Украина в контексте исламской экономики

Post navigation

Украина в контексте исламской экономики

Высокая динамичность развития, значительный ресурсный и финансовый потенциал исламских стран делают их одними из наиболее перспективных партнеров во внешнеэкономическом сотрудничестве для Украины в условиях необходимости развития экспортного потенциала страны и дефицита энергетических и инвестиционных ресурсов.

Под исламскими странами принято понимать 57 стран-членов Организации Исламской Конференции (ОИК). Сотрудничество Украины как независимого государства с ними началось в 1992-1993 годах с подписанием различных соглашений об установлении дипломатических отношений. На данном этапе торгово-экономические и особенно финансовые отношения Украины с развивающимися странами Африки, Азии, Ближнего и Среднего Востока находятся на довольно низком уровне. Несмотря на то, что в этот регион направляется 27% украинского экспорта товаров, половина этого объема реализуется в четырех странах: Турции, Казахстане, Египте и Сирии. В свою очередь, из 17% совокупного импорта Украины, приходящегося на страны ОИК, 88% поступает из Туркменистана, Казахстана, Узбекистана и Турции. Инвестиции из стран ОИК составляют менее 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций.

За 2001-2008 годы товарооборот между Украиной и странами ОИК вырос в 5,2 раза и составил в 2008 году 33,2 млрд. долл. США, причем экспорт стабильно превышает импорт. Между тем, структура торговли характеризуется четкой специализацией: свыше 52% украинского экспорта в страны ОИК приходится на черные металлы, а 70% импорта — на энергетические материалы (преимущественно газ).

В данном контексте возникает проблема развития перспективных направлений сотрудничества, среди которых можно выделить машиностроение, агропромышленный комплекс, строительство, научно-техническую сферу и т.д. Однако наибольший интерес представляют энергетический сектор, инвестиционная, а также военно-техническая сфера.

В настоящее время исламские страны СНГ (прежде всего, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан) наряду с Россией являются основными поставщиками энергоресурсов для Украины, а поскольку их продукция транспортируется по российской территории, то Россия фактически контролирует и эти поставки. Поэтому очень важно диверсифицировать маршруты. К примеру, Украина заинтересована в привлечении Казахстана к проекту «Одесса-Броды-Плоцк» для транспортирования каспийской нефти в Центральную и Восточную Европу и на отечественные нефтеперерабатывающие заводы. С целью реализации совместных проектов НАК «Нафтогаз», НК «Казмунайгаз» (Казахстан) и Korlea Invest Holding AG (Швейцарія) планируют строительство в Западной Украине парогазовой электростанции мощностью 800 МВт. Korlea Invest предложила Казахстану поставлять на эту электростанцию природный газ и совместно экспортировать в Европу часть произведенной на ней электроэнергии.

Чрезвычайно актуальной является необходимость расширения сотрудничества со странами Персидского залива и Северной Африки, на которые приходится 46% мировых запасов природного газа и 58% — нефти. Уже заключены концессии между НАК «Нафтогаз» и правительствами ОАЭ и Египта на разработку углеводородов на соответствующих территориях. Между тем, соглашение с Ливией до сих пор не ратифицировано этой страной, а другие проекты остаются на стадиях планирования и разработки. Но недавно украинское правительство предложило Ливии построить нефтеперерабатывающий завод в районе Одессы, причем оплата за нефть может осуществляться, в том числе, и за счет украинского зерна. Также положительный результат может принести участие Украины в таких проектах, как «Набукко», «Самсун-Джейхан» — транзитный газопровод из Ирана в Европу.

Инвестиционная сфера является одним из наименее развитых элементов сотрудничества Украины с исламскими странами, несмотря на то, что последние обладают значительным финансовым потенциалом. С целью ее активизации крайне важно выделить в государственной стратегии по привлечению иностранных инвестиций отдельное направление для исламских стран. Формированию инвестиционного имиджа нашей страны может послужить создание специальных информационных и консультационных центров в мусульманских странах. Например, в ОАЭ уже действует Украинский торговый центр в странах Персидского залива, который оказывает различные консалтинговые, юридические услуги, проводит маркетинговые анализы рынка ОАЭ, сотрудничает с администрацией крупнейшей арабской свободной экономической зоной «Джебель Али». Большое значение имеет проведение различных конференций и семинаров для представителей бизнеса с целью учреждения совместных предприятий. Так, в Турции проводится Международный форум «Мост внешней торговли», в котором принимают участие и отечественные предприниматели. Несомненно, проведение подобных мероприятий в нашей стране могло бы принести колоссальную пользу.

Перспективными направлениями военно-технического сотрудничества с исламскими странами являются поставки вооружения и военной техники (средства противовоздушной обороны, танки, бронетехника, самолеты), ее ремонт и модернизация, поставка запасных частей, подготовка специалистов в учебных заведениях Украины. Уже действуют соглашения по производству АН-140 с Ираном (30% узлов производятся в Иране, 70% в готовом виде поступают из Украины), контракты с Иорданией по продаже бронетехники и ее модернизации. Кроме того, Украина регулярно принимает участие в крупнейших выставках вооружения на Ближнем Востоке: IDEX (ОАЭ) и SOFEX (Иордания).

Доля крымской внешней торговли в общей украинской торговле с рассматриваемыми странами невелика: 0,5-0,8% от украинского внешнеторгового оборота со странами ОИК. Очевидно, это обусловлено тем, что Крым не является значительным производителем черных металлов, а потребность в газе удовлетворяет за счет собственной добычи. Вместе с тем, следует отметить поддержку социального развития и, прежде всего, развития Ислама в Крыму, осуществляемую арабскими странами и Турцией. Например, на средства из этих стран воздвигнуто более 80% крымских мечетей, начиная с 1990-х годов. Благодаря финансовой помощи турецкой организации TIKA в 2006 году были отреставрированы три национальные школы полуострова, в 2007 году произведена реконструкция в школах Евпатории и Кольчугино (Симферопольский район), в 2008 году начата реконструкция в национальной школе поселка Зуя и детском саду Белогорска. При содействии ассоциации «Альраид» в местах компактного проживания крымских татар в Автономной Республике Крым были пробурены и обустроены десятки артезианских скважин и резервуаров для питьевой воды, реализован проект «Корова для каждой малоимущей семьи», по линии которого более 450 семей получили корову, обязавшись впоследствии передать первое ее потомство другим нуждающимся. В целом, Крым, как регион с наибольшей численностью мусульман в Украине, может сыграть значительную роль в активизации сотрудничества нашей страны и исламских стран.

Опыт функционирования исламских финансовых институтов в немусульманских странах показывает, что развитие свободного демократического общества невозможно без учета интересов различных слоев населения. В Украине мусульмане составляют, по разным оценкам, 1-4% жителей страны, причем большинство из них заняты в отраслях с высокой степенью отдачи от инвестиций и потенциально могут быть клиентами исламских финансовых учреждений. В рамках действующего законодательства кредитный союз является наиболее приемлемой формой существования исламских финансовых институтов в Украине, поскольку, согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности», банкам запрещено выдавать беспроцентные кредиты и заниматься деятельностью в сфере материального производства, торговли и страхования. Но помимо кредитных союзов, в нашей стране по шариату могут функционировать и банки, что подтверждает опыт России, обладающей сходными правовыми условиями. Например, возможно использование таких инструментов, как финансирование определенных видов деятельности, лизинг, выдача гарантий, покупка банком векселя по номинальной стоимости с одновременным заключением договора РЕПО и т.д.

Категориям исламского предприятия не противоречит такое понятие украинского законодательства, как «венчурный фонд». В целом, венчурное инвестирование — это финансирование частным предпринимательским капиталом проекта, успешная реализация которого не гарантирована, что соответствует концепции участия в прибылях/убытках. Между тем, существенным препятствием популяризации данного вида предприятий является то, что физическое лицо для вхождения в члены венчурного фонда должно приобрести его ценные бумаги на сумму не менее 1500 минимальных заработных плат.

Еще одной формой организации исламских предприятий в Украине может быть простое общество, участники которого берут обязательство объединить свои вклады (средства, другое имущество, профессиональные и другие знания, привычки и умение, а также деловую репутацию и деловые связи) и совместно действовать с целью получения прибыли или достижения другой цели. Прибыль, полученная участниками договора простого общества в результате их общей деятельности, распределяется пропорционально стоимости их взносов в общее имущество.

В целом, Украине необходимо выработать активную политику в отношении исламских стран. В данном контексте целесообразным представляется формирование во внешней политике Украины отдельного направления по сотрудничеству с исламскими странами. Кроме того, представляется необходимым создание в Украине специальных структур, которые бы понимали специфику исламских стран и исламской экономики и могли бы активно взаимодействовать с ними. Это обусловлено тем, что, несмотря на интернационализацию и глобализацию, недостаток знаний о специфике потенциальных партнеров в большинстве случаев служит главной причиной отсутствия экономического, политического, культурного и другого сотрудничества.

Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня