Крымскотатарский «оппозиционный фронт»

Post navigation

Крымскотатарский «оппозиционный фронт»

Оппозиционные Меджлису крымскотатарские структуры постепенно становятся влиятельными субъектами общественно-политической жизни в Крыму

В крымскотатарском национальном движении более или менее активно действуют более 10 общественно-политических организаций, которые заявляют о своем несогласии с проводимой центральным Меджлисом политикой и необходимости провести «переформатирование» национального движения.

Некоторые из них напоминают о себе от случая к случаю, как Координационный совет общественно-политических сил крымскотатарского народа. Например, после нескольких месяцев почти полного молчания функционеры этой структуры вдруг подвергли резкой критике практику «решения крымскотатарского вопроса украинскими властями». Такой «всплеск» публичной активности был вызван только лишь визитом в Крым представителей международной организации «Crisis Group», которые приехали на полуостров для изучения уровня конфликтного потенциала в регионе.

На фоне маргинальных крымскотатарских общественных структур более серьезно заявили о себе национальная партия «Милли Фирка» и общественная организация «Авдет». Объединяющей чертой в их деятельности являются попытки руководства указанных структур не ограничиваться критикой политики лидеров Меджлиса, но и активно влиять на процессы, происходящие в национальном движении. Исходя из тактики действий «Милли Фирка» и «Авдета», эксперты говорят, что в среднесрочной перспективе у них есть вполне реальные перспективы стать серьезными конкурентами центральному меджлису на крымскотатарском электоральном поле. Такие выводы напрашиваются исходя из того, что функционеры Меджлиса не только регулярно критикуют своих оппонентов, но и предпринимают меры по снижению влияния «Милли Фирка» и «Авдета» на крымских татар. Например, Меджлис неоднократно предпринимал попытки переизбрать руководство Ялтинского меджлиса, отдельные функционеры которого идеологически тяготеют к «Милли Фирка». По мнению некоторых политологов, в указанных структурах уже сейчас вырисовываются контуры так называемой «системной» оппозиции и ее радикального крыла.

Руководство партии «Милли Фирка», может быть и неосознанно, но почти полностью копирует основные принципы работы центрального меджлиса. В программных положениях партии прописаны необходимость восстановления крымскотатарской государственности, исторической топонимии Крыма, возрождение крымскотатарского языка, культуры, создание национальной системы образования и т.д. «Милли Фирка» пытается структуризироваться — открывает свои региональные ячейки (центральный меджлис также имеет свои региональные и местные меджлисы). Ее лидеры устанавливают контакты с международными организациями, так же, как и Меджлис, рассматривая зарубежных партнеров в качестве возможных лоббистов своих интересов на уровне руководства Украины. Подобный подход привлекает к партии определенное количество крымских татар, которые разделяют стратегические цели Меджлиса, но разочаровались в методах их достижения. Более того, на сегодняшнем этапе функционерами «Милли Фирка» реализуется, условно говоря, двухступенчатая тактика укрепления своих позиций в национальном движении. Во-первых, это непосредственное привлечение на свою сторону крымских татар путем пропагандистской работы через региональные отделения партии и с помощью подконтрольных масс-медиа (газета «Полуостров»). Во-вторых, «Милли Фирка» не отказывается принимать в свои ряды действующих членов региональных меджлисов (пока число таких «инициативников» ограниченно). При этом последние, симпатизируя «Милли Фирка», не покидают занимаемые должности в структурах национального самоуправления, подконтрольные центральному Меджлису. Такое положение дел позволяет миллифирковцам зондировать ситуацию в национальном движении и пробовать варианты опосредованного влияния на нее через симпатизирующих партии функционеров.

Параллельно с этим, в крымскотатарском национальном движении оформилось т.н. «радикальное оппозиционное крыло», представители которого считают возможным применять жесткие методы (масштабные и долгосрочные акции протеста, блокирование автотрасс и административных зданий) для достижения поставленных целей. Если посмотреть шире, то эта практика не является чем-то принципиально новым. В свое время таким инструментарием пользовался сам Меджлис, но впоследствии предпочел договариваться с властями. Последнее обстоятельство серьезно раздражает членов общественной организации «Авдет», костяк которой составляют активисты крымскотатарских инициативных групп, занимающихся земельными самозахватами. Эксперты утверждают, что организацию «Авдет» уже сейчас можно назвать влиятельным субъектом в национальном движении. Это подтверждается интенсивностью акций протеста, проводимых инициативными группами крымских татар, и количеством участвующих в них репатриантов. Заявления лидера «инициативников» Данияла Аметова о готовности обеспечить всех нуждающихся крымских татар земельными участками, которые подкрепляются практическими действиями (самозахватами), только увеличивают популярность «Авдета». Отдельные крымские татары говорят, что давно не верят обещаниям Меджлиса и предпочитают поддерживать «Авдет», который, так сказать, «переходит от слов к делу». Более того, функционеры этой организации не стесняются периодически критиковать руководство Меджлиса, которое, по мнению авдетовцев, пошло на поводу у органов власти и отказалось от жестких мер решения ключевых задач национального движения. Повышению активности «Авдета» может способствовать и укрепление финансовой базы этой структуры за счет участия ее членов в земельных самозахватах. Ведь не секрет, что отдельные активисты инициативных групп занимаются перепродажей захваченных и легализованных органами власти участков земли. Если этот вид «теневого бизнеса» будет поставлен на конвейер, «Авдет» через крымскотатарские инициативные группы получит мощный источник финансирования.

В целом, можно констатировать, что деятельность оппозиционных крымскотатарских организаций постепенно разрушает монополию лидеров Меджлиса на определение дальнейших направлений развития крымскотатарского движения. Для того чтобы реализовывать на практике альтернативные варианты решения наболевших проблем, крымскотатарским оппозиционерам совсем не обязательно иметь в органах национального самоуправления своих представителей. Расширяясь структурно, укрепляя свои кадровые, финансовые и организационные ресурсы, они могут осуществлять опосредованное влияние на процессы в национальном движении. И это обстоятельство одновременно будет катализатором внутренних противоречий в крымскотатарской среде, вызванных противостоянием между Меджлисом и его оппозицией за перераспределение сфер влияния.

Игорь САРМАТОВ для е-Крым

e-crimea.info

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня