Этнические и религиозные конфликты стали настолько широко распространены в мире, что для общественного мнения, особенно — на отдаленных территориях — становится невозможно отслеживать каждый из них.
В Турции о последних событиях в штате Ракхайн (Бирма) стало известно благодаря визиту министра иностранных дел Ахмета Давутоглу в эту страну. Откровенно говоря, другие страны далеки от участия и сочувствия, которые продемонстрировала Турция в этом вопросе…
Как ни прискорбно, к странам, которые стали сценой насильственных действий на этнической и религиозной почве и гуманитарной трагедии, ежедневно добавляются новые. Подчас мир этого даже не замечает. Как и мы…
Вот последний пример: в индийском штате Ассам конфликты между мусульманами и местным населением племени Бодо превратились в массовые убийства: 87 человек жестоко убиты, 14 тысяч домов разрушены, 300 тысяч человек мигрировали в другие штаты (и часть — в соседнее государство Бангладеш)…
* * *
По сообщению с места событий корреспондента газеты «The New York Times», в основе этого этнического и религиозного конфликта лежат противоречия по вопросу «территории и политической деятельности». Племя Бодо вело борьбу за автономию на севере штата Ассам и в результате — заставило руководство Индии принять свои требования.
Однако приобретенная власть стала использоваться в угоду частным интересам и с целью оказания давления на мусульман. Например, Бодо отрицали наличие у мусульман права землевладения. Безусловно, это открыло путь негативной реакции мусульманского населения и привело в результате к кровопролитному конфликту.
Масштаб, который приобрело данное событие, вызывает беспокойство не только среди проживающих в Ассаме мусульман, но и населения, исповедующего ислам в других штатах Индии, в том числе — граждан индийского и другого происхождения. Привыкшие жить вместе народы сейчас смотрят друг на друга с подозрением. Премьер-министр Индии Сингх в своей речи в парламенте охарактеризовал такого рода события как «угрожающие целостности и национальному единству страны».
* * *
Какова причина распространения подобных этнических и религиозных разногласий? Почему народы, годы или даже столетия прожившие вместе, неожиданно становятся врагами друг другу?
Одна из причин — выдвижение на передний план чувства этнической, религиозной, мазхабной принадлежности в некоторых обществах. Это влечет за собой конкуренцию и трения между различными группами населения.
Есть разные факторы, провоцирующие это явление. Один из них касается амбиций, связанных с приобретением политического влияния и доминированием в обществе. Данный фактор наглядно иллюстрирует пример Индии…
К этому можно добавить и стремление установить экономическое превосходство, которое может привести к подавлению одних этнических и религиозных групп другими. Первоначальное чувство разочарования в результате сменяется ненавистью и может перерасти в восстание. В основе перехода от внезапно разгоревшегося спора между несколькими людьми к состоянию конфликта (иногда — с опасными для жизни последствиями) находятся перечисленные факторы.
Путь к конфронтации различных этнических, религиозных, мазхабных групп в рамках одной нации — особенно конфронтации, провоцируемой извне, — может открыть образовавшийся властный вакуум. Так произошло в Ираке, а сейчас подобное отмечается в Сирии.
* * *
В таких конфликтах есть также влияние фактора «микронационализма». Иногда сепаратистские действия могут стать источником борьбы за образование «мелких государств», а также причиной конфликта, — не только с центральным правительством, но и, одновременно, с другими этническими или религиозными сообществами. Последним примером такого конфликта служат события в Мали.
Иными словами, существуют различные причины этнических и религиозных конфликтов, нередко наблюдаемых сегодня. Вызывающий тревогу и беспокойство вопрос связан с тем, что конфликты, возникающие в XXI веке, в большинстве случаев приобретают форму «религиозной войны».
Как только повторяются такого рода события, невольно вспоминается теория Самюэля Хантингтона о «столкновении цивилизаций». Несомненно, мир пока еще не на этой стадии. Однако, для наступления стадии «объятия цивилизаций», требуются значительные усилия и воля.
Sami Kohen (Сами Кохен)
«Milliyet», Турция
Оригинал публикации: 21. yüzy?lda din kavgas? m??
Опубликовано: 22/08/2012
Источник: http://www.inosmi.ru