Перспективы АР Крым: статус региона

Post navigation

Перспективы АР Крым: статус региона

«Крымские сепаратисты»: штрихи к социальному портрету

Вопрос желаемого статуса Крыма для его жителей остается открытым. Крымчане демонстрируют дезориентированность, поддерживая взаимоисключающие альтернативы. Половина крымчан, в зависимости от обстоятельств, могут поддержать как отделение Крыма от Украины, так и противоположный сценарий.

От редакции «Я». В конце 2008 — середине 2009 годов Центр Разумкова, один из самых авторитетных аналитических центров страны, выполнил, на наш взгляд, одно из наиболее серьезных за все годы независимости Украины исследований Крыма. Итоги его отражены в двух фундаментальных докладах — «АР Крым: люди, проблемы, перспективы». Общественно-политические, межнациональные и межконфессиональные отношения в Автономной Республике Крым и «Крымский социум: линии раздела и перспективы консолидации».

Поскольку эти доклады опубликованы на украинском и английском языке, редакция «Я» — чтобы облегчить работу с ними русскоязычному сообществу — перевела их на русский язык и предлагает вниманию читателей. В отдельных случаях мы сопроводили текст своими комментариями. На наш взгляд, эта работа Центра Разумкова должна стать настольной книгой серьезных политиков, экспертов и журналистов, поскольку, увы, многие из них берутся делать скоропалительные выводы, не «изучив матчасть»…

Публикация этой части работы именно сейчас — после харьковских соглашений по Черноморскому флоту — выглядит, как никогда, своевременной.

Ранее опубликованные фрагменты читайте здесь:

АР Крым: люди, проблемы, перспективы. Аналитический доклад Центра Разумкова (1)

Гражданская идентичность жителей Крыма. Доклад Центра Разумкова (2)

Перспективы АР Крым: статус региона

Мнения крымчан относительно желаемых перспектив собственного региона являются достаточно противоречивыми и неустоявшимися, следовательно — подверженными любым внутренним и внешним влияниям.

Так, большинство (63,8%) крымчан хотели бы, чтобы Крым вышел из состава Украины и присоединился к России, и в то же время — чтобы он сберег свой нынешний статус, но с более широкими полномочиями и правами (53,8%).

Более трети (35,1%) хотели бы, чтобы АРК стала русской национальной автономией в составе Украины; и так же более трети (34,5%) — чтобы он вышел из состава Украины и стал независимым государством.

Как видно из диаграммы «Хотели бы Вы, чтобы АР Крым…?», такая противоречивость и непоследовательность является характерной фактически для всех возрастных, национально-этнических и конфессионально-церковных групп.

Вопрос желаемого статуса Крыма для его жителей остается открытым. В подходах к его решению крымчане демонстрируют определенную дезориентированность, кое-где поддерживая взаимоисключающие альтернативы.

Так, из общего числа опрошенных половина (50,1%) выбрали одновременно хотя бы один из вариантов, которые предусматривают выход Крыма из состава Украины, и один из вариантов, которые предусматривают его пребывание и в дальнейшем в составе Украины. То есть, половина крымчан, в зависимости от обстоятельств, могут поддержать как отделение Крыма от Украины, так и противоположный сценарий.

Доля тех, кто готов лично добиваться реализации сепаратистских вариантов (впрочем, как и любых других), не превышает 25% опрошенных (диаграмма «Какими будут Ваши действия, если АР Крым…?»).

Выход Крыма из состава Украины и присоединение его к России поддерживают подавляющее большинство (75,9%) русских и большинство (55,2%) украинцев. Среди крымских татар такую перспективу поддерживают лишь 13,8%, против — 68,5%.

В то же время, около или более трети представителей всех национально-этнических групп (35,2% украинцев, 34,7% русских, 30,1% крымских татар) хотели бы, чтобы Крым вышел из состава Украины и стал независимым государством, хотя можно допустить, что виденье крымскими татарами национального содержания этого государства является отличным от виденья украинцев и русских.

32,3% украинцев и 40,1% русских хотели бы, чтобы Крым стал русской национальной автономией в составе Украины. Однако эту идею поддерживают лишь 5,9% крымских татар (против 75,5%). Однако идею того, чтобы Крым стал крымскотатарской национальной автономией в составе Украины поддерживают 49,4% крымских татар и только 5,8% украинцев и 2% русских. Против этого 81,3% украинцев, 91,9% русских и 33,9% крымских татар (последняя цифра может свидетельствовать о понимании значительной частью крымских татар нереальности создания крымскотатарской автономии в составе Украины, где они составляют меньшинство, а большинство очевидно настроено против этого).

При этом, подавляющее большинство (72%) русских, большинство (68,3%) крымских татар и большинство (57,2%) украинцев — против того, чтобы Крым потерял статус автономной республики и опять стал одной из областей Украины.

Что касается возможной реакции крымчан на тот или другой вариант развития событий, то она может быть такой (с учетом того обстоятельства, что это вербальная готовность к действиям):

наибольшее неприятие вызывают перспективы присоединения Крыма к Турции и превращения его на крымскотатарскую национальную автономию в составе Украины. Против первого готовы, если будет случай, бороться с оружием в руках 8,3% крымчан; протестовать мирными средствами — 63,6%. Против второго: бороться вооруженным путем — 12,8%, мирно протестовать — 53,2%;

против присоединения Крыма к России готовы, при случае, бороться вооруженными 6,5% крымских татар и 42,3% будут протестовать против этого мирными средствами. Против присоединения Крыма к Турции готово протестовать мирно большинство украинцев (63,9%) и русских (69,6%), однако также и 31,5% крымских татар. В то же время ,10,4% крымских татар готовы добиваться такого решения, а 17,5% его будут приветствовать. Готовы же, при случае, бороться против него с оружием в руках по 8,6% украинцев и русских;

превращение Крыма в независимое государство приветствовали бы 31,3% украинцев, еще 13,1% ответили, что будут добиваться такого решения, среди русских — соответственно 37,8% и 9,1%, среди крымских татар — соответственно 28,6% и 10,3%. 13,9% украинцев, 8% русских и 15,1% крымских татар протестовали бы против этого мирными средствами;

решение о превращении Крыма в русскую национальную автономию в составе Украины приветствовали бы 34,4% украинцев и 38,9% русских, мирно протестовали бы против этого соответственно 22% и 15,2%. Протестовали бы против этого мирно 45,5% крымских татар, противились бы этому решению с оружием в руках 7,3%, приветствовали бы его — 11,5%;

против превращения Крыма в крымскотатарскую национальную автономию в составе Украины готовы мирно протестовать 54,8% украинцев и 60,5% русских; готовы, при случае, бороться против этого с оружием в руках соответственно 13,2% и 13,9%. Готовы добиваться такого изменения статуса Крыма 20,1% крымских татар и 43,9% будут приветствовать такое решение;

массовых мирных протестных акций можно ожидать в случае возвращения Крыму областного статуса. Против этого готовы протестовать 40,4% крымчан. Однако, на вооруженное сопротивление осмелятся лишь 3,3%. Против превращения Крыма в область мирно будет протестовать 32,8% украинцев, 44,3% русских и 38% крымских татар. В то же время, 4,9% украинцев добивались бы этого решения, а 10,1% его бы приветствовали. Среди русских и крымских татар таких было бы значительно меньше. Но, учитывая, что 40,8% опрошенных колебались с ответом на вопрос, можно допустить, что реакция крымчан на такой вариант развития событий является скорее неопределенной.

«Крымские сепаратисты»:

штрихи к социальному портрету

В этом исследовании к условной группе «сепаратистов» были отнесены те респонденты, которые, давая ответ на блок вопросов о желаемом статусе Крыма, избрали варианты, которые предусматривают выход Крыма из состава Украины.

(Крым как независимое государство, как территория в составе России или Турции), при этом не выбрав те варианты, которые предусматривают вхождение Крыма в состав Украины (сохранение нынешнего статуса, автономная республика с большими, чем сейчас полномочиями, российская или крымскотатарская национальные автономии или одна из областей Украины).

Доля таких респондентов в массиве опрошенных — 23%. По возрасту, полу, уровню образования «сепаратисты» не отличаются от крымчан в целом. Лишь несколько более высокой среди них является доля городских жителей (67,5% против 62,1% среди крымчан в целом).

Подавляющее большинство представителей этой группы составляют те, кто ориентирован на вхождение Крыма в состав России (88,1%), 39% — поддержали бы также статус независимого крымского государства. При этом, 30,1% — поддержали бы одновременно оба этих варианта, что можно оценивать как свидетельство того, что статус независимого государства чаще всего воспринимается ими как «промежуточный этап» к присоединению к России.

Лишь 5% «сепаратистов» являются сторонниками вхождения Крыма в состав Турции. И только 1,8% одновременно поддержали варианты независимости Крыма и присоединения к Турции.

Хотя подавляющее большинство «сепаратистов» ориентировано на вхождение Крыма в состав России, лишь 24,3% из них ответили, что готовы добиваться этого решения.

То есть «сепаратистские» политические ориентации преимущественно не связаны с установкой на активные политические действия. Кроме того, для «сепаратистов» чрезвычайно важным является не «допустить, чтобы Крым стал зоной вооруженного конфликта» (4,89 балла по пятибалльной шкале), а также «обеспечение мира в Крыму» (4,85).

Отношение к органам власти Украины у «сепаратистов» еще хуже, чем у жителей Крыма в целом.

Так «скорее» или совсем не поддерживают деятельность Президента Украины 93,8% «сепаратистов» (среди крымчан в целом — 87,6%), Верховной Рады Украины (соответственно 89,4% и 82,7%), Кабинета Министров Украины (соответственно 87,9% и 81,8%). Так же ниже, чем у крымчан в целом, поддержка ими органов власти АР Крым: деятельность Верховной Рады автономии «скорее» или совсем не поддерживают соответственно 73,2% и 63%, Совета министров АР Крым — соответственно 77,5% и 66,2%.

Сознание части представителей этой группы имеет черты «идеологической амбивалентности»: 16% ее представителей считают себя патриотами Украины, 25,1% — воспринимают Украину как свою Родину. Те, кто не воспринимает Украину как Родину, составляют лишь относительное большинство — 48,4% (остальные не определились с ответом на этот вопрос).

Что касается виденья социально-экономических проблем Крыма, то представителями этой группы несколько чаще называются «национально чувствительные» проблемы (как, например, невозможность учебы на родном языке — 24,5% против 15,5% в целом по Крыму).

Проблему ограничения в использовании русского языка называют чрезвычайно актуальной соответственно 61,6% и 48,2%. Чаще представители этой группы отвечают, что их культурные потребности не удовлетворены. Например, в просмотре телевизионных передач на родном языке («скорее» или совсем недовольны — 76%, тогда как среди крымчан в целом — 62,3%); в получении образования на родном языке (соответственно 52,3% и 43,5%). 88,1% представителей этой группы полностью или «скорее» согласны с тем, что население Крыма подвергается украинизации (в целом — 75,2%).

Хотя «сепаратисты» на статистически значимом уровне чаще, чем в целом жители Крыма, отмечают существование проблем в межнациональных отношениях (соответственно 18,4% и 15,4% считают, что существуют достаточно острые проблемы в отношениях разных национально-этнических групп), количественно эта разница не является настолько большой, чтобы говорить о том, что именно оценка состояния межнациональных отношений могла быть фактором, который стимулирует сепаратистские настроения.

Доля же тех, кто считает, что в Крыму может произойти острый межнациональный конфликт, в этой группе является меньшей, чем по массиву опрошенных в целом (соответственно 20,7% и 24,4%). Так же, меньшей является доля тех, кто сталкивался со случаями дискриминации по национальному признаку во время приема на работу или учебу (соответственно 7,1% и 11,1%).

Заметным является «культурное дистанционирование» этой группы от предста-вителей определенных регионов Украины. В первую очередь это касается Западного региона — средний балл, которым оценивается культурная близость с его жителями, составляет лишь 3,33, что значительно меньше, чем по массиву в целом (4,18 балла).

По политическим симпатиям представители этой группы практически не отличаются от общего по жителям автономии — чаще всего они выражают доверие к Партии регионов (27%) и КПУ (11,4%), среди общественных организаций — к Русской общине Крыма (13,7%).

Среди «сепаратистов» является более высокой, чем среди населения Крыма, доля этнических русских (соответственно 70,8% и 60,1%), а доля украинцев (соответственно) и крымских татар — меньше (украинцев — соответственно 19,6% и 24,9%; крымских татар — соответственно 4,8% и 9,1%).

Хотя 19,6% «сепаратистов» назвали себя украинцами, лишь 1,5% отнесли себя к украинской культурной традиции (в целом — 8,6%). Подавляющее большинство из них отнесло себя к русской культурной традиции (больше, чем среди жителей Крыма в целом — соответственно 67,7% и 55,5% ). Лишь 2,8% отнесли себя к крымскотатарской культурной традиции (в Крыму в целом — 8,3%). Следует отметить очень малую долю среди «сепаратистов» тех, кто относит себя к советской культурной традиции (лишь 2%, тогда как среди крымчан в целом — 14,6%). Возможно, это можно рассматривать как свидетельство того, что «советские» социокультурные стереотипы плохо совмещаются с «сепаратистскими» политическими установками.

Уровень владения украинским языком среди «сепаратистов» заметно ниже, чем среди населения Крыма в целом, — среди первых 62,6% либо не владеют совсем, либо лишь понимают, но не могут разговаривать, тогда как среди жителей Крыма в целом — 43,4%.

По конфессиональной принадлежности среди «сепаратистов» больше, чем среди населения Крыма в целом, верующих УПЦ (соответственно 27,7% и 18,7%).

Следовательно, можно констатировать, что, с одной стороны, группа граждан с сепаратистскими ориентациями является в Крыму достаточно многочисленной, чтобы влиять на общественно-политическую жизнь автономии. С другой — сепаратистские ориентации у подавляющего большинства представителей этой группы не совмещены со стремлением или готовностью к активным действиям для достижения своих целей.

«Идеологическую основу» сепаратизма в Крыму составляют преимущественно идеи воссоединения Крыма с Россией, что позволит избежать украинизации, которая, по мнению большинства крымчан, происходит в автономии. В то же время, мало представлена мотивированность сепаратистских настроений угрозой межнациональных конфликтов или дискриминацией на национальной почве.

Центр РАЗУМКОВА, Киев, перевод с украинского А. Клименко, «Я»

www.bigyalta.com.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня