Свой не свой на дороге не стой

Post navigation

Свой не свой на дороге не стой

Как сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры Украины, вчера, 24 января, в Симферополе был задержан экс-спикер Крыма Анатолий Гриценко. По свидетельствам очевидцев, задержание происходило на одной из центральных улиц Симферополя. Автомобиль «Toyota Prado», оформленный на супругу экс-спикера, был остановлен сотрудниками ГАИ и бойцами спецподразделения «Беркут». 

Против экс-спикера крымского парламента возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.365 Уголовного кодекса Украины.

«Согласно материалам уголовного дела, указанное должностное лицо, будучи главой Ленинской райгосадминистрации, превышая свои служебные полномочия, совершило действия, направленные на противоправное изъятие земель из использования военного совхоза «Азовский» площадью свыше 4,8 тыс. га. Расследование по уголовному делу проводит прокуратура АР Крым. Ход следствия контролируется Генеральной прокуратурой Украины», — говорится в сообщении пресс-службы.

Ходят разные версии того, зачем регионалы отправили на нары своего еще совсем недавно одного из влиятельных в Крыму политиков бело-голубого розлива. Тем более лишенного какой-либо власти в партии и должностей в республике.

Похоже, Анатолий Павлович просто пал жертвой обстоятельств и очередного земельного передела, старт которому дал крымский премьер Василий Джарты в своем письме главе меджлиса Мустафе Джемилеву. Как известно, последний весьма нервно отреагировал на послание Джарты добровольно сдать самозахваты на милость победителей.

Уместно вспомнить в этой связи, когда и как образовались земельные «поляны протеста» в Симферополе и вокруг него. После победы Виктора Ющенко на президентских выборах у многих крымских татар появилась надежда, что власть после десяти лет забалтывания проблем приступит к решению по-крайней мере наиболее острых вопросов обустройства, один из которых — обеспечение земельными участками, выделение которых было фактически заморожено с середины 1990-х годов.

Но эти надежды быстро улетучились. Тогда и возникла инициатива освоения ЮБК собственными силами. От Симеиза до Судака то тут, то там стали возникать поселения под открытым небом, организованные, как правило, уроженцами этих мест.

И власть запаниковала. У них на южнобережную землю были свои виды.

Могу предположить, что именно тогда на одной из тайных вечерь Гриценко и Джемилев договорились перенаправить волну самозахватов с Южного берега в окрестности Симферополя. Об этих славных временах Мустафа Джемилев в интервью ИА Главком вспоминает: «При Гриценко ситуация была иная. Мы регулярно встречались и решали текущие дела. То я приходил в Верховную Раду Крыма, то он приходил в Меджлис. Сейчас этого нет».

Организацию «великих побед» вокруг Симферополя поручили давнему верному сподвижнику М. Джемилева Даниялу Аметову, под которого было создано общественное движение «Авдет», а сам он какое-то время даже был советником спикера А. Гриценко.

Масштабы акций росли как на дрожжах. Аппетиты, впрочем, тоже. Однако, время шло, а результата — долгожданного акта на право владения земельным участком — крымские татары, вовлеченные в процесс, за редким исключением так и не получили.

А тем временем власть спешно делила землю на ЮБК. Понятно, законом тут и не пахло.

Не по этому ли поводу сказал сайту «Крым.Комментарии» народный депутат Украины, экс-начальник крымской милиции Геннадий Москаль, если поднять все, что он на Анатолия Павловича накопал, то «статей в Уголовном кодексе не хватит»?

В период «оранжевой» смуты и распрей, власть была настолько слаба, что ее не хватило даже на то, чтобы поставить на место местечковых крымских вождей.

Ситуация изменилась с установлением в Крыму и в большей части Украины жесткой властной вертикали Партии регионов. При них не забалуешь.

Для решения масштабных задач, нужны и соответствующие фигуры. Так в Крыму объявился Василий Джарты. Гриценко без всяких церемоний перевели вначале в Херсон, а потом и вовсе задвинули в Ленинский район руководить местной парторганизацией. С ним так можно, он свой.

Затем на четыре года «закрыли» Данияла Аметова, чтобы под ногами не путался.

Но надо было еще обуздать Джемилева. И обуздали. Предварительно договорившись, путем махинаций на выборах ему сохранили монополию представлять крымских татар во власти и на международной арене в обмен на полное послушание и непротивление каким-либо инициативам и действиям ПР.

Когда же Джемилев на призыв Джарты обуздать самозахваты, посмел взбрыкнуть и показать зубки, ему тут же написали картину маслом, посадив за решетку его бывшего партнера по земельным и прочим операциям и схемам. Так сказать в назидание тем, кто не соблюдает условий договоренностей. Так Анатолий Павлович стал видеть небо в клеточку.

Нет, Мустафе Джемилеву участь Гриценко и Аметова в ближайшее время не грозит точно. Но у регионалов всегда есть возможность лишить его властной конфетки и публичной статусности, что для него пострашнее будет любых казематов и камер. Поэтому М. Джемилеву хочет он того или нет, но придется в очередной раз поступиться интересами крымских татар, что он и сделает не моргнув глазом.

Как после этого сложится судьба Анатолия Павловича, нам неизвестно.

Эннан АМЕТОВ, специально для МФ-информ

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня