Крым захотел на волю?

Post navigation

Крым захотел на волю?

В шестидесятую годовщину присоединения Крыма к Украине Верховный Совет автономии на фоне очередных столкновений в Киеве потребовал больше независимости от центральной власти, а также пригрозил созданием в регионе собственного ополчения. Центр политического анализа попытался разобраться, насколько серьезны угрозы крымских властей, позволит ли Киев Крыму подобную вольницу, и готова ли Россия к новому независимому соседу.

В шестидесятую годовщину присоединения Крыма к Украине Верховный Совет автономии на фоне очередных столкновений в Киеве потребовал больше независимости от центральной властиУтром в среду, 19 февраля 2014, когда были обнародованы официальные сводки новостей из пылающего Киева, согласно которым за минувший день и ночь погибли более 20 человек, президиум крымского Верховного Совета, настроенного категорически против оппозиции, фактически объявил о намерении призвать людей к созданию ополчения. Как говорится в официальном заявлении, в Крыму не понимают действий центральной власти, которая отказывается применять жесткие меры к погромщикам в Киеве.

 

По версии Верховного Совета Крыма, амнистия людей, которые ранее были арестованы, в том числе за нападения на милицию, привела к новому всплеску насилия, спровоцированного чувством безнаказанности.

«В случае дальнейшей эскалации гражданского противостояния Верховная Рада Автономной Республики Крым оставляет за собой право призвать жителей автономии встать на защиту гражданского мира и спокойствия на полуострове», — говорится в заявлении.

Позже, уже на заседании Верховного Совета было принято дополнительное заявление, в котором депутаты поддержали идею проведения референдума по проекту новой Конституции с тем, чтобы дать регионам Украины больше независимости и полномочий.

«С помощью предлагаемых преобразований мы намерены добиваться повышения эффективности функционирования органов власти автономной республики, улучшения условий для реализации прав человека и гражданина в нашей республике, обеспечения комплексного и стабильного развития региона», — говорится в обращении.

Ранее Верховный Совет Крыма обращался к России с просьбой, в случае обострения политической ситуации на Украине, поддержать автономный статус Крыма, за что, впрочем, несколько депутатов чуть не поплатились свободой. Служба безопасности Украины инициировала тогда возбуждение уголовного дела о призывах к сепаратизму.

По мнению директора Центра восточноевропейских исследований Андрея Окары, причина метаний крымских властей в особом восприятии местным населением положения дел в стране.

В свою очередь, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин напоминает, что прецедент разрыва связей между центральной украинской властью и региональной был создан раньше, в «колыбели революции» — Львовской области.

При этом Жарихин, как и Окара, подтверждает, что настроения Крыма вовсе не связаны с переживаниями за Януковича. «Они все равно, выбирая между властью Януковича и западенских националистов, выберут власть Януковича. Но это не значит, что они его любят», — полагает замдиректора Института стран СНГ.

Что касается действий России, то, полагает Жарихин, она должна быть готова откликнуться на призыв о помощи официальных властей Крыма, но самостоятельно вмешиваться в ситуацию не стоит.

Помогать Крыму отделиться от Украины России не выгодно, считает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько.

«Россия всегда была гарантом суверенитета и целостности Украины. За последние двадцать лет Россия ни разу не позволила себе использовать какие-либо деструктивные моменты в украинском геополитическом пространстве, чтобы инициировать отделение от нее Крыма. Поэтому в данной ситуации, если Украина не погрузится в хаос и войну всех против всех, Россия не будет каким-либо образом способствовать отделению Крыма, а без этого его отделение невозможно», — считает он.

Более того, в случае усиления кризиса в стране, Крым вряд ли сможет объединить вокруг себя пророссийскую юго-восточную часть страны, т.к. местные элиты в большинстве регионов этой части страны были подавлены еще при правлении Виктора Ющенко, а остатки были «поглощены или нивелированы» при Викторе Януковиче. Крым, фактически, единственная территория на Украине, где функционирует хоть сколько-нибудь независимая от Киева власть.

Хаотичный же распад Украины и вовсе прямая угроза для России, считает Безпалько.

Более того, гипотетическим развалом Украины готовы воспользоваться США, ЕС и НАТО, которые уже практиковали ввод войск в Черноморскую акваторию и вполне могут в случае кризиса под предлогом миротворческой операции создать прямую угрозу для России, рассуждает Безпалько.

«В целом для России анархия на Украине не желательна, потому что это приведет к обрыву социальных и экономических связей, гуманитарной катастрофе, сотням тысяч беженцев, которые хлынут, прежде всего, в Россию и частично, в Белоруссию. России придется применить очень большое количество усилий на нивелирование этих отрицательных моментов. Эти деньги могли бы быть потрачены на какие-то интересы внутри самой России», — считает эксперт.

Мнения наших экспертов

Безпалько Богдан Анатольевич, замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова:


В Крыму существуют не совсем уничтоженные местные элиты

Россия всегда была гарантом суверенитета и целостности Украины. За последние 20 лет Россия ни разу не позволила себе использовать какие-либо деструктивные моменты в украинском геополитическом пространстве, чтобы инициировать отделение от нее Крыма. Поэтому в данной ситуации, если Украина не погрузится в хаос и войну всех против всех, Россия не будет каким-либо образом способствовать отделению Крыма, а без этого его отделение невозможно. Крым отличается не только своим географическим положением и тем, что у него автономный статус. Это хоть и входит в противоречие с Конституцией, согласно которой Украина унитарное государства, но все же придает ему определенную обособленность.

В Крыму существуют не совсем уничтоженные местные элиты. Опираются на поддержку местного населения, они могут апеллировать к России или международному сообществу в случае каких-либо чрезвычайных обстоятельств в Киеве.

Но в Крыму также присутствует и другой фактор, который может дестабилизировать регион и превратить в горячую точку — это наличие большого количества исламистов среди крымских татар. По информации СМИ, от 300 до 500 боевиков, которые воюют в Сирии, были завербованы среди крымских татар. Там осталось еще множество татар, которые хоть и не отправились воевать в Сирию, но ничем не отличаются от джихадистов, которые уехали. Этот фактор следует учитывать.

В случае распада Украины или погружения территории в хаос, этот фактор будет поддержан внешними акторами, как Турция, ЕС, США и НАТО. Уже сейчас их военные корабли проявляют интерес к Черноморскому бассейну. Они не нарушают конвенцию, заключенную между странами Черноморского бассейна, но, тем не менее, во время войны в Грузии американские корабли присутствовали в акватории, якобы для доставки грузов. Так же и в случае, если в Украине начнут происходить какие-то деструктивные события, американский флот быстро окажется в акватории Крыма и даже, возможно, примет какое-либо участие, например, в формате миротворческой операции. Все это создаст большие сложности для Черноморского флота РФ и России в целом.

Другие регионы Украины отличаются от Крыма тем, что там нет сильных местных элит, некоторые представители погибли при неопределенных обстоятельствах при правлении Виктора Ющенко. Например, [экс-глава администрации президента Кучмы, экс-губернатор Харьковской области, затем Облсовета Евгений] Кушнарев, [бывший министр внутренних дел Украины Юрий] Кравченко. Другие были просто поглощены или нивелированы Партией регионов. Чтобы юго-восточные регионы отделились нужна либо очень большая встряска политического характера, либо появление местных элит, которые были бы настроены на политическую и экономическую самостоятельность, хотя бы в рамках федерации или конфидерации.

В целом для России анархия на Украине не желательна, потому что это приведет к обрыву социальных и экономических связей, гуманитарной катастрофе, сотням тысяч беженцев, которые хлынут, прежде всего, в Россию и частично, в Белоруссию. России придется применить очень большое количество усилий на нивелирование этих отрицательных моментов. Эти деньги могли бы быть потрачены на какие-то интересы внутри самой России.

Окара Андрей Николаевич — директор Центра восточноевропейских исследований:

Для Крыма врагами являются как «донецкие», так и «бандеровцы»

Во-первых, они не говорили об отделении от Украины, а говорили, что не исключают возможности обращения к России за подтверждением автономии Крыма в составе Украины. После этого случился скандал, было возбуждено уголовное дело по факту [призывов к сепаратизму]. Сейчас уже тему замяли.

В Крыму очень специфическое восприятие событий, происходящих на Украине. Речь о противостоянии двух полюсов влияния. С одной стороны донецкой элиты, которая сейчас составляет большую часть украинской власти, с другой — оппозиция в широком смысле слова — это и парламентская оппозиция, и Майдан, и все революционеры.

Крым, с одной стороны, боится донецких бандитов, то есть центральной киевской власти. Они недовольны Януковичем и Партией регионов, потому что «регионалы» за последние 4 года, фигурально выражаясь, поставили Крым и местную элиту на колени. С другой стороны, они боятся т.н. бандеровцев. Местная власть постоянно пугает жителей Крыма, для устрашения запускаются «утки» о том, что якобы уже под Красноперекопском (приграничный город — ред.) едут пять автобусов с бандеровцами, жителями Западной Украины, которые хотят захватить крымский Совет министров, поэтому нужно срочно народное ополчение против них.

Так что для Крыма враги и те и другие. Причем такой тип дискурса характерен и для рядовых обывателей, и для интеллигенции. И те и другие говорят, с точки зрения нормального человека, говорят абсолютный бред. Мне вот буквально только что звонили из Крыма, просили успокоить женщину, у которой настоящая истерика из-за страха перед бандеровцами. Для нее — это какие-то инопланетяне. Тут, конечно, работает госпропаганда, которая использует образ бандеровцев, которые воевали на стороне Гитлера.

Жарихин Владимир Леонидович — заместитель директора Института стран СНГ:

Крым может последовать примеру Львовской области

— Как вы полагаете, чего стоит ждать от властей Крыма? Готовы ли они к отделению?

— Запад Украины и вообще Запад — США и ЕС — сделали все, чтобы приблизить вероятность сценария, от которого украинская политическая элита все время пыталась уйти. Я имею в виду распад страны. Прецедент уже создан. Законодательное собрание Львовской области объявило, что выходит из подчинения центральных властей Украины. По тому же принципу может повести себя и Крым, если власть перейдет в руки западенцев, или будет образовано правительство по компромиссному сценарию. Они напомнят о львовском прецеденте и скажут: «Мы так же».

— Но, как я понимаю, в Крыму возмущены не только оппозицией, но и действующей властью Украины?

— Как всегда в политике из худшего нужно выбирать лучшее. Можно стремиться к идеалу, но его никогда не достичь. Они все равно, выбирая между властью Януковича и западенский националистов, выберут власть Януковича. Но это не значит, что они его любят.

— Как Россия должна действовать по отношению к Крыму Россия, чтобы соблюсти политес и свои интересы отстоять?

— Россия должна явить готовность помочь жителям Крыма, русским в Крыму в том случае, если они обратятся за помощью. То есть, Крым официально от имени своих властей обратится за помощью к России.

Но навязывать свою помощь — ни в коем случае.

Источник: http://tass-analytics.com

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня