Мусульманские культовые сооружения в колониальный (1783-1917 гг.) и советский (1921-1991 гг.) периоды истории Крыма
Проблема выявления, сбора, хранения культурной и интеллектуальной собственности приобретает все более актуальный и насущный характер для коренного народа Крыма — крымских татар. Наследие, веками создаваемое предшествующими поколениями наших предков, необходимо рассматривать как творческий результат человеческой мысли и мастерства, включающий в себя песни, танцы, музыку, литературу, произведения искусства, научные исследования и знания.
Как известно, значительную часть культурного наследия составляют архивы, библиотеки и памятники архитектуры. Построенные в XIII-XVIII вв. мусульманские культовые сооружения (мечети, медресе, текие, дюрбе-мавзолеи) являются частью культурного наследия крымских татар.
Начало выявлению и сбору архивных сведений о мусульманских культовых сооружениях было положено в 1992 году. Пять лет спустя в газете «Голос Крыма» в статье «Мечети Крыма» (№ 30, 1 августа 1997 г.) были приведены обобщенные сведения. Не повторяясь, вновь приведем лишь количественные показатели.
Первое упоминание в письменных источниках о строительстве мечети относится к 1222 году. Тогда сельджукские войска, высадившись у Судака, захватили город и построили в нем мечеть.
В последующие пять с половиной столетий (XIII-XVIII вв.) мусульманские культовые сооружения были возведены практически во всех населенных пунктах полуострова, что свидетельствует о постепенном, длительном процессе исламизации, объединении на базе исламского вероучения различных этноконфессиональных групп, населявших Крым, и формировании крымскотатарской нации. Как свидетельствуют архивные источники, ко времени аннексии Крымского ханства Российской империей в 1783 году количество мусульманских культовых зданий, сооруженных в XIII-XVIII вв., составило свыше 1660.
Двадцать лет спустя, в 1805 году, в отчете, представленном Таврическому губернскому правлению, муфтий Таврического магометанского духовного правления Сеит-Мемет-эфенди указывал о наличии в Крыму 1556 мечетей, 61 медресе и текие.
Спустя полвека, на начало колониальной Крымской войны (1853-1856 гг.), по сведениям муфтия Сеит-Джемиля-эфенди, на полуострове насчитывалось 1492 мечети, тогда как после окончания войны лишь 1308. Всего за годы Восточной войны в Крыму количество мечетей сократилось на 184: в Евпаторийском уезде было разрушено или заброшено — 124, в Симферопольском уезде — 25, в Перекопском — 30.
После поражения в колониальной войне российского самодержавия в 1860-1862 годах более 200 тысяч крымских татар, спасаясь от чиновничьего и помещичьего произвола, вынуждены были эмигрировать в пределы Османской империи. Эмиграция происходила из 784 деревень, из которых 330 так и остались заброшенными, а остальные заселены переселенцами из внутренних губерний Российской империи и из-за границы.
Именно в этот период большая часть мусульманских культовых сооружений подверглась разрушению.
В изданных в 1865 году Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел Российской империи списках значатся населенные пункты Таврической губернии и сведения о находившихся в них 794 мечетях.
Двадцать лет спустя в честь 100-летнего юбилея «присоединения» Крыма к Российской империи собран и издан «Свод статистическим сведениям, собранным в 1884 году, относительно татарского населения Крыма», вобравший информацию о численности и экономическом потенциале крымскотатарского населения, о сохранившихся мусульманских культовых сооружениях, вакуфах.
В 1889 году губернатор поручил губернскому правлению представить подробные сведения о количестве на полуострове мечетей, духовенства при них и вакуфного имущества. Составленные чиновниками описания и списки, хранящиеся ныне в Государственном архиве АР Крым, свидетельствуют, что на полуострове сохранилось и функционировало лишь 737 мечетей.
К началу Первой мировой войны в Крыму насчитывалось 729 мечетей. После окончания Первой мировой и гражданской войн, к 1921 году на полуострове функционировало 632 мечети. Таким образом, в колониальный период истории Крыма (1783-1917 гг.) число мусульманских культовых сооружений на полуострове сократилось более чем на тысячу единиц.
С установлением власти большевиков, принятием Декрета об отделении церкви от государства мечети были переданы в пользование мусульманским религиозным общинам.
В 1930 году в Крыму насчитывалась 581 мечеть, из которых 473 являлись действующими. В 20-30 годах ХХ столетия с нагнетанием атеистической пропаганды, репрессий священнослужителей мечети под предлогом их неудовлетворительного санитарно-технического состояния закрывались, обветшавшие постройки разрушались и использовались как стройматериал, оставшиеся передавались колхозам, совхозам, различным государственным учреждениям под склады, клубы, школы, жилье, столовые и т.д.
К 1939 году функционировавшие два десятка мечетей были окончательно закрыты, религиозные общины при них — ликвидированы. Со времени депортации крымскотатарского народа в 1944 году вплоть до конца 80-х годов ХХ столетия на полуострове уничтожается все, что могло напоминать о коренном народе, — кладбища, культовые сооружения, селения, топонимика и т. д.
Ныне в Крыму сохранилось по примерным подсчетам лишь 60-70 мусульманских культовых сооружений (XVIII-ХIХ вв.), в большинстве своем находящихся в обветшавшем, аварийном состоянии.
В связи с невосполнимой убылью культовых зданий неоценимо возросла роль архивных, письменных источников в изучении уничтоженных памятников. В результате исследовательских работ, проведенных в ГА АРК, завершается систематизация сведений о количестве мусульманских культовых объектов, находившихся в каждом населенном пункте Крыма в XVIII-ХХ вв.
В заключительный период правления Шахин-Гирай-хана территория Крымского полуострова подразделялась на шесть крупных каймаканств (наместничества) с центрами в городах: Ор-Капу, Кезлев, Бахчисарай, Акмесджид, Карасубазар и Кефе.
Каймаканства в свою очередь делились на кадылыки (судебно-административные округа) с кадиями (судьями) во главе.
С аннексией Крыма Российской империей в 1785-1786 годах кадиями были составлены реестры населенных пунктов, культовых сооружений, священнослужителей и вакуфных имуществ при них. Эти списки составлены арабской графикой и переведены (во многих случаях неточно) на русский язык.
За основу приводимых ниже таблиц нами приняты реестры, составленные на исходе XVIII века, в 1785-1786 годах, кадиями Крыма. Далее приведены сведения, собранные сто лет спустя, в 1884-1890 гг., и в период ликвидации культовых объектов большевиками в 20-30 годах ХХ столетия, а также после депортации крымских татар. Таким образом, вниманию читателей предстает динамика уничтожения мусульманских культовых сооружений в колониальный (1783-1917 гг.) и советский (1921-1991 гг.) периоды истории Крыма.

Ибраим АБДУЛЛАЕВ
Газета «Голос Крыма», № 45 (983) от 09.11.2012 г.