Неожиданный поворот в сложных взаимоотношениях украинской власти и протестного движения застал врасплох многих наблюдателей. Мало кто верил в то, что Виктор Янукович откажется от соблазна разогнать Майдан с помощью силы. Однако, словно по мановению волшебной палочки, переговоры, которые начались с констатации тупиковой ситуации, сдвинулись с мертвой точки.
Сначала сдвиг произошел на словах — власть начала предлагать первые уступки, а потом случилось и вовсе неожиданное — крошечная часть требований протестного движения была выполнена.
По крайней мере, сам факт отмены «драконовских» законов в парламенте, а также добровольная отставка действующего правительства еще недавно казались чем-то невозможным. Янукович выглядел человеком, не готовым сдать ни пяди земли ради поиска столь желанного многими компромисса.
Но чудесное перемирие может оказаться на поверку крайне хрупким. Несмотря на удивительный факт того, что Янукович, вообще, оказался готов предлагать хоть какие-то уступки, этих уступок явно недостаточно, чтобы хоть как-то успокоить протестующих. Даже принятия закона об амнистии тех, кто был задержан или арестован украинской властью, вряд ли хватит, чтобы восстановить статус-кво. Уже есть погибшие, огромное количество людей покалечены, многие пропали без вести. Все это делает границу компромисса очень далекой от того, на что пока готов пойти Янукович.
Выполнение требований, которые удовлетворили бы Майдан, — наказание всех виновных в насилии против протестующих, немедленные перевыборы или, как минимум, урезание полномочий президента с помощью возвращения к конституции образца 2004 года — означают для самого главы государства фактическую утрату власти и поэтому для него они неприемлемы. От конфронтации не спасет даже возможное решение кого-нибудь из оппозиционеров сотрудничать с президентом.
Так, если глава «Батькивщины», одной из трех оппозиционных партий, Арсений Яценюк решит принять предложение Януковича и возглавит правительство, это лишь станет поводом для обвинений в предательстве Майдана, для которого он окажется очередным врагом. Без решения ключевых проблем, упомянутых выше, любые кадровые перестановки, кроме президентской отставки, будут восприниматься лишь как игра в политические наперстки. Все это отодвигает ту самую границу компромисса уже со стороны власти. А значит, Янукович неминуемо будет пытаться вернуться к рассмотрению силового варианта решения своих проблем, от которого он почему-то был вынужден отказаться.
Собственно, наиболее вероятным объяснением неожиданного перемирия, объявленного президентом, является необходимость разобраться с бунтом на собственном корабле. В украинской прессе сейчас крайне популярна версия, согласно которой в последний момент заблокировать силовой сценарий решили самые влиятельные олигархи и бизнесмены Партии регионов, отказавшиеся даже обсуждать вероятность введения чрезвычайного положения.
Тем не менее, часть регионалов не прекращают вынашивать эту идею, прилагая максимальные усилия для срыва мирных переговоров. Ведь теоретически их результатом может стать возвращение к конституции 2004 года и фактическую политическую смерть Януковича.
Пожалуй, это единственный вариант, который бы позволил оппозиции и олигархам от власти скоординировать свои усилия, не вызвав на себя гнев Майдана. И, по сути, иной возможности избежать силового конфликта на горизонте не видно.
Александр Голубов
Источник: http://www.politcom.ru