Конгресс единства или раскола?

Post navigation

Конгресс единства или раскола?

До первого Всемирного конгресса крымских татар остается меньше трех недель, а оппоненты меджлиса уже говорят об альтернативном форуме. Если в мае подтвердятся опасения диаспоры о внутренней цензуре в национальном движении и созыве конгресса «под Джемилева», правозащитники не исключают проведение другого, альтернативного конгресса. Меджлис это не пугает. 

Сепаратор меджлиса

Напомним, еще в конце марта Федерация дернеков крымских татар в Турции отказалась участвовать во Всемирном конгрессе крымских татар. О своем нежелании генеральный секретарь федерации Эргин Батур официальным письмом уведомил оргкомитет форума. Как следует из документа, представителей турецкой диаспоры не устраивает целый ряд моментов, в том числе уровень представительства. «В числе участников конгресса, имеющего значение дорожной карты для целой нации, мы не видим философов, историков, литераторов, писателей, поэтов, художников, журналистов, дипломатов, представителей масс-медиа, музыкантов, промышленников, ученых, спортсменов, военных, актеров, артистов, юристов и религиозных деятелей, — говорится в письме. — Неужели форум, который, по сути, является небольшим собранием представителей общественных организаций и руководителей диаспор, мы предложим провозгласить на весь мир Всемирным конгрессом крымских татар?»

Генеральный секретарь федерации счел неуважительной даже саму форму приглашения, направленного в его адрес. «Отправленное из Крыма приглашение предписывает быть… такого-то числа, как будто с целью поставить перед фактом», — подчеркивается в документе, при этом отмечено, что даже приглашение на свадьбу, а не то что на международный форум, пишется по определенным канонам в исключительно уважительном тоне.

Однако есть и другие, менее очевидные причины, вынудившие часть диаспоры отклонить приглашение принять участие в форуме, считает президент Фонда исследований и поддержки коренных народов Крыма Надир Бекиров. По его мнению, причина в том, что курултай и меджлис в существующем виде не пользуются поддержкой диаспоры, точно так же, как они непопулярны у крымских татар на этнической родине. «Каждый воспринимает этот проект (Всемирный конгресс — ред.) как личный проект Мустафы Джемилева, которому нужно занять новое кресло, — сказал «1К» Бекиров. — Сам источник инициативы для них (диаспоры — ред.) является сомнительным». От соотечественников за рубежом, утверждает правозащитник, не ускользнули политическая цензура и сепарация организаций, допущенных к форуму. «Они (меджлис — ред.) сделали тактически хитрый ход, заложив норму, что в оргкомитете конгресса могут принимать участие только те организации, которые признают главенство и подчиняются курултаю, — рассказал Бекиров. — А когда действительно собрался оргкомитет, он стал устанавливать представительство от общественных организаций без всяких ограничений, т.е. эту цензуру они провели раньше». В результате, по данным Бекирова, в настоящий момент форум в Крыму намерены проигнорировать около 10 крымскотатарских вакуфов (фондов), 10 из 12 независимых национальных организаций, Федерация крымскотатарских дернеков в полном составе, а также часть старейшего, созданного в 50-х годах прошлого века Генерального общества взаимопомощи и культуры крымских тюрков Турции. «Как мне говорили знающие люди, примерно 30% крымскотатарских обществ будут участвовать, а 70% не будут участвовать, — рассказал «1К» Бекиров. — Туда (в Турцию — ред.) сначала Рефат Чубаров с Хамзиным ездили, позже выезжал Мустафа, потому что для них это смерть, чего ради они вообще собирают всех?».

При этом идею Всемирного конгресса, убежден Бекиров, поддерживают все без исключения крымские татары, но изначально форум следовало готовить исходя из других принципов. «Должно было быть подготовительное собрание, где у меджлиса или курултая не было бы никаких преимуществ, он один из участников, — считает экс-глава правового отдела меджлиса. — Должно было быть массовое представительство диаспоры, потому что ради нее это делается. Должны были быть допущены все организации, которые пожелают участвовать. И все следующие шаги должны были делаться от этой инициативной группы».

Сейчас, считает Бекиров, диаспора будет внимательно наблюдать за ходом первого Всемирного конгресса, и, если ее опасения относительно политической цензуры и нацеленности съезда «под главу меджлиса» подтвердятся, правозащитник не исключает, что несогласная с этим часть диаспоры спустя некоторое время может инициировать созыв альтернативного форума.

Спокойствие, только спокойствие…

В самом меджлисе не склонны драматизировать ситуацию и данные о масштабах разногласий в среде турецкой диаспоры считают преувеличенными. «В турецкой диаспоре осуществляют свою деятельность несколько десятков дернеков, и та организация, которая называет себя Федерацией крымскотатарских дернеков, объединяет всего около 4 — 5 организаций, — сообщил «1К» Рефат Чубаров. — У них громкое название, и не больше того». Сведения о том, что две трети многомиллионной турецкой диаспоры проигнорируют Всемирный конгресс, первый замглавы меджлиса считает не соответствующими действительности. «Подавляющее большинство общественных организаций крымских татар Турции будут участвовать в конгрессе, и, надеюсь, не будет всего нескольких организаций», — подчеркнул Чубаров. Что же касается альтернативного форума, то он не сможет затмить ожидаемое в мае событие в жизни народа. «Альтернативно реально все, что угодно, но по масштабу, по значению, по составу это будут несопоставимые вещи, — уверен политик. — Представители двух-трех организаций, конечно, могут назвать себя Всемирным конгрессом или как-то иначе, это их право».

Тем временем подготовка к первому Всемирному конгрессу вышла на финишную прямую. Как сообщил «1К» секретарь оргкомитета Али Хамзин, на конец апреля приняты заявки на участие в конгрессе от 200 делегатов, представляющих 180 организаций, в основном из-за рубежа. «Под занавес прибавляется работы, нас заваливают заявками, — рассказал Хамзин. — Из Турции будем принимать анкеты участников вплоть до 10 мая». Организаторы ждут гостей из Турции, России, США, Франции, Польши, Литвы, Узбекистана, Азербайджана и других стран, где есть не просто диаспора крымских татар, но и их общественные организации. От крымских национальных обществ аккредитовались более 160 делегатов, не считая участников со статусом гостя. Оргкомитет направил приглашения главам дипломатических миссий, аккредитованных в Украине, и уже получил подтверждение от 5 посольств об участии в конгрессе на уровне первых лиц. «Пока не хочу называть, какие это страны, — сказал «1К» Хамзин, — но могу сказать, что мы направили приглашения посольствам всех государств СНГ и получили подтверждение об участии посольства России на высоком уровне. Мы этому только рады». Секретарь оргкомитета не исключает каких-то огрехов в организации первого конгресса, но уверен, что в целом форум пройдет на самом высоком уровне.

Как известно, чем более высокие ожидания, тем жестче критика оценит итоги и все нюансы конгресса. Крымскотатарская диаспора в Турции самая многочисленная и, по разным оценкам, насчитывает от двух до четырех миллионов человек. В зависимости от того, чьи прогнозы относительно участия в конгрессе турецкой диаспоры окажутся более точными — Бекирова или Чубарова, диаметрально противоположными могут быть и выводы об итогах форума. Первый Всемирный конгресс крымских татар может как засвидетельствовать сплочение народа и выход национального движения на качественно иной уровень, так и зафиксировать национальный раскол уже в международном масштабе. В любом случае, Мустафа Джемилев после него станет главным крымским татарином мира.

Глеб СЕРГЕЕВ

1k.com.ua

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня