Чиновники не отпустили Джемилева на покой

Post navigation

Чиновники не отпустили Джемилева на покой

Мустафа Джемилев стал заложником созданной им самим системы. Его искренние попытки уйти с поста председателя меджлиса.., который он занимает на протяжении более 18 лет, всякий раз наталкиваются на активное противодействие расставленных им же чиновников из числа крымских татар. 

ОТЕЦ НАЦИИ

Безусловно, главной интригой прошедшей в минувшие выходные сессии курултая… была судьба поданого Джемилевым заявления об отставке с должности главы меджлиса. Как известно, на прошлом заседании национального съезда крымских татар в декабре 2007 года рассмотрение этого вопроса решили отложить «на потом», что тут же вызвало пересуды о якобы разыгранном спектакле. Но Джемилев продолжал настаивать на своем желании уйти на покой. «Полагаю, что на этот раз провести смену председателя меджлиса необходимо обязательно, поскольку в противном случае это будет выглядеть как неуважение курултая к собственным решениям», — сказал он, обращаясь к делегатам съезда. Те же в ответ дружно ринулись на трибуну упрашивать Джемилева остаться на своей должности, при этом в ход пошли эпитеты, которым позавидовал бы сам Туркменбаши. Особое рвение проявили крымскотатарские чиновники, получившие свои посты не без участия главы меджлиса и, очевидно, переживающие за свое будущее.

Первым поднялся на трибуну заместитель постоянного представителя Президента Украины в АРК Ибраим Мамутов. «В это время и в этой ситуации ваше решение об отставке считаю несвоевременным», — подобострастным тоном заявил он, обращаясь к Джемилеву. Мамутов отметил, что если глава меджлиса уйдет с должности накануне президентских и парламентских выборов, то оставит систему национального самоуправления крымских татар «в очень сложном положении». Но, пожалуй, самым эмоциональным оказалось выступление первого вице-премьера крымского правительства Азиза Абдуллаева, который и на прошлом курултае активно возражал против отставки Джемилева. «Какое у вас есть право писать такие заявления?! До конца жизни надо работать на народ!» — картинно заявил он, обращаясь к главе меджлиса. По словам Абдуллаева, имя Джемилева «отделить от народа невозможно». «Без вас наш народ осиротеет, знайте это! Знайте это и больше никогда не заводите этот разговор. С нами больше не играйте!» — воскликнул вице-премьер, чем вызвал бурные аплодисменты зала.

В итоге суть выступлений большинства делегатов свелась к тому, что Джемилев, «привезя народ в Крым», теперь просто обязан руководить меджлисом до конца своих дней. Лишь один человек призвал участников съезда прислушаться к тому, что говорит глава меджлиса. Им оказался депутат Верховной Рады АРК Шевкет Кайбуллаев. «Вы хотите все проблемы опять повесить на плечи Мустафы-ага? Конечно, так легко работать! — сказал он. — Кто-то с кем-то поссорился — «Мустафа-ага, решите», у кого-то проблемы — «Мустафа-ага, помогите»… На мой взгляд, желание Мустафы-ага надо удовлетворить».

«Я БОЛЬШЕ ВСЕХ ИХ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ ПЕРЕСИДЕЛ»

Тем не менее, делегаты подавляющим большинством голосов приняли заранее подготовленный ими проект постановления, в котором отказались удовлетворить заявление председателя меджлиса об отставке. Как пояснил впоследствии журналистам первый зампред меджлиса Рефат Чубаров, делегаты курултая не могли себе позволить смену лидера в ситуации, когда перед крымскотатарским народом стоит множество проблем.

Из более 200 участников съезда против этого постановления проголосовали только трое: сам глава меджлиса, его брат Асан Джемилев и все тот же Шевкет Кайбуллаев. Еще четверо воздержались.

Что именно повлияло на решение Джемилева не уходить с должности — уговоры делегатов или какие-то собственные соображения — неизвестно. Сам глава меджлиса в разговоре с «Событиями» выразил сожаление по поводу того, что так и не смог донести до участников съезда свою основную мысль. «Я ведь никуда не ухожу, я хотел просто быть рядом с новым председателем меджлиса и помогать его утверждению на новой должности, но делегаты почувствовали здесь какую-то угрозу, к сожалению. Я надеюсь, следующая попытка будет удачной», — сказал Джемилев, отметив, что это может произойти во время следующего курултая, который будет созван в 2011—2012 годах. При этом он признал, что ни один из его возможных преемников (а таковыми называют Рефата Чубарова и Ремзи Ильясова) пока не готов возглавить представительный орган крымских татар. Как известно, отношения между этими зампредами меджлиса безоблачными не назовешь, и не учитывать это Джемилев тоже не может, так как его уход сейчас непременно вызвал бы борьбу за сферы влияния. Хотя, по информации «Событий», буквально накануне курултая Чубаров все же был согласен возглавить меджлис, но лишь в статусе исполняющего обязанности, отодвинув выборы председателя на пару лет.

«У нас такое мощное крыло ветеранов национального движения — для них, конечно, важен авторитет, — отметил Джемилев, говоря о неготовности своих преемников стать председателем меджлиса. — Сейчас любой, кто займет эту должность, будет значительно моложе их. И у этого человека, конечно, много опасений, что он не найдет общего языка со «стариками» — любой может сказать: «Кто ты такой, я в тюрьмах сидел, что ты мне объясняешь?» А мне этого никто не может сказать — я больше всех их вместе взятых пересидел». При этом глава меджлиса заверил, что его желание уйти было абсолютно искренним. «Никто же не поднимал вопрос о том, что надо сменить председателя меджлиса, это исходит только от меня», — сказал он.

www.sobytiya.com.ua

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня