Всекрымского мусульманского съезда на крымскотатарском языке будет «Бутюн Къырым Мусульман конгресси».

Национальной общественности тут есть что обсуждать, прежде чем выносить вопрос о новом празднике на Курултай.

Айдын ШЕМЬИ-ЗАДЕ

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня