Мустафа Джемилев: Властям просто не до нас
В следующий понедельник будут проводиться мероприятия, посвященные 65-й годовщине депортации крымскотатарского народа из Крыма. Традиционно в этот день в центре Симферополя состоится многотысячный траурный митинг, участники которого озвучат свои требования к властям Украины и автономии, а на следующий день запланировано начало работы 1-го Всемирного конгресса крымских татар.
В преддверии этой даты «События» побеседовали с председателем меджлиса крымскотатарского народа, народным депутатом Мустафой Джемилевым.
«События»: В последнее время тональность выступлений руководства меджлиса по адресу центрального руководства Украины стала более резкой. Отразится ли это в требованиях, которые будут выдвинуты властям в ходе митинга 18 мая?
М.Д.: Сам я особо не заметил какого-либо ужесточения в наших выступлениях. Мы ведь всегда говорили о своих проблемах независимо от того, понравятся наши слова кому-то или нет. В резолюции митинга, конечно, отразятся основные требования народа, но преувеличивать значение резолюций я бы не стал. Ключом к решению проблем является дальнейшая консолидация народа и система продуманных действий, а не тон высказывания требований.
«События»: Чего вы лично ожидаете от Всемирного конгресса крымских татар? Если его делегаты предложат вам возглавить эту структуру, дадите ли вы свое согласие?
М.Д.: Откровенно говоря, четкого видения возможных результатов конгресса пока нет. Это первый и пробный конгресс. Обменяемся мнениями, кое-что предложим, попытаемся, очевидно, создать какую-то структуру, которая бы координировала действия основной части нашей диаспоры в плане оказания помощи в решении проблем соотечественников в Крыму и укрепления национальной идентичности самой диаспоры. Что касается руководства этой структурой, то полагаю, что нелогично быть одновременно и главой меджлиса, и руководителем новой структуры. Не хотел бы я предлагать и своего первого зама Рефата Чубарова — ведь потом у него на предстоящем курултае будет повод отказаться от выдвижения своей кандидатуры на пост председателя меджлиса. Было бы неплохо, если бы эту структуру возглавил кто-то из диаспоры, но он в этом случае будет значительную часть времени жить в Крыму. Решать этот вопрос будет все-таки сам конгресс. В случае выдвижения моей кандидатуры я непременно заявлю о самоотводе.
«События»: В ходе попыток сместить с должностей председателя Верховной Рады АРК Анатолия Гриценко и мэра Геннадия Бабенко крымскотатарские фракции в этих органах власти фактически заняли их сторону. Насколько верны слухи о том, что взамен руководство автономии пообещало меджлису положительно решить проблему со строительством соборной мечети в Симферополе, на ул. Ялтинской, 22?
М.Д.: Эти попытки не были продиктованы интересами Крыма и тем более желанием содействовать решению наших проблем: отчетливо прослеживались корпоративные интересы определенных группировок. А мы в такие игры не играем. По поводу соборной мечети с Геннадием Бабенко после его глупых заявлений, что вопрос, дескать, должен решаться на референдуме жителей города, вообще разговор не велся. Этот вопрос будет решаться иначе.
«События»: Украина находится на пороге череды выборов. С какой из политических сил будет сотрудничать в ходе избирательных кампаний меджлис?
М.Д.: Перед каждыми выборами мы, как правило, проводим сессию курултая, где и принимаются соответствующие рекомендации. Очевидно, будет то же самое, когда обозначится дата каких-либо следующих выборов. Сейчас трудно сказать что-то определенное — нужны переговоры, консультации и т. п. А это проводится поближе к выборам.
«События»: С кем вы в последнее время чаще встречаетесь и общаетесь — с Президентом Украины Виктором Ющенко или премьер-министром Юлией Тимошенко?
М.Д.: Примерно в одинаковой пропорции и с тем, и с той. Кроме обсуждения с ними проблем крымских татар, пытаюсь как-то содействовать сближению их позиций и снятию между ними напряженности — президенту говорю что-то хорошее о премьере, а премьеру о президенте. Но заметных успехов в этом плане нет.
«События»: Существует ли вероятность принятия закона «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» еще при нынешнем Президенте Украины?
М.Д.: Смотря в каком виде. Есть вариант, подготовленный Кабмином, а точнее Госкомитетом по национальностям и миграции, который для нас совершенно неприемлем, поскольку практически ничего существенного не содержит. Нас больше устраивает вариант, который был проголосован Верховной Радой еще в июне 2004 года, но на него наложил вето экс-президент Леонид Кучма. Мы договаривались с президентом, что, поскольку в украинском законодательстве не предусмотрена процедура отзыва вето, он повторно от своего имени внесет этот закон в Верховную Раду на рассмотрение, но обещание не выполнено. После регистрации в ВР проекта Кабмина мы встречались с премьером и договаривались, что она отзовет этот проект обратно и поддержит наш. Это обещание тоже не выполнено. Им просто не до нас… Дальше, видимо, будут новые встречи и консультации. Успеем ли решить вопрос до новых президентских выборов, сказать пока трудно.
«События»: Некоторое время назад вы заявили о своем намерении оставить пост председателя меджлиса. Когда это произойдет и насколько вероятно, что эту должность займет ваш первый зам Рефат Чубаров?
М.Д.: Этот вопрос может решиться только на сессии курултая, который, видимо, состоится перед выборами. Пока, к сожалению, я не получил от Рефата Чубарова или кого-либо сигнала о том, что они готовы баллотироваться на пост председателя меджлиса. А созывать курултай, чтобы снова нарваться на решение вроде «все остается на местах» не хотелось бы.
«События»: Чем вы намерены заняться после ухода с должности председателя меджлиса?
М.Д.: Ну, вроде потом остается не так уж и много времени. Можно, наверное, ответить словами Гамлета: «…А дальше тишина!» Остаток времени постараюсь использовать для укрепления и усиления нашей системы национального самоуправления во главе с новым председателем. Только это может дать гарантии скорейшего восстановления прав народа.
Беседовал Ленур ЮНУСОВ
СОБЫТИЯ № 18, 15 мая 2009
