Мустафа Джемилев и Нобелевская премия

Post navigation

Мустафа Джемилев и Нобелевская премия

Кто против, а кто за?

В мае 2009 года на Всемирном конгрессе крымских татар было принято решение о выдвижении председателя Меджлиса Мустафы Джемилева на соискание Нобелевской премии мира. Правда, по-настоящему эта идея была реализована в начале 2011-го, когда при поддержке Организации Непредставленных Народов и Наций кандидатура председателя Меджлиса была направлена в Нобелевский комитет.

Выдвижение Джемилева поддержало 17 ученых из Украины, Турции, Румынии, Польши, Болгарии, Венгрии и России. Среди них можно выделить таких известных людей, как турецкий историк крымскотатарского происхождения, профессор билькентского университета Халил Иналджик, российский историк, автор книги «Исторические судьбы крымских татар» Валерий Возгрин, профессор Селим Хазбиевич из Польши, профессор Светлана Червонная, исследователь наследия И.Гаспринского, доктор исторических наук, профессор ТНУ Виктор Ганкевич, директор Крымского центра исследований и информации Мубеин Бату Алтан (США), а также известный украинский историк Ярослав Грицак. Кроме того, достойным Нобелевской премии мира председателя Меджлиса посчитали депутат ВР Украины, экс-министр иностранных дел, а ныне лидер Народного Руха Борис Тарасюк, депутат Палаты общин парламента Канады Борис Вжесневский, член румынского парламента Аледин Амет, а также европарламентарий из Литвы Юстас Палецкис.

Газета «Голос Крыма»

«То, что Мустафа Джемилев как один из ярчайших представителей крымскотатарского национального движения, вобравший в себя сотни тысяч активистов разных поколений, благодаря мужеству которых стали возможными нынешние изменения в судьбе крымскотатарского народа, достоин награждения Нобелевской премией мира, сегодня мало кто, даже из его оппонентов, берется оспорить», — писал в феврале 2011 года в газете «Авдет» первый зампред Меджлиса Рефат Чубаров.

В свою очередь руководитель отдела внешних связей Меджлиса Али Хамзин выразил мнение о том, что в «глобальный процесс утверждения и развития фундаментальных прав человека в XX веке внес свой вклад, жертвуя своей свободой, единственный в своем роде представитель тюркского и мусульманского мира — крымский татарин Мустафа Джемилев».

«Я убежден, — писал Хамзин, — что даже без учета его важной роли в формировании и развитии в национальном движении крымскотатарского народа правозащитных ценностей, среди которых базовым является принцип борьбы без насилия, Мустафа Джемилев как выдающаяся личность, внесшая свой вклад в развитие демократии в СССР… является достойной кандидатурой на присуждение Нобелевской премии мира» (газета «Авдет», №6, 7 февраля 2011 г.).

Сам Мустафа Джемилев, комментируя выдвижение своей кандидатура на столь престижную международную премию, заявил о том, что расценивает этот факт «как моральную поддержку принципа ненасилия, которого придерживаются крымские татары». Он также высказал мнение о том, что это поможет обратить внимание мировой общественности «на ситуацию, сложившуюся в Крыму вокруг выделения земли репатриантам» («Авдет», №6, 7 февраля 2011 г.).

Впрочем, у выдвижения Джемилева на Нобелевскую премию мира нашлись и свои противники в крымскотатарской среде. Так, ряд ветеранов крымскотатарского национального движения направил открытое письмо в Нобелевский комитет, в котором призвали его членов не присуждать премию председателю Меджлиса.

Об этом на пресс-конференции, состоявшейся в Акмесджиде (Симферополе) 19 сентября, сообщили трое из них — Эльдар Шабанов, Энвер Аметов и Эскендер Умеров. Всего письмо подписало 20 человек, среди которых, в частности, Джелял Челебиев, Исмаил Дживанов, Тимур Дагджи, Нурфет Мурахас, Кемал Куку, Энвер Муединов, Робеспьер Гралов, Сеитумер Мустафаев, Решад Аблязисов, Сеит-Вели Сеитмеметов, Р. Джемилев, Сервер Абкеримов, Мамет Фетляев, Сейдамет Мамутов, Акъкий Ибраимов, Нариман Хайрединов, Мидат Аблязисов. Многие из них были во времена СССР судимы за участие в нацдвижении, а Джелялу Челебиеву даже довелось сидеть в одном лагере с Мустафой Джемилевым.

В своем обращении ветераны информируют членов комитета о том, что, пребывая в местах депортации, весь крымскотатарский народ боролся за возвращение на родину. А М.Джемилев, по их мнению, «сделал все возможное для того, чтобы заслуги целого народа приписать себе одному, хотя он никогда не являлся общепризнанным народным лидером, какими были уже ушедшие в мир иной Джеббар Акимов, Бекир Османов, Муксим Османов, Юрий Османов, Роллан Кадыев и многие другие активисты национального движения». Они полагают, что ненасильственный характер национального движения был обусловлен тактикой, выбранной его основателями, и проистекал из ментальности крымскотатарского народа. Поэтому, по мнению ветеранов, Нобелевская премия мира могла бы быть присуждена всему национальному движению крымских татар, но никак не отдельной личности.

В то же время председателю Меджлиса ставится в вину то, что за годы пребывания его на этом посту «социальное, экономическое и политическое положение крымскотатарского народа опустилось до катастрофически низкого уровня». Авторы письма обвиняют Джемилева в расхищении средств, выделенных на обустройство крымскотатарского народа.

«За все время своей деятельности на посту председателя меджлиса М.Джемилев ни разу не отчитался по своей финансовой деятельности и по расходам финансовых средств, полученных от международных организаций и физических лиц», — говорится в письме.

Как бы то ни было, решение о присуждение Нобелевской премии мира за 2011 год будет приниматься в норвежском Нобелевском комитете в конце сентября — начале октября. Члены комитета должны будут выбрать лауреата из более двух сотен номинантов. Что же касается идеи о присуждении премии мира всему крымскотатарскому национальному движению, то следует заметить, что по правилам присуждения Нобелевской премии мира она может присваиваться не только отдельным личностям, но и официальным и общественным организациям. Так, ее лауреатами становились Международная организация Красного Креста, Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев и др.

 

В свою очередь, крымскотатарское национальное движение, которое без сомнения было уникальным явлением в мировой истории, никогда не имело структуры общественной организации, фиксированного членства и официального лидера. Да и как могло быть иначе в условиях тоталитарного советского режима, когда о легальной защите прав народа не могло быть и речи.

 

Эмир АБЛЯЗОВ,

газета «Голос Крыма»,

№ 39 (925), 23 сентября 2011 г.

 

Дополнительные материалы по теме:

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ВЕТЕРАНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР В НОБЕЛЕВСКИЙ КОМИТЕТ

 

ВИДЕОЗАПИСЬ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ВЕТЕРАНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР «МУСТАФА ДЖЕМИЛЕВ НЕ ДОСТОИН НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ»

 

ГОРЬКИЙ И ПОСТЫДНЫЙ ЮБИЛЕЙ

 

ПОГРЕМУШКА ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня