Ситуация в Киргизии. Курултай Согласия

Post navigation

Ситуация в Киргизии. Курултай Согласия

Гости: Аскар Акаев

Ведущие: Антонина Самсонова,

Андрей Белькевич

Передача: Разворот

А.БЕЛЬКЕВИЧ: 23 марта… в Киргизии начался Курултай согласия — это собрание граждан, целью которого по замыслу руководства республики является диалог между властью и народом, а также между различными социальными и религиозными группами, и мероприятие это проходит в Национальной филармонии в Бишкеке. И согласился с нами поговорить сегодня бывший президент Киргизии Аскар Акаев, он сейчас с нами на прямой связи по телефону. Аскар Акаевич, добрый день.

А.САМСОНОВА: Аскар Акаевич, здравствуйте.

А.АКАЕВ: Здравствуйте.

А.БЕЛЬКЕВИЧ: Какова ваша оценка вот этого сегодняшнего события, Курултай согласия он называется. Действительно, согласие в Киргизии сегодня царит?

А.АКАЕВ: Я думаю, что с этим Курултаем, конечно, президент Бакиев сильно запоздал. Потому что примерно неделю назад 17 марта прошел подлинный Курултай киргизского народа, где была дана, ну, мне представляется, адекватная оценка социально-экономического, политического положения в сегодняшнем Киргизстане. И там же были выдвинуты требования к президенту Бакиеву о том, чтобы сегодня кардинально изменить ситуацию в стране. Поэтому мне представляется, что сегодняшний Курултай — конечно, он запоздал.

Ну, о каком согласии можно говорить, когда сегодня по информационным агентствам мира прошла весть о том, что арестованы десятки участников предыдущего Курултая, в числе которых лидеры сегодняшние, конструктивная оппозиция? Ну, к примеру, Темир Сариев, известный такой конструктивный оппозиционер нынешней власти на протяжении всех последних 5 лет. Там старики, женщины с детьми. Одним словом, десятки людей, которые принимали участие в прошлом народном Курултае 17 марта, они сегодня с утра были арестованы и заключены в СИЗО.

Я думаю, что в такой ситуации, конечно, никакого согласия в Киргизстане быть не может. Тем более, что сегодня свобода слова в Киргизстане практически упразднена. Киргизстан — это черная дыра сегодня, откуда нет информации.

А.САМСОНОВА: Аскар Акаевич, просто вас спрашивает студент из Киргизии через сайт echo.msk.ru.

А.АКАЕВ: Слушаю-слушаю, да?

А.САМСОНОВА: Я цитирую его вопрос: «Вы до конца своего побега из Киргизстана 24 марта отказывались идти на переговоры с оппозицией и протестующими. На что вы рассчитываете? Ведь, Бакиев сейчас делает примерно то же самое, и он не позволяет выступать по телевидению оппозиции, разгоняет митинги. Почему же вы сейчас критикуете политику Бакиева».

А.БЕЛЬКЕВИЧ: То есть говорят, что он с вас пример берет, фактически так получается.

А.АКАЕВ: Ну, я должен, во-первых, возразить студенту из Киргизстана, моему земляку в том плане, что как раз все предыдущие дни 24 марта 2005 года и я, и правительство Киргизской республики во главе с премьер-министром Танаевым, все ведущие руководители Киргизстана, мы все были заняты переговорами с лидерами оппозиции. Вот, Танаев, премьер-министр — он даже выезжал на юг, в город Ош для того, чтобы встретиться с лидерами южной оппозиции, которые как раз составляли ядро оппозиции, совершившей тогда государственный переворот 24 марта. Дело в том, что они ни на какие конструктивные переговоры как раз не шли, потому что был утвержден план Тюльпановой революции с США, этим лично руководил посол США в Киргизстане Стефан Янг. Причем, это делалось совершенно открыто. В Киргизстане в то время были консультанты, эксперты из Грузии, из Украины, Сербии, из всех стран, где прошли цветные революции. И поэтому они жаждали только одного — совершить революцию. Но, может быть, они не ожидали, что киргизские оппозиционные лидеры проявят творчество, творчески воспримут все это и совершат вот такой государственный переворот. И это был государственный переворот, о чем очень метко сразу сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он сказал, что то, что происходит в Киргизстане, это бандитский переворот, совершенный политическими экстремистами и криминальными силами. Так что тогда они как раз не были заинтересованы в переговорах с властью — у них была четкая цель: захватить власть. И они осуществили. И мы плоды как раз, киргизский народ сегодня пожинает.

А.САМСОНОВА: Аскар Акаевич, тогда еще один вопрос с сайта от Максима Кулешова. Он спрашивает: «Как вы думаете, возможно ли повторение событий 2005 года? И чем это может быть чревато для нынешнего режима Бакиева?»

А.АКАЕВ: Я не думаю, что события 2005 года могут повториться, потому что вы же знаете, сегодня власть Киргизстана, лично Бакиев — они дружат с Америкой. Сегодня Киргизстан продлил, вы знаете, полномочия базы США в Манасе. И сегодня Бакиев с помощью американцев или совместно с американцами собирается строить базу в Баткенской области, в самом сердце Ферганской долины.

А.БЕЛЬКЕВИЧ: Аскар Акаевич, ну, неужели все американцы решают? А что же киргизский народ? Он не может свое слово сказать?

А.АКАЕВ: По крайней мере, до сих пор архитекторами цветных революций были США, демократический институт и другие международные организации США. Они были архитекторами цветных революций и в Украине, и в Грузии, и в Киргизстане. Вот украинский народ уже пересмотрел итоги оранжевой революции, мы видим. Я убежден, что и грузинский народ пересмотрит.

А.БЕЛЬКЕВИЧ: Ну а в Киргизстане нечто подобное можно ожидать?

А.АКАЕВ: Бакиев сегодня на стороне Америки, поэтому я не думаю, что у американцев есть планы совершать еще одну революцию. Зачем? Потому что сегодня и так власть Киргизстана, Бакиев на их стороне. И он даже пренебрег отношениями с Россией как стратегическим союзником, членством в ОДКБ и, вот, пожалуйста, строит американскую базу в Ферганской долине, которая, я убежден, будет иметь очень печальные, негативные геополитические последствия в этом регионе.

А.БЕЛЬКЕВИЧ: Аскар Акаевич, позвольте, все-таки, я повторю еще свой вопрос, несколько разъясню его.

А.АКАЕВ: Пожалуйста-пожалуйста.

А.БЕЛЬКЕВИЧ: Вот, вы сказали, что подобные события происходили на Украине в 2004 году, на Украине народ уже пересмотрел то, что тогда происходило, сейчас там новая власть. Я еще раз повторю вопрос. Возможен ли такой пересмотр со стороны киргизского народа, чтобы оппозиция, которая сейчас находится не у власти, чтобы она стала влиятельной и взяла власть в свои руки?

А.АКАЕВ: Я хочу сказать, что в 2005 году это не было народной революцией, как это утверждали СМИ Запада с подачи США. Активно их поддерживал ОБСЕ, но, все-таки, ООН, есть такая организация, которая не столь зависима, и они в своем докладе четко сформулировали, что события 24 марта в Киргизстане были государственным переворотом. Многие эксперты, в том числе профессор Александр Князев, которого я считаю самым выдающимся специалистом, экспертом по Центральной Азии, знатоком ситуации в Афганистане, Таджикистане, Киргизстане, он написал книгу сразу о государственном перевороте 24 марта 2005 года в Киргизстане, где он документально обосновал, что это было организовано США, и что во главе стоял посол США Янг.

И я считаю, что сегодня в Киргизстане нет таких планов. Нет таких планов, потому что нынешняя власть — она и так сегодня вот… Вчера я прочитал в «Независимой газете», под флагом США сегодня. Она понимает, что в той тяжелой социально-экономической ситуации, в которой оказался Киргизстан, когда грозит экономическая катастрофа, американцам легко организовать следующую цветную революцию в Киргизстане и сбросить самого Бакиева. Потому что он на этой волне пришел к власти, поэтому он сегодня как раз ринулся в объятия США, предлагая Баткенскую область для создания новой базы. От кого защищаться? Для чего? Ферганская долина — это там, где тысячелетиями мирно проживали узбеки, казаки, таджики, киргизы. От кого там защищаться?

А.САМСОНОВА: Аскар Акаевич, наши слушатели на сайте и в смсках сравнивают режим Киргизии с режимом в России в той его части, которая касается отношения к оппозиции и к разгону мирных демонстраций. Как вам кажется, справедливы ли такие сравнения? И можно ли, действительно, сравнивать то, как разгоняют оппозицию в Киргизии, с тем, как разгоняют оппозицию, например, в Москве и в других городах — вы знаете, у нас недавно проходил День гнева.

А.АКАЕВ: Я категорически с этим сравнением не согласен, потому что я считаю, что Россия, все-таки, продолжает развиваться по демократическому пути. А, вот, в Киргизстане сегодня, как и следовало ожидать, как об этом говорили эксперты. Вот, прогнозы экспертов, в частности, Александра Князева — они полностью сегодня сбылись. Он сразу сказал: «Итогом государственного переворота может стать в будущем только абсолютизация власти, утверждение авторитарной диктатуры». Вот она в Киргизстан пришла, президент Бакиев постепенно укреплял свою личную власть, расширял полномочия президента. С этой целью он уже бессчетное число раз изменил Конституцию. А сегодня на Курултае он как раз хочет получить поддержку той норме в Конституции, которую должен принять парламент, и которая позволит ему назначать преемника. То есть Киргизстан сегодня возвращается в Кокандское ханство, феодализм. И как можно сравнивать?..

А.САМСОНОВА: А в России разве не назначаются преемники?

А.АКАЕВ: …когда в Киргизстане сегодня все ключевые посты занимают как в Саудовской Аравии? Все ключевые посты в государстве занимают сыновья, братья, сватья, кумовья Бакиева. Даже я должен сказать, что монархия в Саудовской Аравии — она гораздо прогрессивнее. Ведь, там на ключевых экономических, социальных и инновационных постах, все-таки, держат высокопрофессиональных специалистов. А в Киргизстане сегодня экономикой Киргизстана, финансовыми потоками, инвестициями управляют исключительно коррумпированные бизнесмены с участием международных мошенников, о чем все газеты мира сейчас пишут. Так что я считаю, что сравнение абсолютно неуместно. Я считаю, что Россия продвигается по пути к демократии. Дай бог, если бы Киргизстан следовал этому примеру.

А.БЕЛЬКЕВИЧ: Аскар Акаевич, смотрите. Вот, сегодня в газете «Известия» опубликована статья, которая так как раз и называется: «В Киргизии началась операция «Наследник». Вот, «Известия» пишут, в частности, о том, что 32-летний младший сын киргизского президента Максим Бакиев, то есть сын Курманбека Бакиева, он недавно был назначен руководителем центрального агентства по развитию инвестиций. Ну и, вот, «Известия» именно этот факт и толкуют таким образом, что Курманбек Бакиев готовит себе преемника из сына. Вы это имеете в виду, когда говорите, что Киргизстан на путь монархии становится?

А.АКАЕВ: Ну, я не только это имею в виду — это широко известный факт, что сегодня Киргизстаном правит не только семейный тандем. Ведь, вы помните, после переворота, все-таки, Киргизстаном правил некоторое время тандем Бакиев-Кулов, какая-то такая была видимость еще конституционного правопорядка, конституционной законности. А сейчас в Киргизстане правит семейный подряд, Курманбек Бакиев, Максим Бакиев. Но это лишь часть фактов. А на самом деле, в общем-то, там правит триумвират. Триумвират в лице сына Максима Бакиева, который контролирует сегодня все финансы и в том числе те 400-500 миллионов долларов, которые Россией были предоставлены в прошлом году в качестве помощи киргизскому народу — не Бакиевым, а народу Киргизстана для поддержания экономики, социальной сферы Киргизстана, в том числе 150 миллионов грантов. Вот, они все, ведь, попали в Фонд развития, которым заправляет сын президента Бакиева с помощью международных мошенников, как сейчас выясняется.

И брат Бакиева, который контролирует все силовые органы, и, вот, я считаю, что переворот, который был совершен с помощью криминальных элементов… Да, конечно, Бакиев избавился от всех лидеров, криминальных авторитетов, которые составили ему уже конкуренцию — они уже требовали свою долю пирога властного и собственности страны. Избавились. Но криминал-то остался. Сегодня власть с помощью криминала решает все вопросы. Пожалуйста, сколько было убийств народных депутатов Киргизстана, государственных деятелей? Журналистов, в конце концов, в Киргизстане? Это все делается, ведь, руками криминала — это ж все, ведь, заказные убийства. И о каком согласии может идти речь в Киргизстане? Конечно, когда семья Бакиевых сегодня сосредоточила в своих руках всю полноту власти, она прибрала и всю собственность Киргизстана, то теперь, конечно, им хочется, чтобы было тихо, гладко. Тишь да гладь, то есть было согласие — это естественное желание.

Ну, я думаю, что Курултай, который сегодня собрался, это исключительно сторонники и они не определяют мнение народа. Мнение народа, сигнал народа был сформулирован, я считаю, на независимом народном Курултае 17 марта. А там 2 основных пункта, я хочу как раз подчеркнуть. Там много пунктов, но 2 основных. Первое, вернуть Киргизстан на демократический путь развития — для Киргизстана нет другой альтернативы, а сейчас нынешняя власть ведет феодализм к Кокандскому ханству, когда президент назначает себе преемника. Естественно, может сына назначить, может брата — я не знаю, кого. Может, свата. Не важно. Важно, что преемника назначает действующий президент — не для этого избирал народ его. Ну а во-вторых, Курултай как раз требовал, чтобы покончить с семейным подрядом, уволить сыновей, братьев с ключевых государственных постов.

А.САМСОНОВА: Как раз в связи с этим задает вам вопрос IT-специалист из Бишкека на нашем сайте. Он спрашивает: «Как, по вашему мнению, надо вести себя оппозиции, чтобы прекратить этот антинародный, как вы говорите, режим Бакиева и его родственников, оккупировавших Киргизию? Каковы рецепты могут быть в такой ситуации для оппозиции?»

А.АКАЕВ: Ну, вы знаете, в Киргизстане достаточно сильная оппозиция, которая имеет традиции. В годы моего президентства как раз была полная свобода, и в Киргизстане была самая процветающая оппозиция. Я считал, что, в общем-то, нужна сильная оппозиция для того, чтобы государство нормально развивалось, по демократическому пути развития. Сильное гражданское общество в Киргизстане создано, там тысячи неправительственных организаций. Такого гражданского общества, я думаю, что ни в одной стране Центральной Азии нет, как Киргизстан. И поэтому оппозиция — она не нуждается в моих советах. Она сама хорошо знает пути, каким образом. Вот эта оппозиция сегодняшняя — она и привела…

А.САМСОНОВА: То есть вы не хотите подстрекать ее к революции очередной?

А.АКАЕВ: Она сама и привела Бакиева. И я думаю, что они очень хорошо… Ведь, лидеры оппозиции — это все соратники Бакиева по государственному перевороту 24 марта. Все они сегодняшние лидеры и Атамбаев, и Отумбаева. Все они были одна по правую руку, другой под левую руку. Они все вместе совершали. Ну, вот, когда их использовали и выбросили, когда они не смогли удовлетворить свои личные амбиции, властные, финансовые и прочие, теперь они, конечно… А тогда Атамбаев был премьер-министром, Отумбаева министром иностранных дел. Они прославляли Бакиева, говорили, что, вот, у нас революционный вождь, чуть ли не Фидель Кастро был Бакиев. А сегодня они…

А.БЕЛЬКЕВИЧ: Аскар Акаевич, позвольте еще один вопрос от слушателей. Альберт из Киргизии, бизнесмен вас спрашивает, 2 даже у него вопроса: «Политическая система какой страны является для вас примером для подражания? И второй вопрос, если б можно было вернуть время назад, что бы вы изменили в своей тогдашней политике?»

А.АКАЕВ: Ну, отвечаю на первый вопрос. Я всегда считал, что для Киргизстана — и наша Конституция как раз это в себя вобрало — я всегда считал, что для Киргизстана парламентско-президентская власть наиболее подходящая. Она и была в последние годы в Киргизстане, в частности, в Конституции 2003 года. И я считаю, что эта Конституция наиболее адекватна политическому устройству, она как раз соответствует и традициям демократическим киргизов. Я считаю, что хорошая Конституция была.

А что касается…

А.БЕЛЬКЕВИЧ: О чем вы жалеете, да. Есть ли что-то, что хотели бы изменить?

А.АКАЕВ: В политике не может быть сослагательного направления. Я безмерно благодарен народу Киргизстана. Народ Киргизстана свободолюбивый, мудрый народ. Я безмерно благодарен, что мне трижды доверили управлять страной. И я вложил все свои силы, все знания, я сделал все, что мог, чтобы Киргизстан развивался по демократическому пути развития. Потому что у Киргизстана альтернативы нет. Вы знаете, Киргизстан и Таджикистан — это 2 страны, которые не обладают конвертируемыми природными ресурсами, газом, нефтью. Поэтому я считаю, что для Киргизстана не подходит правление типа Туркмен-баши или другое какое-то правление. У Киргизстана единственный ресурс — это человеческий ресурс. А человеческие ресурсы, вы знаете хорошо, эффективно могут быть использованы исключительно в условиях демократии, свободы слова, которых сегодня и демократии нет, и свободы слова нет. Я считаю, что тюльпановая революция США просто буквально погубили ростки демократии в Киргизстане, вообще в Центральной Азии.

А.САМСОНОВА: Аскар Акаевич, если бы сегодня в Киргизии были устроены свободные демократические выборы, на них было бы 2 кандидата — нынешний президент и вы — кто бы победил?

А.АКАЕВ: Ну, прежде всего, вы знаете, я всегда придерживался философии древних греков, что дважды нельзя войти в одну реку. Хотя, в науку, в научную реку я вошел второй раз. Вот, я — профессиональный научный работник. Ситуация в 1990 году так сложилась… Вы знаете, я не рвался в президенты, не рвался ни в какую власть. Но ситуация просто тогда потребовала время, вероятно, потребовала…

А.САМСОНОВА: У нас, к сожалению, 40 секунд до конца эфира.

А.АКАЕВ: Я верой и правдой служил народу. Вот сейчас я снова вернулся в науку и очень успешно я работаю. Мне очень комфортно в научной среде моих коллег, я чувствую себя в родной стихии. И второй раз ломать, конечно, жизнь — я в этом не вижу никакого смысла. Ну а к тому же, знаете, киргизский народ — все-таки, талантливый народ, и там кроме Акаева достаточно альтернативных политических деятелей. Я считаю, что Киргизстану сегодня нужно новое поколение лидеров. Только новое поколение лидеров может исправить ситуацию в Киргизстане. А такие есть.

А.САМСОНОВА: Спасибо большое. К сожалению, время нашего эфира заканчивается. Мы говорили о ситуации в Киргизии, Курултае согласии. По телефону с нами был Аскар Акаев, бывший президент Киргизии.

http://echo.msk.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня