Не исламом единым

Post navigation

Не исламом единым

Не исламом единымЕсть ли у Москвы ответ на главную задачу, поставленную Анкаре «Большим братом» по отрыву тюркских республик от России?

Многие уже привыкли к тому, что наиболее эффективные воздействия на государства постсоветского пространства ради смены их политической ориентации проводятся при помощи комплекса мер именуемых их разработчиками «мягкой силой». По сути, это длительное, занимающее много лет воспитание будущих активистов грядущих преобразований и будущей национальной элиты, а также формирование необходимого для перемен общественного мнения невоенными, культурными и пропагандистскими методами. И если в прежние годы «мягкую силу» направляли соответствующие круги США, Великобритании и другие их европейские союзники, то теперь пришлось столкнуться с тем, что эти методы взяли на вооружение и другие страны, вынашивающие далеко идущие геополитические планы.

Турция от Средиземного моря до Восточно-Сибирского?..

Если явление исламизма в последние годы на слуху у всех, то упоминание о политике пантюркизма как-то незаслуженно отошло на задний план. Впрочем, турецкое стремление объединить под своим «крылом» все тюркские народы тоже не «застыло в камне». Родившись ещё во времена Мустафы Кемаля Ататюрка в качестве светской формы возрождения Османской империи, оно радикально изменилось с приходом к власти Партии справедливости и развития, созданной Реджепом Тайипом Эрдоганом. На первый план снова вышла исламская составляющая турецкого государства, которая должна стать ещё одним из факторов влияния на другие тюркские народы.

Тем не менее не исламом единым турецкая «мягкая сила» закладывалась значительно раньше прихода Эрдогана во власть.

Справка

Турция была одним из первых государств мира, признавших независимость Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана. В октябре 1992 года тогдашний турецкий президент Тургут Озал собрал первый саммит постсоветских тюркских государств, а правительство Турции создало Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию (TIKA), предназначенное для многопланового сотрудничества с другими тюркскими государствами.

Менее чем через год на свет появилась Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), штаб-квартира которой находится в Анкаре. На Турции же лежит и основная доля финансирования данной организации, задачей которой значится «совместное возрождение и развитие культуры и искусства тюркских народов».

Помимо перечисленных стран, в качестве наблюдателей в её состав вошли Гагаузия (входит в состав Молдавии) и частично признанный Северный Кипр. Вплоть до 2015 года с ТЮРКСОЙ активно сотрудничали российские регионы: республики Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасия. В 2009 году был создан Тюркский совет (полное название — Совет Сотрудничества тюркоязычных государств). Работают также иные объединения, включая Парламентскую ассамблею тюркских государств.

Казалось бы, следует радоваться развитию международного сотрудничества, если бы не одно но. Не только националистические, но и правительственные круги Турции рассматривают это сотрудничество в качестве промежуточной ступеньки для объединения всех тюркских народов, включая входящие в состав России, в одно государство. Причём, не только тюркских. Как сообщил в конце августа 2020 года турецкий военный эксперт Каан Сарыайдын, на октябрь планировали создание «армии Великого Турана» численностью 2,8 млн солдат, своеобразного «тюркского НАТО», в которую, помимо вооружённых сил центральноазиатских тюркских государств, активно зазывается и… Монголия. Подобные идеи давно циркулируют в головах идеологов пантюркизма, так и не найдя практического воплощения, но ход мысли говорит сам за себя.

«Мягкая», но агрессивная…

Обработка тюркского и исламского населения со стороны Турции началась ещё с президентства Сулеймана Демиреля, которому Джордж Буш-старший указал, что отныне именно Турция будет «определять политическое будущее мусульманских республик СНГ» и «должна стать проводником интересов молодых мусульманских стран на Западе». Это она должна была делать, оказывая материальную и финансовую помощь (средства на это, впрочем, выделялись Западом) тюркоязычным республикам бывшего Советского Союза. Главной же задачей определялся отрыв тюркских республик от России, который необходимо было проводить по трём направлениям — экономическому (турецкие инвестиции), политическому (Тюркский совет, Парламентская ассамблея, TIKA) и идеологическому (ТЮРКСОЙ, пантюркизм, религия). Поскольку нас больше интересует идеологический фронт, то остановимся на нём.

В свете роста исламского религиозного фундаментализма особенно тревожно выглядит то, что Турция приглашает на обучение в свои медресе граждан бывших советских республик и российских автономий, вкладывая в это огромные средства. И именно их выпускники зачастую становятся проводниками исламских радикальных учений.

Только по линии ТЮРКСОЙ турецкая сторона предоставила более 26 тысяч стипендий студентам из СНГ, обучающимся в Турции. Помимо этого, значительное финансирование исламских учебных заведений, начиная с детских садов и заканчивая университетами, осуществляли структуры оппозиционного Эрдогану Фетхуллаха Гюлена.

После недавней попытки госпереворота в Турции, осуществлявшейся гюленовцами, эти заведения властями постсоветских государств, кроме Кыргызстана, были закрыты, но семена «турецкой идентичности» посеяны. Выпускники этих учебных заведений сейчас занимают высокие посты в государственных структурах, СМИ, бизнесе, образовании, армии и т.д.

Немало вопросов вызывает и «культурная» деятельность на территории России структур, руководимых Турцией. В частности, переименование с подачи кафедры ТЮРКСОЙ в Башкирском пединституте улицы Фрунзе в Уфе в улицу Валиди. Ведь получивший в 1925 году турецкое гражданство историк-башкир Ахмет-Заки Валиди перечеркнул все свои достижения жирным крестом, сотрудничая с гитлеровцами в деле создания подразделений СС из числа представителей тюркских народов. С ТЮРКСОЙ связаны и радикалы из «Союза татарской молодёжи «Азатлык», организовавшие серию пикетов «в честь сожжения какого-нибудь русского города — Москвы, Рязани, Суздаля, Владимира, Козельска».

Среди «культурных» инициатив, предпринятых с подачи ТЮРКСОЙ и TIKA и направленных на разрыв постсоветских тюркских государств с Россией, отказ от гигантского массива информации, наработанного этими странами при СССР, путём перевода алфавита на латиницу по примеру Турции.

По сути, этим шагом данные государства лишили подрастающее поколение возможности понимать написанное их дедами, а также превратили его в не понимающих даже элементарные надписи при поездке в Россию.

К чему это всё должно привести, откровенно высказался Рейджеп Эрдоган говоря о нетюркском, но мусульманском «кусочке» соседней Грузии, Аджарии: «Интересы современной Анкары совпадают с интересами Османской империи. Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце. Разве можно отличить Ризе от Батуми?» Ещё более откровенен был глава TIKA, являющегося подразделением МИД Турции, Абдульхалюк Чей: «Турецкая Республика — преемница великой Османской империи, она должна создать союзное объединение с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном даже ценой резкой конфронтации с Россией».

Есть ли точки соприкосновения?

Возможно ли противостоять турецкой «мягкой силе» хотя бы внутри России? Вопрос не праздный, поскольку в национальных республиках очень болезненно относятся к тому, что центральные власти ограничили их сотрудничество с Турцией в рамках ТЮРКСОЙ и TIKA. Увы, но менталитет российских тюрков и мусульман таков, что родственные народы им значительно ближе центральной власти, а согласно канонам ислама, любой мусульманин другому мусульманину — брат, в отличие от правителей-иноверцев. Нам кажется, вполне возможно.

Во-первых, огромным подспорьем стало бы официальное признание того, что тюркские народы, наряду со славянами и, в частности, русскими, являются государствообразующими. Мы ничуть не погрешим против истины, если учесть, какую роль данные народы сыграли в становлении российской государственности, и сколько выходцев из числа тюрков были ключевыми фигурами российской истории, от сына половчанки Андрея Боголюбского до главы Центробанка Набиуллиной и министра обороны Шойгу.

Во-вторых, наметившееся засилье имамов, получивших духовное образование в медресе Турции, Саудовской Аравии и других странах, где «в почёте» фундаментализм, исправимо при расширении и увеличении числа мусульманских духовных училищ внутри России. При этом резко снизится приток «пастырей», чья паства стремится не к мирной жизни, а к «джихаду против неверных».

В-третьих, грубейшие пропагандистские ошибки допускают и идеологи «Великого Турана от Средиземного моря до Восточно-Сибирского». В частности, вместо привычных этнических обозначений узбек, киргиз, башкир, якут или татарин, ими употребляются такие слова, как «узбекский, киргизский, башкирский, якутский или татарский турок». А в общем тюркские народы, проживающие за пределами Турецкой Республики, стараются называть «внешними турками». Учитывая, насколько щепетильно относятся небольшие народы к правильному именованию их этноса…

В-четвёртых, совершенно не следует отказываться от сотрудничества даже с самыми «коварными» турецкими структурами — ТЮРКСОЙ и TIKA, не говоря уже о Тюркском Совете и Парламентской Ассамблее. Подписала же Меморандум о сотрудничестве с ТЮРКСОЙ Венгрия, в состав которой вплоть до конца XVIII века входила Кумано-Аланская автономия (тюрков-кипчаков, известных в русской истории как половцы, в Европе называли куманами). Воспользоваться утверждением Генсека организации Дюсена Касеинова «если Россия не будет с пониманием относиться к своим тюркским регионам, поддерживать их стремление развивать свою духовность, обращаться к культурным корням, если будет пытаться ограничить их участие в таких открытых миру международных организациях, как ТЮРКСОЙ — получит радикализм». Но только не на уровне регионов, как это было до 2015 года, а на уровне представителей Федеральных органов власти. Как говорится в армейской шутке, «если пьянку невозможно предотвратить, её следует возглавить». С одной стороны, это позволит «отфильтровать» негативные для Российской Федерации инициативы турецких структур «мягкой силы», а с другой — лишит пропагандистских козырей отечественных тюркских националистов.

Александр Горохов

Источник: https://zvezdaweekly.ru/news/20201224175-Dfw1v.html

Похожие материалы

Ретроспектива дня