Не геноцид, но Сталин виноват

Post navigation

Не геноцид, но Сталин виноват

Парламентская ассамблея Совета Европы 28 апреля отказалась признавать Голодомор геноцидом украинского народа, закрыв очередной спорный вопрос эпохи Виктора Ющенко. Одновременно с этим ПАСЕ посчитала виновным за массовый голод в СССР режим Иоcифа Сталина и его губительную политику, которую уже давно осудили даже на официальном уровне в Москве.

В целом, Россия может считать решение ПАСЕ крупной внешнеполитической победой, достигнутой, в первую очередь, благодаря смене власти на Украине, пишет Ярослав Загорец на сайте Lenta.ru.

К вчерашнему заседанию готовились давно. В конце 2009 года комиссия ПАСЕ по политическим вопросам подготовила резолюцию по массовому голоду 1932-1933 годов на территории бывшего СССР, которую в январе должен был представить турецкий парламентарий, вице-спикер ПАСЕ Мевлют Чавушоглу. Документ вполне устраивал Москву, поскольку в нем говорилось, что Украина была далеко не единственной пострадавшей от голода республикой, а слово «геноцид» не употреблялось вовсе. Кроме того, оптимизма добавляло и то, что Чавушоглу, с которым у России сложились хорошие отношения, вскоре стал председателем ПАСЕ.

Впрочем, повышение турецкого дипломата чуть было не сыграло против Москвы. Как рассказал «Коммерсанту» глава российской делегации Константин Косачев, из-за назначения докладчика на более ответственную должность рассмотрение резолюции было перенесено на апрель. Этим воспользовался юридический комитет ПАСЕ, который внес в документ несколько поправок, категорически не устраивающих Россию — в том числе, про «геноцид украинского народа».

В итоге, к обсуждению резолюции парламентарии (как российские, так и украинские) подошли со всей серьезностью, поскольку исход заседания был далеко не очевидным. С одной стороны, у России достаточно большое влияние в этом консультативном органе, с другой — Европа в последние годы гораздо сильнее сблизилась с Украиной, чем этого бы хотелось Москве. Нельзя было забывать и о том, что ПАСЕ никогда священного трепета перед Россией не испытывала и неоднократно принимала резолюции, идущие вразрез с кремлевским пониманием политических реалий в современном мире (так было, например, с резолюцией, осуждающей Москву за войну с Грузией).

За день до принятия резолюции с трибуны ПАСЕ выступил новый президент Украины Виктор Янукович, который, как и ожидалось, открестился от позиций своего предшественника Виктора Ющенко, заявив, что никаким геноцидом Голодомор не считает. «Признавать Голодомор как факт геноцида над каким-либо народом — мы считаем неправильным и несправедливым, это была общая трагедия. Это были последствия сталинского тоталитарного режима, его отношения к людям», — заявил Янукович, вновь поставив свою страну в несколько неудобное политическое положение.

На протяжение пяти последних лет, когда Ющенко был у власти, Киев последовательно навязывал Европе свое видение событий 1930-х годов. После того, как в 2006 году Ющенко принял закон, по которому Голодомор признавался геноцидом украинского народа, а на излете его карьеры апелляционный суд Киева признал Сталина, Молотова, Кагановича, Постышева и других деятелей ЦК Компартии виновными в этом геноциде, европейцам не осталось ничего иного, как считаться с позицией Украины. В связи с этим официальные документы, которые принимают политические организации объединенной Европы, неизменно содержат строчку о том, что украинское право признает массовый голод геноцидом народа Украины — и будут содержать ее до тех пор, пока эти законы и решения не будут отменены.

Таким образом, Янукович, заявляя о солидарности своей позиции с позицией Москвы, совершенно ясно дает понять Евросоюзу, что ждать от Украины какой-то стабильности в вопросе Голодомора нельзя — каждая смена власти в этой стране несет за собой резкую смену исторических оценок. Более того, активность, с которой нынешний украинский президент переписывает «достижения» своего предшественника, не позволяет говорить о стабильности и в других областях.

Тем не менее, европейцы Януковича внимательно выслушали. Как заявил Косачев, его выступление стало решающим при обсуждении резолюции на заседании политического комитета ПАСЕ, в ходе которого были отвергнуты все «проукраинские» поправки. Кроме того, перед непосредственным обсуждением доклада на ассамблее депутаты плотно пообедали, что также могло сыграть свою роль при принятии резолюции.

Голосование закончилось явно не в пользу Виктора Ющенко. В окончательно принятой ПАСЕ резолюции 1723 говорится, что массовый голод начала 1930-х, ставший результатом жестоких и преднамеренных действий советских властей, привел к гибели миллионов людей в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, России и Украине. В документе подчеркивается, что Украина действительно пострадала сильнее других республик. В то же время ПАСЕ считает, что наибольшим число жертв голода по отношению к общему числу жителей было в Казахстане, а наибольшие потери в абсолютном выражении понесла Россия.

Отдельно в резолюции говорится о тоталитарном режиме Иосифа Сталина, который лишил миллионов людей права на жизнь своей политикой коллективизации и раскулачивания.

Стоит отметить, что похожую формулировку использовал российский парламент при принятии в 2008 году специального заявления «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР». В этом заявлении наряду с привычными фразами об отсутствии исторических свидетельств организации голода по этническому признаку говорилось о том, что для ускоренной индустриализации страны руководство СССР уничтожало мелких собственников, проводило насильственную коллективизацию сельского хозяйства и выталкивало из села крестьян.

Самое любопытное теперь — это то, что будет делать Киев с резолюцией ПАСЕ дальше. Ведь идея поставить на обсуждение европейских парламентариев события сугубо советской истории принадлежала именно Украине — и не важно, что выдвигал ее не Янукович, а гораздо более альтернативно мыслящие политики. Что будет с законом Ющенко о признании на Украине Голодомора геноцидом, а также куда девать уголовное дело на Сталина и иже с ним — это новой власти также еще предстоит решить.

Кроме того, крайне интересно, как поведут себя в сложившейся ситуации США, Латвия, Литва, Венгрия, Австралия, Испания, Перу, Эквадор, Мексика и Парагвай, которые, исходя из политической конъюнктуры и иных, только им ведомых соображений, в разные годы признали Голодомор геноцидом украинцев. Судя по логике последних событий, им также придется резко менять свою позицию, поскольку говорить о геноциде народа, который сам отказался от такой формулировки, довольно странно.

С юридической точки зрения (как, впрочем, и с исторической) принятие резолюции ПАСЕ значит очень мало. В то же время для международных отношений этот документ имеет довольно большое значение — в первую очередь, из-за того, что теперь у России есть еще один веский довод при обсуждении темы голода в СССР, которую в XXI веке Украина наверняка будет поднимать еще не раз. Кроме того, 28 апреля Москва и Киев на европейском уровне зафиксировали стремительное потепление своих отношений, на время залечив растревоженную предыдущими властями Украины историческую рану. Только вот надолго ли?

korrespondent.net

Похожие материалы

Ретроспектива дня