Пушкин начинается с Крыма (2)

Post navigation

Пушкин начинается с Крыма (2)

10 февраля 1837 г. в Санкт-Петербурге погиб Александр Сергеевич Пушкин. По инициативе искреннего ценителя и знатока творчества Поэта Асана Хуршутова МФ-информ решил отметить память классика русской поэзии циклом статей, которые, на наш взгляд раскрывают А.С. Пушкина в несколько ином ключе, чем это написано во многих книгах, посвященных его жизни и творчеству.

 

А.С. Пушкин о современных ему Северо-Американских Соединённых Штатах

Нравственно-этические оценки, прогнозы, актуальность характеристики и суждений

 

Александр Сергеевич ПушкинОсновой суждений, изложенных в этой заметке, явились несколько десятков строк одной из пушкинских рецензий — «Джон Тернер» — обнаруженные мною при знакомстве с творческим наследием А.С. Пушкина (см. в кн.: ПУШКИН. Полное собрание сочинений. Изд. АН СССР. М., 1949/М., «Воскресенье», 1996, с. 104-105), и мои собственные наблюдения реалий жизни.

 

Несомненно, и до знакомства с сочинением Дж. Тернера (1836 г.) Пушкин имел сложившиеся представления о молодом тогда государстве — Северо-Американских Соединённых Штатах. На то время это федеративное государство простираясь с востока на запад: от Атлантического побережья до реки Миссисипи, и с севера на юг: от Великих озёр до побережья Мексиканского залива.

 

Пушкин отметил наиболее благоприятные географические и геополитические условия для беспрепятственного развития и усиления этого государства:

 

«Америка спокойно совершает своё поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упрочённым её географическим положением…».

 

Он обратил внимание на очень существенную (разросшуюся ныне до гипертрофированного состояния) черту американского «национального характера», написав об Америке — «гордая своими учреждениями».

 

В наши дни эта гордыня приобрела уродливые формы чувства своего превосходства над остальным человечеством, маниакального устремления навязать свои ущербные стандарты миропонимания остальному миру. Мыслящие современники Пушкина, на которых он ссылается, не называя поимённо, по-видимому, уловили уже тогда тревожные для Старого света тенденции прогресса по-американски:

 

«Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованиями нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решёнными».

 

Вероятно, разделяя во многом мнение «глубоких умов», Пушкин далее констатирует:

 

«Уважение к сему новому народу и его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жёстких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве».

 

В этой фразе указаны и мировоззренческие основы американского порядка (уложения) — воплощение идей богоборческого космополитического масонства (подобные идеи нетерпеливо пытались воплотить в России современники поэта — декабристы, независимо от того, понимали они что творят или нет) — и основные черты западной демократии — цинизм, предрассудки и тиранство как правящих элит (посредством которых исполняется воля настоящей закулисной власти), так и управляемой толпы (которая в новом, североамериканском обществе была идеальным материалом для демократического эксперимента, поскольку состояла из разнородных, оторвавшихся от родной почвы эмигрантов). Пушкин это знал.

 

Далее он высказал ключевую мысль, раскрывающую суть психологии «нового общества», набиравшего силу для будущей всемирной экспансии:

 

«Всё благородное, бескорыстное, всё, возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстью к довольству (comfort)…».

 

Пушкин увидел характерные черты современного ему американского общества:

 

— расизм — «рабство негров посреди образованности и свободы»;

— охлократический принцип «подавляющего преобладания большинства» — «большинство, нагло притесняющее общество»;

— политику по недопущению формирования национальной элиты — «родословные гонения в народе»;

— зримую уже в то время толпо-элитарность американской демократии — и со стороны избирателей — алчность и зависть» (а это верный признак невежества), которые умело используются хозяевами государства, и «со стороны управляющих — робость и подобострастие» (т.е. показано, что «управляющие» не являются ответственными правителями, а исполняют волю хозяев).

 

Смею заметить, что эти признаки не исчезли, но получили своё развитие.

 

Расизм не только не изжит из общественного сознания, но и приобрёл новую внешнеполитическую составляющую, направленную прежде всего против народов мусульманского мира.

 

Манипулируемая толпа является одним из средств подавления национальных сил как в американском, так и в других «демократических обществах», где проводится политика разрушения общественно-политических традиций, экспорта и прививки американизации (как наиболее агрессивной формы космополитизма).

 

За более чем два столетия существования в США сложилась элита, состоящая из богоборческих по своему мировоззрению финансово-промышленных воротил и их политических менеджеров (президенты, министры, сенаторы). Американское общество ныне является почти эталоном толпо-элитарного общества, прообразом планируемой общепланетной толпы под управлением «общемирового правительства».

 

В этой связи вполне объяснимо, что и основные структуры ООН — этой модели единого управления всем человечеством — расположены на территории США. Остальная часть институтов ООН расположена в Западной Европе, которая активно американизируется уже более полувека.

 

Пушкин обратил внимание и на то, что новое государство возникло ценой вытеснения и уничтожения коренного населения континента — индейцев. Участь последних он, в связи с видимыми и тогда процессами экспансии американской цивилизации — «Явная несправедливость, ябеда и бесчеловечность американского Конгресса» — считал предрешённой:

 

«…так или иначе, чрез меч и огонь, или от рома и ябеды, или средствами более нравственными, но дикость должна исчезнуть при приближении цивилизации».

 

Полагаю, что под дикостью разумелось традиционное общество, мир искренних детей родной природы, живших с ней в гармоничном равновесии. А описанная поэтом цивилизация «бледнолицых», у нравственно здорового человека не вызывает особых симпатий.

Одним из фундаментов США был геноцид (этноцид) коренных этносов — индейцев. Для представления о его результатах достаточно посмотреть на карту индейских территорий и резерваций на фоне всей территории, занимаемой США, и уточнить какой процент от общего населения страны составляют индейцы, какой долей от эксплуатации природных богатств их родины они пользуются.

 

Если быть откровенным, нельзя не отметить, что все эти черты неприятной Пушкину демократической цивилизации, получили развитие и на Украине, и в подконтрольной киевскому правительству АРК. Поразмыслите сами, увидите много сходства…

 

Асан Хуршутов,

г. Ялта

Опубликовано в сборнике:

Хуршутов А.Р., «Обращаясь к Пушкину».

Симферополь: КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2010

Дополнительные материалы по теме:

 

Пушкин начинается с Крыма

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня