США прессингуют Анкару и Ереван

Post navigation

США прессингуют Анкару и Ереван

 Встреча президента Армении Сержа Саргсяна и премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, состоявшаяся 12 апреля в США, как и предсказывали политологи, не привела к судьбоносным решениям. По ее завершении не было даже сделано никаких публичных заявлений.

Напомним, что протоколы о нормализации двухсторонних отношений, предусматривающие установление дипломатических сношений и открытие армяно-турецкой границы, призванные радикально изменить отношения двух государств, были подписаны еще в октябре 2009 года. Однако бумаги, подписанные президентами, еще должны быть ратифицированы парламентами. На этом этапе все и застопорилось.

Дело в том, что для Армении и Турции камнем преткновения является признание официальной Анкарой геноцида армянского населения в 1915 году и проблема территориальной принадлежности карабахских территорий. И вот, после подписания протоколов, армянская оппозиция обвинила Сержа Саргсяна в том, что он ради дипломатических отношений с Турцией и укрепления сотрудничества с США готов забыть об уничтожении турками армянского населения в начале XX века и «сдать» Нагорный Карабах Азербайджану. Эти претензии президенту Республики Армения предъявляет и значительная часть армянской диаспоры, проживающей в Европе и Америке.

При этом жителей Армении в большей степени волнует, разумеется, вопрос принадлежности Нагорного Карабаха, нежели юридическое оформление трагических событий начала прошлого века в Османской империи.

Самые резкие замечания в адрес лидера страны в этом вопросе делает, пожалуй, бывший глава государства и кандидат в президента от оппозиции на последних выборах Левон Тер-Петросян. Выступая на митинге 6 апреля, он заявил, что Саргсян «вскоре вольно или невольно на блюдечке преподнесет Азербайджану пять районов, потребованные почти в ультимативной форме сопредседательством Минской группы». Речь идет о районах, не входивших в карабахскую автономию в составе Азербайджана, но занятых армянами во время вооруженного конфликта.

«В этом случае он может быть уверенным в том, что получит от международного сообщества гарантии сохранения власти, а затем — хотя бы личной неприкосновенности и владения имуществом, вплоть до присуждения Нобелевской премии и предоставления политического убежища», — объяснил Тер-Петросян мотивы действий нынешнего лидера страны.

В свою очередь, армянская диаспора с большей охотой обсуждает вопрос геноцида. Это неудивительно, так как в случае признания Турцией факта геноцида, с нее можно будет потребовать компенсаций — по аналогии с Германией и Холокостом. Наибольшие выгоды от такого развития событий получит именно диаспора, значительную часть которой составляют именно потомки армян, бежавших из Османской империи.

«Армянские организации требуют нивелировать усилия Турции, которая, используя процесс нормализации армяно-турецких отношений, пытается препятствовать международному признанию геноцида армян», — подчеркнул Армянский национальный комитет Америки.

Поэтому, противостоя удвоенному напору критики, Серж Саргсян вынужден учитывать как требования внутренней оппозиции, так и голос диаспоры.

«Мы не собираемся в каком-либо формате делать предметом обсуждений факт геноцида или притворяться, будто верим, что Турция может играть какую-либо позитивную роль в переговорном процессе урегулирования проблемы Карабаха», — сделал «исчерпывающее» заявление президент Армении, выступая перед представителями диаспоры в Вашингтонском кафедральном соборе.

Аналогичной критике, только с противоположными акцентами, внутри своей страны подвергается турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган. В частности, радикальная оппозиция подозревает, что руководитель Турции ради сговора с США и Арменией готов забыть о союзном Баку, отказавшись от требования заставить Нагорный Карабах вернуться в состав Азербайджана. Сам Эрдоган утверждает, что проблемы эти явно между собой связаны.

Однако турецкие дипломаты, чтобы не ставить армянского коллегу по переговорам в неудобное положение, отрицают, что вопрос о ратификации протоколов поднимается одновременно с проблемой Карабаха. Вместо этого они используют более сложные формулировки.

«Если все стороны, взяв на себя ответственность, станут прилагать усилия для достижения всестороннего мира на Южном Кавказе, парламент Турции ратифицирует протоколы в ближайшем будущем. Это не только послужит сближению между двумя странами, но и проложит путь к новому будущему, миру, процветанию и сотрудничеству», — заявил министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу, комментируя прошедшую в Вашингтоне встречу президента Армении с турецким премьером.

Понятие «достижения всестороннего мира на Южном Кавказе», как нетрудно догадаться, может быть истолковано в любом ключе. В интересах армянской стороны Карабах не упоминается, а вот для внутреннего пользования и в разговорах с Баку «достижение всестороннего мира» можно расшифровывать и как намерение не забывать карабахскую проблему.

Ну а менее всего Анкара готова к какому-либо обсуждению вопроса армянской резни в начале XX века. «Мы отвергаем обвинения в геноциде применительно к событиям 1915 года и отвергаем несправедливые и односторонние решения парламентов. Парламенты — не место для изучения и осуждения истории», — подтвердил Эрдоган свою позицию, явно намекая на решения по этому вопросу законодательных собраний ряда стран, в том числе, и США.

В итоге этой заочной дуэли, на встрече с армянским коллегой Реджеп Тайип Эрдоган, партия которого имеет большинство в законодательном собрании Турции, сообщил Саргсяну, что парламент его страны не готов к ратификации протоколов. Причина неготовности в том, что в стране нет соответствующей политической атмосферы. И родилась эта «негативная» атмосфера по причине постоянного муссирования темы геноцида армян на международном уровне. В частности, турецком обществе крайне отрицательно отреагировали на решения парламентариев США и Швеции о признании факта геноцида.

«Слова Эрдогана о том, что в Турции пока не сформировалась необходимая для ратификации протоколов политическая атмосфера, наводят на вопрос — когда же эта атмосфера будет сформирована?», — поинтересовался после переговоров секретарь фракции доминирующей в парламенте Армении Республиканской партии Эдуард Шармазанов.

Ответ на этот вопрос армянского парламентария не столь уж и сложен. Подводя итог очередных армяно-турецких консультаций, можно констатировать, что Анкара фактически выдвинула условия ратификации протоколов. Первое — прекратить хотя бы на международном уровне и на время ратификации обсуждение темы геноцида армян в 1915 году. Второе — «достичь», хотя бы на бумаге, того самого «всестороннего мира» в Закавказье.

Анкаре явно хочется добиться уступок от Еревана — как в вопросе геноцида, так и в карабахской проблеме. Говоря словами классика, Анкара сначала требует «деньги» (забыть о геноциде и «достичь всестороннего мира» в Закавказье), а лишь потом обещает «стулья» (ратификацию протоколов).

Между тем, внутриполитическая ситуация в обеих странах весьма «щекотлива», отметил в газете Hurriyet Daily News турецкий аналитик Семих Идиз. По мнению обозревателя, если лидеры найдут какой-нибудь выход из нынешнего «тупика» в переговорах, то любой из возможных вариантов разрядки приведет к тому, что президенты будут рассматриваться местными националистами как предатели.

Казалось бы, армяно-турецкое урегулирование действительно зашло в тупик — ни одна, ни другая сторона не хотят идти на уступки. Но особенность ситуации заключается в том, что нынешние переговоры между Анкарой и Ереваном — явно не двусторонние. Они состоялись в США, под пристальным оком заокеанского партнера.

«Урегулирование» отношений между Турцией и Арменией, если оно произойдет под патронажем Вашингтона, будет означать признание Соединенных Штатов Америки важнейшим игроком на Южном Кавказе. Так что, чтобы там ни думали оппозиционные политики в обеих странах, а также представители армянской диаспоры, переговоры будут продолжаться до победного конца. И США, по большому счету, неважно, какая из сторон пойдет на более серьезные уступки.

Дмитрий РЕМИЗОВ

www.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня