Крымские татары: Смена ориентиров или политигра?

Post navigation

Крымские татары: Смена ориентиров или политигра?

Последние несколько месяцев в Крыму наблюдается активизация публичной деятельности и даже консолидация ряда крымскотатарских общественно-политических объединений и движений, которые пресса называет «антимеджлисовской оппозицией». Некоторые считают это новое явление в крымскотатарском сообществе «естественным процессом», кое-кто видит за ним деятельность СБУ, а то и «руку» Москвы.

Владимир ПРИТУЛА, журналист Как бы то ни было, мы становимся свидетелями того, как за короткое время политические аутсайдеры и радикальные маргиналы превратились в заметных участников если не геополитической, то точно — внутрикрымской игры. Особенно бросается в глаза недавнее резкое изменение тональности и содержания выступлений представителей так называемой «антимеджлисовской оппозиции», которая 28 января официально объединилась в «Крымскотатарский Народный Фронт».

Я намеренно использовал выражение «так называемой», потому что 24 января спикер общественной организации «Милли Фирка» («Национальная Партия») Ринат Шаймарданов почти сенсационно опроверг информацию о том, что вновь создаваемый Крымскотатарский Народный Фронт является оппозицией к Меджлису. По его словам, это лишь «объединение легальных крымскотатарских организаций» и их «усилия для влияния на принятие закона о реабилитации крымскотатарского народа и восстановление его прав».

Еще не так давно и сам Шаймарданов, и его руководитель — лидер Милли Фирка Васви Абдураимов не только резко критиковали систему этнического самоуправления Меджлис-Курултай, но и заявляли об их нелегитимности и призвали к самороспуску.

Теперь же миллифирковцы и их союзники из организации «Поколение «Крым», которые тоже вошли в Крымскотатарский Народный Фронт, не только не декларируют свою оппозиционность к системе национального самоуправления, но и заявляют о необходимости «честных выборов» делегатов Курултая (общенационального съезда крымских татар), запланированных на нынешний год. По их словам, они оппонируют лишь лидерам Меджлиса Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову.

От независимого Крымского юрта к лояльности Украинскому государству

На еще большие изменения оппоненты Джемилева-Чубарова пошли в отношении украинского государства и его власти. В 2009 году миллифирковцы обнародовали «Стратегию и тактику Милли Фирка на современном этапе», в которой целью «партии» указали «восстановление национальной государственности на территории Крымского юрта» (т.е. национальной территории крымских татар). В документе, выставленном в Интернете на «партийном» сайте, отмечается, что «следует быть готовыми» к тому, что «уже в ближайшие 8-10 лет, не исключено, что и раньше, ситуация будет требовать созыва Учредительного съезда национальных сообществ Крыма с провозглашением на нем Крымской республики со всем, что из этого вытекает».

До сих пор на полуострове и за его пределами организация и ее лидер Васви Абдураимов имели «пророссийский» имидж — преимущественно через антиукраинские заявления последнего и его скандальное обращение в 2008 году к российскому руководству с призывом «защитить» коренные народы Украины от «геноцида» со стороны ее «националистического руководства» так, как русские «защитили»абхазов и осетин в Грузии.

Теперь миллифирковцы заявляют о готовности к широкому сотрудничеству с официальным Киевом. По словам Шаймарданова, новое объединение борцов с Джемилевым-Чубаровым имеет целью, прежде всего, «сотрудничество с органами государственной власти Украины для решения проблемы восстановления прав и реабилитации крымскотатарского народа».

Решение Курултая — в жизнь?

Еще более сенсационным, как минимум для экспертов, стало заявление лидера Милли Фирка Васви Абдураимов о поддержке «Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа», принятой на 2 Курултае в июне 1991 года, и восприятие ее как «руководство к действию». Этот документ провозглашает, в частности, что «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом».

Хорошо помню, что Васви Абдураимов тогда категорически выступал и против созыва Курултая, и против провозглашения данной Декларации. В интервью, которое я у него взял летом 1991 года, он объяснял, что в традициях крымскотатарского национального движения — отказ от создания каких-либо централизованных организаций и институтов. Уже тогда Васви Абдураимов тесно сотрудничал с органами советской власти, а впоследствии и сам стал высокопоставленным чиновником. Теперь он считает упомянутый документ «руководством к действию», а слова бывшего Президента Украины Виктора Ющенко о необходимости отмены Декларации — «наглостью».

О своей лояльности к Украине и ее нынешней власти, а также о неоппозиционности к Меджлису 26 января неожиданно заявили и представители движения активистов земельных самозахватов («полян протеста») «Себат». Эта организация, хотя в конечном итоге и не вошла в Крымскотатарский Народный Фронт, но последние полгода активно участвовала во всех антимеджлисовских акциях миллифирковцев и других будущих «фронтовиков».

Курс — на выборы!

Впрочем, такая «смена ориентиров» лишь на первый взгляд может показаться неожиданной и странной. На самом деле и раньше можно было увидеть, что «внемеджлисовские» активисты без мощной внешней поддержки сами не могут создать некий политический проект, который мог бы реально конкурировать с системой Меджлис-Курултай.

Целая сеть местных и региональных меджлисов, которые замыкаются на Милли Меджлис, избираемый на общенациональном съезде — Курултае, уже давно переросла в институт этнического самоуправления и реально является влиятельной политической силой, с которой вынуждены считаться и в Крыму, и в Киеве, и за рубежом.

Это всегда раздражало власть, а нынешнее — и подавно. Вместе с тем, открыто выступить ни центральная, ни региональная власть против Меджлиса уже давно не рискует, учитывая реальную поддержку этого института среди соотечественников (по исследованиям Центра Разумкова, деятельность Меджлиса в разной степени положительно оценивает около 65% крымских татар) и реальный авторитет Меджлиса внутри страны и заграницей.

Похоже, именно это и побудило и Милли Фирка с Крымскотатарским Народным Фронтом, и «Себат» пересмотреть свое публичное негативное отношение к Меджлису и сосредоточить свою критику и нападки исключительно на его первых лицах — Мустафе Джемилеве и Рефате Чубарове. И вместе с тем усиленно рекламировать лояльность к государству, а прежде всего — поддержку действующей власти и готовность с ней сотрудничать.

Есть немало информации о том, что «регионалы» не только не отвергли протянутые руки, но сами стимулировали этот процесс. Активное участие в Крымскотатарском Народном Фронте депутатов Верховной Рады АРК от Партии регионов Лентуна Безазиева и Эдипа Гафарова, а также Руслана Бальбека, находившегося (возможно, до сих пор) «на крючке» у правоохранительных органов, лишь небольшое подтверждение.

Не отвергая заинтересованности в расколе Меджлиса и дискредитации его лидеров российских спецслужб, а также того, что они таки принимают соответствующие действия, на чем настаивает Мустафа Джемилев, все же предположу, что последние события в крымскотатарском сообществе прежде всего свидетельствуют об активной подготовке провластных сил к парламентским выборам осенью 2012 года.

Специфика Крыма заключается еще и в том, что это хоть и «базовый» регион Партии регионов, но здесь имеется существенное влияние русских и крымскотатарских общественно-политических движений. И если покойный Василий Джарты добился маргинализации влияния пророссийских сил и поставил под контроль самые влиятельные из них, то с крымскотатарскими организациями это не получилось — как раз из-за существования системы Меджлиса-Курултая.

Местные выборы 2010 года особенно ярко продемонстрировали, что даже при прямом давлении и манипуляции со стороны власти Меджлис и его лидеры способны заручиться значительной поддержкой избирателей.

Будет ли иметь такие же человеческие ресурсы и такую поддержку соотечественников Меджлис осенью 2012? Похоже, ответ на этот вопрос в Крыму усиленно и поспешно готовят именно сейчас.

Владимир ПРИТУЛА,

журналист

Источник: http://www.radiosvoboda.org

Похожие материалы

Ретроспектива дня