Поле битвы Крым

Post navigation

Поле битвы Крым

С каждым днем появляется все больше свидетельств того, что Автономная Республика Крым (АРК) становится одним из главных «театров военных действий» в надвигающейся очередной «холодной войне» между Москвой и Киевом. С охлаждением двусторонних отношений с Украиной у России вновь «возникла потребность» в активизации пророссийских сил автономии.

При этом Россия вовсе не собирается отторгать Крым. Она всего лишь хочет в очередной раз разыграть крымскую карту. Каким образом она пытается это сделать, выяснял портал «Политика и деньги».

Разведка боем

С каждым днем появляется все больше свидетельств того, что Автономная Республика Крым (АРК) становится одним из главных «театров военных действий» в надвигающейся очередной «холодной войне» между Москвой и КиевомКрымская автономия и Севастополь — это наиболее пророссийски настроенные регионы Украины. И, естественно, что Россия располагает обширными возможностями влияния на политическую и экономическую ситуацию на полуострове. Периодически она их задействует.

Крым с его сложным этнокультурным составом, криминализированной экономикой и мощным сепаратистским «бэкграундом» представляет собой едва ли не идеальное место для проведения различного рода провокаций и организации очагов нестабильности.

За свежими примерами ходить не надо. 1 июля на окраине Феодосии в рукопашной сошлись 300 казаков и 500 омоновцев. Казаки пытались восстановить поклонный крест на въезде в город, который был снесен по решению Хозяйственного суда АРК.

Правоохранительные органы силой помешали им это сделать. Казаки в ответ пообещали вывести на улицы тысячи своих сторонников и все равно установить крест, а также еще несколько поклонных крестов в других местах…

Об откровенной провокативности акции, предпринятой казаками, свидетельствуют следующие обстоятельства. В последние годы крымские власти крайне редко разрешали кому-либо устанавливать религиозную символику. Исключения делались лишь тогда, когда это было согласовано между основными конфессиями, представленными на полуострове. При этом политические силы Крыма, как правило, придерживались моратория на односторонние действия в этом вопросе.

Стоит также отметить, что митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (УПЦ МП) не давал своего одобрения на установку этого креста. Несмотря на все эти моменты, общекрымский казачий круг, собравшийся в Феодосии, принял решение вернуть крест на место.

Руководство автономии однозначно расценило это как попытку подорвать тщательно выстраиваемую им политическую стабильность в Крыму. Именно поэтому за абсолютно оправданной жесткой силовой акцией крымских правоохранителей последовала и совершенно логичная жесткая официальная позиция крымской власти.

Председатель Совета Министров АРК Василий Джарты заявил: «Предостерегаю всех буйных голов: власть в Крыму сильна как никогда, и любые попытки пошатнуть стабильность получат адекватный и немедленный ответ… Любые попытки провокаций с целью дестабилизации общественно-политической ситуации в автономии будут пресекаться быстро и жестко!..».

Важный нюанс состоит в том, что инициатива демонтировать крест принадлежала крымским татарам. И, по существу, власти выступили на их стороне. Это, конечно же, раздражающий фактор для пророссийских организаций Крыма. Равно как и отрадное, существенное потепление отношений между властями автономии и Меджлисом, которое произошло в последние месяцы.

Старые новые союзники

А всего лишь год назад в автономии наблюдался совершенно иной политический расклад: «макеевские» варяги в руководстве АРК зачищали под себя политическое и экономическое пространство Крыма, не делая разницы между коммунистами, криминальным бизнесом, пророссийскими радикалами и крымскими татарами.

Однако дальнейшие события показали, что из всей старой крымской элиты наиболее сплоченной и организованной силой является Меджлис, сумевший отстоять свои претензии на равноправный диалог с властью.

Поскольку сила — это фундаментальная категория донецкой политической ментальности, а пиетет к силе — базовый императив донецкой элиты, решение о «признании» меджлиса со стороны Партии регионов было лишь вопросом времени.

К тому же такое решение диктовалось и рациональными соображениями. Изменившаяся конъюнктура в российско-украинских отношениях и повышенная подверженность Крыма российскому влиянию объективно подталкивали центральную власть к партнерству с крымскими татарами как с силой, способной уравновесить пророссийские движения.

Собственно, ничего нового в этом нет. Киев традиционно проводил такую политику в Крыму: тактический альянс с Меджлисом в свое время заключали и Леонид Кучма, и Виктор Ющенко.

Еще весной 2011 года нынешние крымские власти предприняли ряд шагов, направленных на примирение с Меджлисом. Прежде всего, это имеющее огромное символическое значение для крымскотатарского народа разрешение на сооружение Соборной мечети в Симферополе. Эта история тянулась 7 лет, в течение которых решение городского совета о выделении земельного участка под строительство мечети несколько раз отменялось.

Кроме того, в результате серии разменов в Симферополе и Симферопольском районе были легализованы сотни гектаров «самозахваченных» крымскими татарами земель. Конечно, после таких уступок Киев вновь может рассчитывать на союзническую или как минимум нейтральную позицию меджлиса в возможных российско-украинских разборках.

Из Москвы с приветом!

…3 июля после 16-летнего изгнания в Симферополь из Москвы прибыл Юрий Мешков, занимавший пост президента Республики Крым в 1994 — 1995 годах. Формальным поводом для визита стало 40 дней со дня смерти его бывшей супруги, проживавшей в крымской столице. Тем не менее, экс-президент сделал целый ряд скандальных политических заявлений и провокационных призывов к жителям автономии.

В частности, Юрий Мешков предложил провести референдум по вопросу восстановления Конституции Крыма 1992 года, отмененной Верховной Радой Украины и Президентом Леонидом Кучмой. Именно в результате этих решений в 1995 году Мешков потерял пост президента Автономной Республики. Также экс-глава Крыма крайне резко отозвался о действующем руководстве республики, назвав их «пришельцами» и призвав всех крымчан «не покоряться» им, «опустить руки и взяться за вилы»…

Василий Джарты в ответ пригрозил Юрию Мешкову уголовным преследованием. «В ближайшее время, уверен, что он покинет государство Украина. А по поводу его высказываний, я так думаю, будет возбуждено уголовное дело…» — заключил глава крымского правительства.

Кроме того, он намекнул на российский след в этом деле: «Приехал гражданин Российской Федерации и призывает брать вилы и идти… на кого? На людей?.. На власть?.. Человек, который давно забыт как страшная история для Крыма, пытается обратить на себя внимание…».

Кремлевские цели

Стоящее же на старте перевыборов руководство России через своих «агентов влияния» в Крыму преследует различные цели.

 

Во-первых, это демонстрация своих возможностей по дестабилизации ситуации в Крыму. Жесткое и прагматичное руководство РФ дает понять украинским властям, что без колебаний применит весь имеющийся в их распоряжении арсенал средств, в том числе и эскалацию напряженности в АРК, для того, чтобы оказать давление на Киев и принудить его к уступкам в двусторонних отношениях.

Во-вторых, вбрасывание идеи о восстановлении Конституции Крыма 1992 года, предполагавшей конфедеративные отношения Автономной Республики с Украиной, что может быть «асимметричным ответом» на наметившуюся в Партии регионов линию на деавтономизацию Крыма, противоречащую российским интересам.

В-третьих, это инспирирование протестных настроений на крымском полуострове и раскрутка различных конфликтогенных тем, которые повысили бы градус политической напряженности в автономии.

Россия сигнализирует своим симпатикам в Крыму, что новая власть, несмотря на пророссийский имидж, столь же чужда «русскому миру», как и власть «оранжевая». В Киев же посылается другой мессидж: о том, что стабильность в Крыму может быть демонтирована…

Тем не менее, пророссийская риторика не мешает украинской власти, в свою очередь, демонстрировать жесткость и готовность отстаивать свои позиции в Крыму.

Как отмечает известный политолог Вадим Карасев, «центральная власть делает все, чтобы Крым был украинским не этнолингвистически, а административно-политически. Украинский Крым делает более сильной позицию Киева на переговорах с Москвой…

…Кремль, понятно, обеспокоен этими процессами и пытается их повернуть вспять. Отсюда и активизация казаков, и недавнее возвращение в Симферополь такой забытой фигуры, как экс-президент автономии Юрий Мешков. Думаю, эскалация напряженности в Крыму будет продолжаться российской стороной, которой перед президентскими выборами нужны объекты для проявления внешнеполитического национализма. Нашей власти это не нужно, но уступать она не собирается…».

Источник: http://finzah.com.ua/103/news/6204.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня