Ферганская долина может стать «зоной племен»

Post navigation

Ферганская долина может стать «зоной племен»

Полковник ВС США полагает, что Ферганская долина рискует стать оплотом террористов, каким стала зона племен Пакистана (Территория племен федерального управления), и призывает США активно развивать взаимодействие в сфере безопасности с этим регионом.

 

Ферганская долина может стать зоной племенВ докладе под названием «Фергана — Территория племен федерального управления? Центральноазиатская стратегия после 2014 г.» полковник Военного колледжа Армии США Тед Донелли (Ted Donnelly) доказывает, что военная стратегия США в Центральной Азии на данном этапе чрезмерно сосредоточена на обеспечении доступа к Афганистану:

«Регион государств Центральной Азии (ЦА) с 2001 года играет важную вспомогательную роль в операции «Несокрушимая свобода». Однако нынешняя военная стратегия США сосредоточена на регионе лишь в контексте его оперативного значения в приложении к этой операции. Неспособность посмотреть на данный регион сквозь призму более долгосрочных стратегических перспектив подвергает опасности процесс достижения успеха в Афганистане после вывода оттуда войск международной коалиции, негативно отражается на обстановке безопасности и стабильности в регионе и повышает вероятность повторного втягивания США в дела региона, причем на самых нежелательных условиях».

Полковник Донелли убежден, что экстремистские группировки, подобные Исламскому движению Узбекистана, непременно воспользуются выводом американских войск из Афганистана и утвердятся в Ферганской долине — консервативной, плотно населенной территории, по которой проходят границы Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана:

«Наиболее вероятным исходом событий после 2014 года представляется превращение Ферганской долины в территорию, все больше и больше походящую на Территорию племен федерального управления (зону племен) Пакистана. Как и зона племен, будущая Ферганская долина будет представлять собой значительную по величине неуправляемую территорию, которая станет служить прибежищем, инкубатором и плацдармом для вооруженных экстремистских группировок и боевиков. ИДУ и другие экстремистские вооруженные группировки станут использовать это прибежище, а также свои новые тыловые районы в Афганистане для наращивания давления со стороны исламистских мятежников на светские правительства стран Центральной Азии».

В целях противодействия этому Донелли выдвигает предложение: сфокусировать внимание на взаимодействии в сфере безопасности для борьбы с боевиками в Ферганской долине. Правда, предлагаемые рекомендации носят не слишком конкретный характер:

«В конечном итоге Ферганская долина, как стратегический центр притяжения для региона, должна стать центральным пунктом любой перспективной стратегии. Стабилизация ситуации в Ферганской долине должна стать первичной задачей для США, а не просто составной частью задачи в отношении территории, «на которой расположены наши базы и по которой проходят наши коридоры снабжения», как это происходит на нынешнем этапе…

Военный компонент сотрудничества в сфере безопасности будет меньше, но он должен быть сосредоточен на создании потенциала, необходимого для упрочения и стабилизации ситуации в Ферганской долине: это укрепление безопасности границ и принятие заградительных мер для изоляции долины от действующих на афганской территории боевиков; это контртеррористические меры с упором на подразделения, занимающиеся борьбой с боевиками в Ферганской долине и на прилегающих территориях; это деятельность в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков для пресечения каналов финансирования вооруженных экстремистских группировок; а также меры по ликвидации последствий различных бедствий».

По мысли Теда Донелли, США должны осуществлять эту стратегию во взаимодействии — по крайней мере, в своей риторике — с Россией и Китаем:

«Россия и Китай также отчасти являются странами этого региона, а ШОС и ОДКБ — авторитетными, хотя и не слишком эффективными региональными организациями. Таким образом, США следует продвигать идею подключения России, Китая, ШОС и ОДКБ к реализации означенной региональной стратегии… Это правда, что США по-прежнему не стоит ожидать особой поддержки со стороны России или Китая, США даже могут столкнуться с активным сопротивлением, как это имеет место на данном этапе. Так что этот подход имеет главным образом политическое, дипломатическое и информационное применение».

Следует подчеркнуть, что это лишь научная работа одного полковника, работающего над своей диссертацией, и, будучи таковой, она определенно не должна восприниматься как позиция, близкая к официальной линии американских властей. Но все же это научное исследование, проведенное в недрах вооруженных сил США, и как таковое, возможно, отражает по крайней мере некоторые из точек зрения людей, формулирующих политику в отношении данного региона.

Если оставить в стороне вопрос о справедливости высказываемых Тедом Донелли оценок ситуации в сфере безопасности в Центральной Азии и роли США в этом вопросе, а также востребованности подобных рекомендаций, есть ли хоть какой-то шанс, что они будут реализованы? Пожалуй, нет. Донелли считает, что на американских программах сотрудничества в сфере безопасности негативно сказывается тот факт, что США уделяют основное внимание вопросу обеспечения доступа к Афганистану. В моем докладе на ту же тему я утверждаю обратное: что развитие этих программ является прямым следствием потребности в доступе к Афганистану. Так что когда необходимость в нем отпадет, я подозреваю, будут свернуты и эти программы оказания помощи в сфере безопасности. В общем и целом США все меньше и меньше хотят принимать участие в каких-то военных аспектах в удаленных уголках мира.

Однако будущая ситуация в сфере безопасности в данном регионе крайне непредсказуема. Действительно, представляется вполне вероятным рост вооруженного экстремизма в Ферганской долине после 2014 года, поскольку вывод американских войск из Афганистана предоставляет боевикам более широкое поле для деятельности. И в (маловероятном) случае, что к этим центральноазиатским экстремистам примкнут «Аль-Каида» и другие группировки, нацелившиеся на США, можно представить, что в этом регионе станет развертываться деятельность, аналогичная скрытным действиям США/применению БПЛА в Йемене, либо возникнет своя Территория племен федерального управления. Поживем — увидим.

Джошуа КУЧЕРА

От редактора: Джошуа Кучера является независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, а также автором блога «The Bug Pit» на сайте EurasiaNet.

 

Источник: http://russian.eurasianet.org

Похожие материалы

Ретроспектива дня