Ответ Кавказа

Post navigation

Ответ Кавказа

Одной из составляющих успеха деятельности в современном мире является успешная информационная работа. В условиях конфликта эта работа перетекает в понятие, именуемое «информационная война». События на Манежной площади в Москве и общее обострение межнациональных отношений в России вызвали всплеск информационных баталий.

Высказать свою точку зрения, чтобы побудить федеральные власти к действию, поспешили в этой ситуации самые разные политические силы, в том числе российские кавказцы. Заявлениями по поводу произошедших событий отметились как представители северокавказских республик, так и руководители диаспор.

При этом поначалу основным лейтмотивом этих заявлений стало требование покарать радикальных националистов, и лишь в последние дни речь зашла о диалоге.

«Центром мысли», своеобразным противовесом бушующей Москве в эти дни стала столица Чечни — Грозный. Именно там 18 декабря произошло утверждение документа под названием «Меморандум о совместном противодействии насилию, экстремизму, межнациональной розни и поддержке миротворческого процесса в России», содержащего варианты мер для выправления ситуации.

Официальные власти Чечни в сложившейся обстановке заняли позицию внешнего спокойствия. Глава республики, призвав «рубить под корень любые проявления национализма», в то же время заявил, что чеченцы не будут участвовать ни в каких уличных «ответах» митингу на Манежной. «Ни один уроженец Чечни не находился с целью участия в беспорядках ни на Манежной, ни на Европейской», — сказал Рамзан Кадыров и выразил уверенность, что «соответствующие ведомства» накажут организаторов беспорядков.

Такая позиция сильно отличается от высказываний Рамзана Кадырова четырехлетней давности — в связи с событиями в карельском городе Кондопоге. Тогда премьер-министр Чечни Кадыров говорил, что если власти карельского города не смогут найти методы урегулирования беспорядков, то он сам займется решением вопроса о приведении ситуации в «правовое русло». То заявление Рамзана Кадырова дало дополнительные аргументы недругам чеченского лидера.

Нынешние высказывания главы Чечни свидетельствуют, что Кадыров стал осторожнее в своих заявлениях. Теперь чеченский лидер предпочитает опираться на поддержку общественности, которая была представлена рабочей группой Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, приехавшей в Грозный.

По предположению руководителя группы Максима Шевченко, весь произошедший накал страстей на национальной почве был умышленно спровоцирован антироссийскими силами.

«Это не случайность, это была целенаправленная мишень. Ведь непонятно, почему Черкесов, ранее судимый, имел при себе травматическое оружие и выстрелами в затылок убил лидера спартаковской группировки. После этого организуются группы болельщиков, которые собирают людей, распространяют информацию, куда и когда прийти. В Интернете вывешиваются подготовленные тексты. Молодежь вышла на Манежную площадь, были избиты молодые люди, русские, но они просто были похожи на кавказцев. А милиция в это время ничего не предпринимала. Только слепой не мог увидеть, что это была четко спланированная акция», — сказал Максим Шевченко.

Авторы подписанного в Грозном меморандума — более 40 общественных организаций — призвали «людей доброй воли» противодействовать насилию, экстремизму, межнациональной розни, а также разработали ряд мер, призванных урегулировать ситуацию мирным путем.

Однако не все на Кавказе считают мирные меры достаточно эффективными. Так, свое разъяснение методам противодействия экстремизму дал спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов. Спикер заявил, что нет «никакой разницы» между бандитами-боевиками, которые «бегают в горах», и бандитами-экстремистами, бесчинствующими в российских городах. По его словам, это одинаковые преступники, которые и отвечать перед законом тоже должны «на равных».

Созвучно заявлениям чеченского парламентария высказался и президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (АзерРос) Союн Садыгов. «Если на Кавказе успешно проводятся спецоперации по уничтожению боевиков и экстремистов, то что мешает такую же операцию провести в городах России против таких же преступников», — написал глава диаспоры в открытом письме Дмитрию Медведеву.

Похожее заявление принял и Союз армян России. Там говорится, что «деятельность националистических движений должна жестоко караться». Заявление принималось явно впопыхах, без консультаций с филологами — в противном случае филологи отсоветовали бы использовать слово «жестоко», заменив его на «жестко». Как известно, слово «жестокий» в русском языке имеет резкую негативную окраску; жестокость, в отличие от жесткости, согласно правилам русского языка, является свойством отрицательных персонажей.

Интересно, что наиболее взвешенным стало обращение к соотечественникам президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Он не стал призывать к особой жестокости в наказании столичных националистов, лишь выразив надежду, что правоохранители выполнят свою работу. При этом Евкуров напомнил молодым ингушам, что будущее республики когда-нибудь окажется в их руках и предложил вместо участия в беспорядках учиться и работать, чтобы когда-нибудь делом помочь «малой родине». Евкуров призвал соотечественников не допускать бескультурия и неуважения к традициям земли, на которой они находятся. В целом он просит ингушскую молодежь достойно представлять нацию: «не только не становиться участниками конфликтов, позорящих нашу республику, но и в корне пресекать любое зло, не поддаваться на популистские лозунги горе-политиков».

По мнению директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктора Черноуса, российское общество нездорово, а произошедшее — это показатель температуры. Общество продемонстрировало, что не хочет мириться с ситуацией, терпеть коррумпированность власти и правоохранительных органов. Выразилось это все в болезненной форме, направленной против «инородцев».

«Если власть и сейчас сделает неправильные выводы — все задушить, не пущать и закатать в асфальт, то мы получим следующую фазу. Если сейчас радикалы перешли к экстремизму, то следующая фаза — это выталкивание экстремистов уже к более решительным, вплоть до террористических, действий», — заметил Черноус.

И действительно, если «внезапно» возникшие проблемы в межнациональных отношениях не будут разрешаться цивилизованными способами, то призывы к проведению «операций» против экстремистов в российских городах и в самом деле могут оказаться востребованными.

Денис ЛЕОНОВ

www.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня