Поскреби татарина найдешь казаха?

Post navigation

Поскреби татарина найдешь казаха?

Советник президента Казахстана, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Гульшара АБДЫКАЛИКОВА неожиданно (вероятно, и для себя самой) стала едва ли не главным ньюсмейкером этой недели. На прошедшем в Атырау форуме «Женщина и религия» она заявила, что первой в истории исламского мира женщиной-правительницей была… казашка!

 

Советник президента Казахстана, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Гульшара АБДЫКАЛИКОВАПо словам госпожи Абдыкаликовой, которые ретранслировала для СМИ пресс-служба акимата Атырауской области, «речь идет о потомке Едиге-бия, вдове главы Казанского ханства — Суйинбике. После смерти хана Санагерея она правила Казанским ханством в 1549-1551 гг.».

 

Это открытие Гульшары Наушаевны не на шутку взбудоражило казахстанское интернет-сообщество. Различные новостные сайты и форумы, процитировавшие заявление главной заступницы казахстанских женщин, получили огромное количество откликов.

 

Вот некоторые из них (с сохранением стиля и орфографии):

 

«Вижу уже нацпатриоты приготовили речь в честь присоединения Казанского ханства к территории Казахстана, на основе столь серьезного заявления имевшего быть в истории места! Наверное, произведены достаточно веские исторические изыскания для обнародования такого факта?».

 

«Председатель Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Гульшара Абдыкаликова лучше бы пенсионным возрастом казахстанок занималась, защищала бы бедных, замученных бытом женщин сегодняшних… А то, что казахи везде первые, — это весь мир знает! Особенно по коррупции… И такие вот председатели у нас… к сожалению! Что она сделала конкретно для улучшения жизни наших женщин?».

 

«Вместо решения конкретных проблем и задач прибегать к таким вот заявлениям — это как минимум смешно! И это заявляет председатель нацкомиссии по делам женщин! Ну, конечно, с таким вот председателем и пенсионный возраст повысят, и смеяться будут над женщинами! Печально все это, аж плакать хочется!».

 

Скажем сразу: слова советницы показались занятными не только казахстанцам, но и представителям научной общественности Татарстана.

 

— Я бы не стал делать такие заявления. Во-первых, Сююмбике — так ее правильней называть — была ногайкой. Она была дочерью крупного авторитетного и весьма известного ногайского мурзы Юсуфа. Впрочем, если вы считаете ногайцев казахами, а ногайскую орду — предками современных казахов, тогда, конечно, можно так говорить! — сообщил нам по телефону доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории татарского народа Казанского федерального университета профессор Искандер ГИЛЯЗОВ.

 

— Во-вторых, Сююмбике не была правительницей Казанского ханства. Сначала она была выдана замуж за хана Джан-Гали, а когда его убили, стала женой казанского хана Сафа Гирея, после смерти которого в 1549 году была провозглашена регентом. То есть де-юре она исполняла обязанности правителя, но де-факто реальной властью не обладала. В 1551 году Сююмбике была арестована, низложена и отправлена в Москву, где впоследствии ее выдали замуж за касимовского правителя Шах-Али.

 

— Почему вы не согласны с тем, что ногайцы — те же казахи?

— В XVI веке были только тюрки. Ногайцы сыграли приличную роль в этногенезе татар, но мы не считаем их нашими прямыми предками. И, кстати, ногайцами, как вы знаете, казахи называют татар. А вообще, это дело вкуса и исторических пристрастий. Но в любом случае высказывание вашего чиновника не только опрометчиво, но и бездоказательно, учитывая те два момента, о которых я упоминал. На мой взгляд, это в какой-то степени незнание исторического материала.

 

А вот представители татарской диаспоры в Казахстане, комментируя заявление Гульшары Абдыкаликовой, были не столь деликатны.

 

— Определить, кем были ногайцы — казахами или татарами, сейчас довольно трудно, так как их осталось довольно мало, — отметил председатель Алматинского областного татаро-башкирского культурного центра Гриф ХАЙРУЛЛИН. — Ногайцы растворились и среди казахов, и среди татар. Но считать Сююмбике казашкой нет никаких оснований, поскольку она была регентшей именно в Казанском ханстве.

 

— Вас не удивляет то, что такие заявления звучат со столь высоких трибун?

 

— Я читал еще более странные вещи. К примеру, что казахи являются предками шумеров и что государство Великих Моголов — это казахское государство. Я думаю, что это со временем пройдет.

 

А вот известный казахстанский политолог Айдос САРЫМ призывает всех — и особенно представителей власти — воздержаться от политических спекуляций на историческом материале.

 

— Суйинбике (или Сююмбике) является общим историческим персонажем для многих тюркских народов, и такая ее «приватизация» не совсем корректна, — считает он. — До сих пор Аль-Фараби не могут «поделить»: кто-то записывает его в узбеки, кто-то в уйгуры, кто-то в казахи. Но по сути нам делить нечего, так как мы — фактически один народ, разделенный временем и историческими событиями.

 

У наших чиновников очень упрощенное понимание собственной истории: на уровне каких-то маек, полумифических изданий и так далее. Хотя, как мне кажется, именно в госаппарате должны лучше всех понимать, что такое национальная история, культура памяти, а не полагаться на какие-то досужие разговоры и второсортные книги по истории, коими захламлены сейчас полки книжных магазинов.

 

Конечно, такие заявления звучат красиво: мол, посмотрите какие мы крутые! Но они лишь сеют раздрай как в историческом сообществе, так и среди обычных людей. Эти пустопорожние разговоры дискредитируют и самого человека, который их произносит. Г-жа Абдыкаликова, прежде чем делать такие заявления, могла хотя бы проверить это в Интернете.

 

Так с какой же целью советник президента выдала эту «историческую сенсацию»? Мы решили спросить об этом у самой Гульшары Наушаевны.

 

— В Атырау сейчас проходит форум «Женщина и религия», — сообщила она. — Вы же знаете, что у нас были случаи, связанные с нетрадиционными религиозными группами. Поэтому мы с Агентством по делам религий, учеными решили провести этот форум. О Суйинбике я сказала в своем приветствии участникам форума. В прошлом году наши коллеги из Татарстана говорили: «Вот казашка ваша (Суйинбике. — А.А.), ей будет 500 лет, надо отметить».

 

Вообще, я привела в пример разных женщин, которые в истории проявили себя, а не сидели дома, закрывшись в хиджабы. Я говорила об Алие МОЛДАГУЛОВОЙ, Маншук МАМЕТОВОЙ и других активных казашках. Это гендерная политика: я хотела донести до общественности идею того, что в истории казахов женщины были открытыми, активными, не закрывались от внешнего мира.

 

— Некоторые восприняли ваши слова как намек на то, что в современном Казахстане главный государственный пост страны может занять женщина. Эту тему сейчас муссируют некоторые оппоненты действующего главы государства — и даже называют конкретные фамилии…

 

— Нет, я это совсем не имела в виду…

 

— А как, по-вашему, в принципе это возможно?

 

— Если она будет подготовленной. У нас в стране есть активные женщины.

 

Руслан БАХТИГАРЕЕВ,

Александра АЛЁХОВА,

Алматы

 

Источник: http://www.time.kz/

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня