Турецкая «реконкиста» в действии

Post navigation

Турецкая «реконкиста» в действии

В ночь на 11 октября турецкие ВВС перехватили следовавший из России в Сирию пассажирский самолет и вынудили его произвести посадку на турецкой территории. Позже самолет отпустили, конфисковав часть багажа. Однако скандал продолжает набирать обороты: посольство РФ потребовало от МИДа Турции объяснений.

 

Турецкая «реконкиста» в действииВ Сирии же, похоже, смирились с агрессивным вмешательством Турции. Но другие арабские государства смотрят на происходящее с все возрастающей тревогой.

Турецкое вмешательство

В ночь на 11 октября в ВВС Турции принудили к посадке самолет, следовавший из России в Сирию. Причиной подобного поведения турок стало желание проверить багаж самолета с тем, чтобы избежать возможной поставки в раздираемую гражданской войной Сирию грузов военного назначения. «Сегодня мы получили информацию, что на этом самолете был груз, который, вероятно, не соответствовал правилам гражданской авиации», — сообщил в эфире турецкого телевидения министр иностранных дел Турции Мехмет Деветоглу. СМИ сообщают, что на борту среди багажа обнаружили . Кроме того, власти Турции объявили воздушное пространство над Сирией небезопасным. Россия, чьи граждане находились на борту самолета, уже возмутилась произошедшим. Посольство Российской Федерации в Турции потребовало объяснений. Ранее российское внешнеполитическое ведомство уже призывало Дамаск и Анкару к сдержанности. «Нас не может не беспокоить нарастание напряженности на границе между Сирией и Турцией», — заявил 2 октября заместитель главы МИД РФ Геннадий Гатилов. «Считаем, что и сирийские, и турецкие власти должны проявлять в этой ситуации максимальную сдержанность, учитывая нарастающее количество радикалов в рядах сирийской оппозиции, которые могут намеренно провоцировать конфликтные приграничные ситуации», — пояснил он позицию российского внешнеполитического ведомства. И вот, спустя неделю с небольшим Турция снова идет на обострение ситуации.

В самой Сирии с подобной политикой северного соседа, похоже, уже свыклись. Ведь это далеко не первый инцидент между двумя государствами, связанный с эскалацией конфликта в Сирии. Так, 22 июня ПВО Сирии в своем воздушном пространстве сбили турецкий военный самолет, нарушивший границу. 3 октября в ответ артобстрел сирийско-турецкой границы Турция открыла огонь по сирийским позициям. После этого инцидента турецкий парламент дал годичный мандат правительству на проведение трансграничных военных операций, т.е. фактически узаконил вторжение в Сирию. Впрочем, турецкое руководство подчеркнуло: намерения у Анкары исключительно миролюбивые и война — крайнее средство. «Мы ни в коем случае не являемся сторонниками войны, и не хотим, чтобы опасности подвергалась жизнь хотя бы одного гражданина Сирии», — заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Однако, по словам Эрдогана, Турция не далека от войны. Его подчиненные были менее сдержанны. «Если бы Турция являлась сторонницей войны, то после инцидента со сбитым самолетом, сравняла бы Сирию с землей. Военная мощь Турции позволяет покончить с Сирией в течение нескольких часов, но у нас нет проблем с народом Сирии», — отметил, в частности, министр по делам ЕС Эгемен Багыш. Примечательно, что слова турецкого министра об отношениях между народами почти точь-в-точь повторил сирийский президент Башар Асад. «У нас нет никаких проблем с турецким народом и военными. Сирия не проявляла враждебность по отношению к Турции, всегда относилась к ней по-братски. У нас имеются проблемы с турецким правительством, из-за позиции которого мы испытываем проблемы на границе с Турцией», — заявил он. По словам Асада, в приграничном конфликте могут быть виновны и повстанцы. Необходимо совместное расследование, но из-за предвзятости турецкого руководства оно невозможно.

Между тем, конфликт между Турцией и Сирией болезненно воспринимается другими арабскими государствами.

Возрождение «Блистательной Порты»

Несмотря на то, что часть арабских государств, прежде всего — клерикальные — выступают с осуждением правящего режима Сирии, у нее нашлись и союзники. Так, сосед Сирии и Турции — Ирак дал понять: его симпатии — не на турецкой стороне. «Мы считаем, что турецкая политика неправильная. Турция очень рискует своей политикой, которую она проводит в регионе, политикой, касающейся безопасности. Мировое сообщество должно остановить Турцию, поскольку Турция ведет себя нагло. Можно сказать, как будто она берет на себя ответственность за решение проблем в Сирии вместо сирийского народа и хочет навязать им свое решение. Поэтому мировое сообщество должно вмешаться и остановить Турцию. Турция пытается привлечь силы НАТО для вмешательства в дела Сирии. Это очень опасно, потому что, не дай Бог, повторится ливийский сценарий», — заявил премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. По сути, Ирак — одно из немногих арабских государств на Ближнем Востоке, где к власти не пришли клерикалы. Кроме того, Ирак — как и Сирия — в свое время входил в состав Османской империи. И ностальгии по прошедшим временам явно не испытывает. А вот у Турции, пытающейся вмешиваться в дела территорий, ранее входивших в ее состав, не только наблюдается усиление реваншистских настроений. Конфликт в Сирии поможет устранить противоречие между двумя влиятельными игроками на турецкой политической арене.

В своем комментарии относительно сложившейся ситуации в турецко-сирийский отношениях Асад не случайно упомянул турецких военных. Они, несмотря на ряд чисток в руководстве, продолжают оставаться влиятельными игроками на политической арене страны. В новейшей истории Турции военные несколько раз не допустили радикалов к власти. Не случайно правительство Эрдогана провело ряд чисток в армейском руководстве. Некоторые из них сопровождались арестами, самые масштабные из которых состоялись в 2010 году, когда около 300 офицеров были обвинены в подготовке заговора с целью свержения правительства. Причина недовольства турецких военных властью — политика исламизации страны. Еще до Эрдогана военные не допускали превращения Турции в клерикальное государство. Однако на этот раз правительство оказалось сильнее. Тем не менее, армия не утратила своего влияния на политическую жизнь страны. В конфликте с Сирией турецкое руководство стало на сторону повстанцев, многие из которых принадлежат к радикальным исламистским группировкам. В случае, если бы силовое вмешательство в сирийский конфликт было обусловлено одной лишь волей турецкого руководства, в армии да и в обществе правительственную политику вряд ли бы поддержали. Другое дело, когда речь идет об ответе на агрессию, а к участию приглашается еще и такой блок, как НАТО. Военная операция в Сирии, таким образом, «объединяет» светских военных и происламское руководство страны.

Кроме того, вмешательство в сирийский конфликт — это лишь еще один из сигналов, говорящих о смене турецких внешнеполитических приоритетов. После бесплодных попыток Турции пробиться в Евросоюз (хотя экономика страны может дать фору экономикам некоторых членов ЕС), турки, судя по всему, решили не идти в Европу, а вернуть былое лидерство в регионе. Так, помимо вмешательства в дела Сирии, Турция проводит активную политику в отношении других своих соседей: Ирака, Ирана и Азербайджана. Новая турецкая политика затронула и Украину — на саммите в Ялте Эрдоган заявил о начале ряда совместных проектов в Крыму. Примечательно, что «возвращение» турок в Крым сопровождается рядом конфликтов, в т.ч. и с крымскими татарами. Изоляционная политика Евросоюза, разочарование в западных союзниках, а также внутренние политические обстоятельства оттолкнули Турцию от Запада и, одновременно, спровоцировали интерес к идее «реванша» и усиления на тех землях, которые когда-то входили в состав Османской империи. И турецко-сирийские отношения являются лишь логическим продолжением данной политики.

Борис РУДЬ, Подробности

Источник: http://podrobnosti.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня