730 дней у власти: за что хвалят и ругают Януковича

Post navigation

730 дней у власти: за что хвалят и ругают Януковича

25 февраля - два года президентства Виктора Януковича. Для «Сегодня» их оценили власть и оппозиция.

Два года назад Виктор Янукович положил в свой нагрудный карман удостоверение президента Украины. Два года — срок недостаточный, чтобы реализовать все задуманное, но достаточный, чтобы изменить страну. И он изменил ее, изменил по-разному. С одной стороны, больше никто не говорит о том, что Украина завтра обанкротится, с другой — основная масса населения жить лучше не стала. С одной стороны, больше никто не смеется над тем, что президент угнал самолет премьера, с другой — оппозиция сброшена на обочину политики и больше ни на что не влияет.

 

730 дней у власти: за что хвалят и ругают ЯнуковичаЕдиной оценки этих двух лет нет, да и быть не может: несмотря на постоянные обвинения в насаждении Януковичем диктатуры, реальность от этого далека, и критики президента в СМИ ничуть не меньше, чем похвал в его адрес.

 

А поскольку единой оценки нет, «Сегодня» решила не оценивать два года Януковича — это сделал от власти первый зампредседателя фракции Партии Регионов в парламенте Михаил Чечетов, а от оппозиции — лидер «Гражданской позиции» нардеп-нунсовец Анатолий Гриценко.

Чья оценка справедливее — решайте сами. Но обычно истина — посередине.

 

Вертикаль власти

Хаос управления 2007-2009 годов в прошлом. В прошлом даже коалиционное правление, когда президент уже имел реальную власть, но был вынужден согласовывать многие действия с коммунистами и Блоком Литвина. Ключевой шаг был сделан в октябре 2010 года, когда Конституционный суд ликвидировал политреформу, вернув Конституцию времен Леонида Кучмы. Сегодня президент сам назначает и снимает министров и имеет почти полную власть над премьером. И в последние месяцы использует свою власть для того, чтобы усилить позиции собственной команды, причем под этим понятием подразумевается уже не команда Партии Регионов, а люди, близкие лично к президенту или ближайшему окружению. Политика логичная: именно так создается реально управляемая вертикаль. Однако эта политика плодит недовольство в рядах союзников и сужает базу поддержки президента. Потому, скорее всего, в ближайшее время она будет проводиться осторожно, чтобы не спровоцировать переход недовольных союзников в ряды оппозиции.

Чечетов: «Самым страшным наследием «оранжевых» была полностью разрушенная система госуправления. И первое, с чего начал Виктор Янукович, — восстановление управляемости государством. Без эффективного управления государством трудно рассчитывать на успех. Можно разработать любую стратегию, написать любую программу, но если не будет управляемости, она останется лежать на полке. И президент восстановил управляемость в кратчайшие сроки. Теперь, безусловно, стоит вопрос эффективности управления, но это тот вопрос, который любая власть решает непрерывно, подыскивая нужные формы и кадры. Это делает и украинская власть».

Оценка: 5

Гриценко: «Внешне выглядит как пятерка, так как все полномочия сконцентрированы в руках президента. Но поскольку даже им лично подписанные указы не выполняются (и это началось уже с апреля 2010-го), то эта вертикаль не заслуживает оценки больше, чем «удовлетворительно», причем удовлетворительно только для тех вопросов, которые интересуют лично президента».

Оценка: 3

 

Экономика страны

Ожидания того, что 2011-й станет переломным, не оправдались — он скорее был копией 2010-го, но на более высоком уровне. О дефолте больше никто не говорит, но темпы восстановления экономики ниже ожидавшихся. И, что хуже всего, они могут замедлиться. Основная причина находится не внутри страны: не оправдались надежды всего мира на то, что второй волны кризиса удастся избежать, — наоборот, для Европы настоящий кризис только начинается, и это негативно сказывается на остальном мире. Другая внешняя причина — нерешенность газового вопроса: высокая цена на него тормозит развитие экономики. Наконец, внутренний фактор: половинчатость налоговой реформы и шагов по улучшению инвестклимата. Причем в 2012-м из-за выборов пойти на решительные шаги в непопулярных реформах не получится. А значит, перелома следует ждать в 2013-м.

 

Михаил ЧечетовЧечетов: «Представьте самолет, который круто несется к земле. И тут появляется пилот, который берет штурвал в руки и у самой земли делает резкий поворот, поднимая самолет в воздух и спасая его от катастрофы. Это реальное сравнение: в 2009-м Украина вошла в пике, объяснить которое одним кризисом нельзя — ведь кризис был у всех, но падение ВВП на 15% было только у нас. К весне 2010-го Украина была на грани дефолта, но Виктору Януковичу и его команде удалось не только остановить падение, но и выйти на рост экономики в 4-5%. Причем 2011 год показал, что этот рост стал стабильным».

Оценка: 5

Гриценко: «Обвал не произошел, удается удерживать в приемлемых рамках баланс бюджета, но достигается это тем же путем, каким действовало предыдущее правительство, — наращиванием внутреннего и внешнего долга, а значит, попаданием во все большую долговую зависимость. Качественно новой экономической политики Янукович не предложил».

Оценка: 3

 

Социальная политика

Отсутствие экономического прорыва не позволило улучшить положение населения в последние два года. Больше того, наметился замкнутый круг: экономический прорыв возможен лишь благодаря реформам, а деньги на реформы можно взять только в бюджете, урезав социальные статьи. Отсюда попытки Кабмина Азарова бороться с социальными законами, принятыми за 20 лет. Но в год выборов политику придется изменить. Уже обещано, что повышение соцвыплат летом будет самым большим за последние 5 лет, но, кроме печатания денег, для этого есть только один реальный путь: пересмотр газового договора.
Источник

Чечетов: «Нам не удалось в полной мере реализовать то, что ожидали от нас люди. Были и проблемы, связанные с несовершенством системы управления, но главная причина в том, что мы слишком доверяли тому, что говорила Юлия Тимошенко. А она в момент, когда писалась предвыборная программа Виктора Януковича, запретила публиковать статистику и при этом утверждала, что закрома Родины полны. Но когда мы заглянули в них, оказалось, что они не просто пусты, — там векселя, которые надо оплачивать. И деньги, которые мы планировали потратить на выполнение своих обещаний, ушли на их оплату. Да и сейчас еще уходят. Плюс к этому нам приходится расплачиваться за популизм всех властей в течение 18 лет, когда принимались социальные законы, выплаты по которым в несколько раз превышают госбюджет».

Оценка: 4

Анатолий ГриценкоГриценко: «Вплоть до Нового года во всех регионах шли акции протеста, вызванные именно социальной политикой власти, и приглушить их смогли лишь сильные морозы. С началом весны они возобновятся с не меньшей силой, потому что нет ни одного сектора в обществе, ни одной профессиональной группы, которая с приходом к власти Януковича почувствовала бы себя увереннее в завтрашнем дне или ощутила повышение качества жизни. Нет ни одной семьи, которая в социальном плане чувствовала бы себя в безопасности, если не считать семьи приближенных к Банковой».

Оценка: 2

 

Оппозиция и власть

 

После «изъятия» Юлии Тимошенко и Юрия Луценко из политической жизни оппозиция стала беззубой. Ее акции в последнее время маргинальны, однако и они вызывают часто неадекватную реакцию силовых структур (как 24 августа 2011 года, когда было совершенно ненужное перекрытие «Беркутом» Владимирской, по которой шла колонна). Тем более что во многом процессы внутри оппозиции модерируются на Банковой — если не прямым влиянием, то, по крайней мере, работой по ее разъединению. Насколько сильно влияние власти внутри оппозиции, будет понятно после парламентских выборов 28 октября, когда будет видно, сколько депутатов, прошедших от оппозиции, станут голосовать за нужные власти законы.

Чечетов: «Насчет отношения власти к оппозиции приведу один пример: закон о выборах парламента. Нас Европа заранее упрекала — мол, вы оппозицию к нему не допустите, сделаете закон под власть, а что вышло? Чтобы отсечь все спекуляции, мы отдали закон о выборах в руки оппозиции. Все, что хотели, они внесли в закон, докладчик по закону был от оппозиции, проголосовало 366 депутатов и сейчас их лидер Арсений Яценюк ездит по миру, рвет на себе рубашку и рассказывает, что лучшего закона для выборов быть не может. А ведь именно выборы — ключевой момент демократии».

Оценка: 5

Гриценко: «При Януковиче, в отличие от его предшественников, слово «оппозиция» вообще было вычеркнуто из законодательной базы страны. При той же Конституции во времена Кучмы в регламенте Верховной Рады было слово «оппозиция», и за оппозицией в нем был закреплен ряд парламентских комитетов. Все это было вычеркнуто в октябре 2010 года. Если при Кучме и Ющенко законами становились примерно 15% проектов от оппозиции, то при Януковиче — максимум 2%. Даже вполне разумные и незаполитизированные инициативы оппозиции не воспринимаются по определению. Я уже не говорю о тех преследованиях оппозиции, которые сорвали подписание соглашения с Евросоюзом 19 декабря 2011 года».

Оценка: 2

Свобода слова

Несмотря на многочисленную критику и падение в международных рейтингах, ситуацию со свободой слова в Украине нельзя назвать критической. СМИ четко разделились: ТВ в основной массе стало добрее к власти, печатные СМИ практически не изменились, зато почти все интернет-СМИ стали откровенно оппозиционными. Впрочем, даже в отношении ТВ власть обвинять сложно: Первый национальный всегда был лоялен к любой власти, а другие каналы стали «мягче» в силу позиции их собственников, которые считают, что таким образом предохраняют себя от конфликтов с властью.

Чечетов: «Откройте любую газету или сайт, посмотрите любое ток-шоу — везде критика власти, критика президента. И никто не закрывает СМИ, хотя очень часто критика переходит в оскорбления. Могу с уверенностью сказать, что никаких проблем со свободой слова у нас нет. Иногда ущемление свободы слова видят в том, что власть показывают больше, чем оппозицию, а также в том, что политики на ТВ стало меньше. Но любую власть показывают больше, чем оппозицию, потому что оппозиция говорит, а власть еще и решает проблемы страны, а политики на ТВ меньше только потому, что выборы еще далеко. Осенью она нам всем надоест на телеэкране».

Оценка: 5

 

Гриценко: «Оценка повыше, но это — не благодаря, а вопреки. Не потому, что команда Януковича действительно заинтересована в объективном освещении событий либо в создании условий для профессиональной работы журналистов. А потому что не все собственники СМИ принадлежат к команде Януковича. Но если говорить о свободе слова не только как о праве журналиста говорить, но и как об обязанности власти слышать, то на 95% вторая составляющая отсутствует. Если реакция власти и имеет место, то запоздалая и часто неадекватная резонансности поднятых журналистами проблем».

Оценка: 3+

 

Гуманитарная политика

 

Гуманитарной политикой власти недовольны все. Впрочем, попытки быть хорошими для всех именно к этому и приводят. Причем такая позиция власти вряд ли осознана — просто президент и большинство его окружения недооценивают влияние гуманитарного фактора, в том числе на собственные перспективы. В результате нынешняя власть устранила лишь самые явные гуманитарные перегибы предыдущей власти (вроде званий Героя Бандере и Шухевичу), но свою политику не ведет. Зато на местах чиновники, расставленные предыдущей властью, продолжают ее политику. В нынешнем году выборы, видимо, заставят власть сделать шаги в сторону своих избирателей — прежде всего принять закон о языковой политике. Но не факт, что его выполнение не наткнется на саботаж все тех же чиновников в министерствах и на местах.

Чечетов: «В этой четверке виноват не президент. Он выступает как лидер нации, стремясь сшить левый и правый берега Днепра. А вот мы, депутаты, приезжаем из регионов, где видим, что в отдельных регионах языковый вопрос не решен, что люди чувствуют дискомфорт, когда их родной язык не имеет тех прав, которые должен иметь. И это вина парламента, что мы не создали комфортные условия в языковой сфере для всех граждан страны. Нам эту недоработку и надо исправлять».

Оценка: 4

Гриценко: «С приходом команды Януковича на всех направлениях усилилось давление на украинство, то есть на все, что связано с украинской историей, украинской культурой, украинским языком. Печально, когда правительство Украины проводит свои заседания на русском языке и когда в системе образования подрубаются корни всего украинского. Это может иметь долгосрочные негативные последствия для страны. И в данном случае тройка стоит только потому, что у общества есть защитные механизмы, неподконтрольные власти, которые способны сохранить историю, культуру и язык вне зависимости от любых ошибочных и жестких действий власти».

Оценка: 3

 

Внешняя политика 

 

За последний год ухудшились отношения Украины и с Европой, и с Россией. Точкой отсчета для ухудшения отношений с Европой стал арест Юлии Тимошенко, которого в Брюсселе нам так и не простили. Хотя это больше говорит о непонимании Европой украинской политики: такое развитие ситуации было предсказуемо, причем и при победе Тимошенко тоже — она бы устроила процесс по Межигорью. С Россией возникла всего одна проблема — газ, но она перевесила все остальное. Правда, во внешней политике у нас был повод гордиться властью — когда Виктор Янукович пролетел мимо Брюсселя, не желая выпускать Юлю лишь бы угодить ЕС. Пока эта тактика в отношении Европы результата не дала, но с Россией подвижки есть — в последние дни она уже сама наводит мосты.

Чечетов: «Предыдущая власть поделила весь мир на своих и врагов. Россия — враг, Америка — хозяин. Эта губительная политика в конце концов привела к тому, что к концу своей каденции Виктор Ющенко ездил лишь в две страны — в Польшу и Грузию. А когда присвоил звание Героя Украины Бандере, то уже и в Польшу его не хотели пускать. Этот фактор плюс постоянный хаос во власти привели к тому, что Украина оказалась в фактической изоляции. Мы разорвали этот порочный круг. По инициативе Виктора Януковича принят закон об основах внутренней и внешней политики, и мы сегодня не делим мир на белое и черное, при этом выстраивая партнерские, а не подчиненные отношения со всеми странами. Впервые за 20 лет Украина превратилась из объекта международной политики в ее субъект. Нам больше никто не диктует свои условия, наоборот, нас стали уважать».

Оценка: 5

Гриценко: «Страна фактически оказалась в изоляции. Ухудшены до предела отношения и с Западом, и с Востоком. При Кравчуке был период ожиданий, и страны мира наперебой спешили признать Украину. При Кучме была попытка проводить многовекторную политику, но с уклоном в сторону России и СНГ. При Ющенко наоборот — отношения с РФ обострились, но открылось окно возможностей на Западе. Янукович практически закрыл для себя все возможности для продуктивного сотрудничества и на Востоке, и на Западе. И это негативно сказывается на всей стране».

Оценка: 1


СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯНУКОВИЧА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА:

Первый зампредседателя фракции Партии Регионов в парламенте Михаил Чечетов: 5 —

Лидер «Гражданской позиции» нардеп-нунсовец Анатолий Гриценко: 2+

ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ: ПОЧЕМУ ОТЛИЧАЮТСЯ ОЦЕНКИ ОТ ВЛАСТИ И ОППОЗИЦИИ

Читая комментарии представителей власти и оппозиции, невольно приходишь к мысли: не врет ни тот, ни другой, но оценки по большинству категорий прямо противоположны.

Впрочем, если попытаться объяснить это отличие, то выясняется одна тенденция:

Чечетов свои оценки выдает, сравнивая февраль 2012-го с февралем 2010-го (и, как правило, сегодняшняя Украина выглядит выигрышнее по сравнению с наследством, которое оставил Януковичу тандем Ющенко-Тимошенко);

Гриценко же сравнивает реальность с некими оптимальными критериями, которые по отдельности существуют в развитых странах, но всех вместе их нет, пожалуй, ни в одной стране.

Иначе говоря, один сравнивает с черным, другой — с белым. А их средняя оценка — 4- (или 3+, кому что ближе) — наверное, и является объективным выводом.

Дмитрий КОРОТКОВ


Источник: http://www.segodnya.ua

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня