Украина точно не Европа

Post navigation

Украина точно не Европа

Осуществляемый Виктором Януковичем евроинтеграционный курс оказался говорящей верификацией крылатого выражения знаменитого американского экономиста Джона Мейнарда Кейнса: «Неизбежное никогда не произойдет, произойдет неожиданное». Уже казалось бы неизбежное ассоциативное членстве Украины в ЕС так и не произошло.

 

Украина точно не ЕвропаДавая политический комментарий накануне вильнюсского саммита, я был почти уверен в том, что ассоциацию все-таки подпишут даже без освобождения Юлии Тимошенко. Но этого не произошло.

 

Зато произошла неожиданная революционная ситуация в Украине в ответ на измену украинским истеблишментом своему народу. Размах акций протеста после » кровавой субботы » почти сразу достиг уровня «Оранжевой революции». Даже сам ход «Евромайдана» создает эффект оранжевого дежавю.

 

Но у этих протестов есть нечто отличное, то, что существенно дистанцирует их от революционной ситуации избирательной кампании 2004 г.

 

Во-первых , «Евромайдан» был организован не политическим истеблишментом, а общественными организациями.

 

Во-вторых, он не поддерживает конкретных политических лидеров, а является борьбой за другой образ жизни, другие ценности . Поэтому можем с уверенностью утверждать, что в этот раз украинцы вышли на улицы поддержать самих себя, а не определенные политические силы, что уже придаёт «Евромайдану» характер праздника украинского гражданского общества, которого до недавнего времени у нас не было.

 

Непосредственный участник этих акций протеста историк Ярослав Грицак, давая интервью с львовской площади, отметил, что нынешние акции протеста в Украине больше напоминают современное движение «Оккупируй Уолл-стрит», чем традиционную революцию.

 

Никогда украинцы так интенсивно не поддерживали европейские ценности и евроинтеграционный курс государства. Впервые за всю историю независимости мы можем наблюдать, как рядом с национальным флагом повсеместно развевается символика ЕС, создавая впечатление, будто мы уже является членом этого интеграционного объединения. Лозунг же «Украина — это Европа!» стал modus vivendi для различных политических сил.

 

Казалось бы, мы наблюдаем за рождением украинской гражданской нации в ее завершенном виде. Однако есть в этом движении нечто разрушительное и взаимоисключающее.

 

Первое, что уже с началом «Евромайдана» вызвало настороженность, — это красно-черная символика, которая пестрела рядом с европейской.

 

Сразу возникает вопрос: что делает символ тоталитарной идеологии (украинского интегрального национализма) рядом с флагом ЕС, ведь он де-юре отрицает евроинтеграционные императивы украинцев . Нельзя интегрироваться в демократическое и толерантное сообщество европейцев, пользуясь тоталитарными символами. В этом смысле было бы гораздо лучше, если бы «Евромайдан» использовал уже партийную символику.

 

В ЕС и так прекрасно знают украинскую позицию относительно ОУН — УПА и недемократическую меморативную политику наших националистов. Не хватало еще и под этими лозунгами бороться за интеграцию в европейское сообщество. Если желто-голубую Украины в ЕС приветствуют, то красно-черной там однозначно никто не захочет видеть. С такими цветами нам ближе в Таможенный союз, потому что именно там глорификуются тоталитарные ценности прошлого. Поэтому с самого начала организации «Евромайдана» имеем его первое существенное противоречие.

 

Во-вторых, у любого человека, способного на интеллектуальную рефлексию, ужасное удивление вызывают «скандiвки» Евромайдана.

 

Чего стоит хотя бы ксенофобская юмореска «Кто не скачет, тот москаль». Студенты, поддерживая общенациональную забастовку, на свой манер перефразировали ее: «кто на парах, тот москаль».

 

Допуская такие оскорбительные высказывания в сторону представителей русской нации, мы забываем, что, несмотря на все сложности взаимоотношений, представители русского народа совсем не являются нашими врагами.

 

Можно критиковать имперскую политику авторитарного режима В. Путина, нынешнее российское государство, но не нужно распространять свой неудовлетворённый национализм на всех русских, применяя принцип коллективной вины. Это последнее свое время осуществляли представители истеблишмента, стремившиеся к организации этнических чисток.

 

Мы, кажется, забываем, что интеграция в ЕС предусматривает воспитание в себе этнической толерантности, которая распространяется не только на представителей других наций, но и на «москалей», которых, как представляется, уже не считают полноценным этническим меньшинством Украины.

 

Такой путь является особо опасным в связи с тем, что украинские националисты часто ошибочно относят в состав «москалей» и русскоязычных украинцев, которых в восточных и южных регионах страны подавляющее большинство. Как же мы хотим объединить всех жителей страны в гражданскую нацию, если шельмуем врагом наибольшее этническое меньшинство государства.

 

Символично маркируя врага в лице «москаля», украинский Евромайдан на уровне своего дискурса конкретизирует и его дальнейшую судьбу после победы так называемой революции: «Слава нации! Смерть врагам!».

 

Европейская направленность этой «скандiвки» впечатляет. Господа, мы не туда смотрим, нам не в ЕС, а в Азию, зачем протестуем против интеграции в Таможенный союз? «Смерть врагам!» — Это один из тех лозунгов, который даже не требует комментариев. Здесь и так все прекрасно понятно с европейскими ценностями украинцев и нашего Евромайдана.

 

И, наконец, настоящий шок у любого образованного человека вызывает скандированный у Кабинета Министров лозунг «зигующей» молодежи: «Помни, чужак — здесь хозяин украинец!».

 

Возникает закономерный вопрос: с каких пор неонацистские ценности стали символом европейской интеграции Украины? До чего еще дойдет Евромайдан? Думается, его лидерам уже сейчас стоит задуматься над тем, чтобы очиститься от европейской символики и вооружиться свастикой. Только тогда все станет на свои места и всем будет понятно за что и против кого мы боремся.

 

Можно еще взять в руки мачете и повторить руандийский сюжет 1994 г. на украинских тутси (читай «москалях»). Таким будет вполне логическое завершение Евромайдана.

Уже даже удивляет тот факт, что на фоне вышеотмеченного не слышим лозунгов «Украина для украинцев».

На фоне этих лозунгов уже совсем невинно и даже демократично выглядит типичное националистическое приветствие: «Слава Украине! Героям слава!».

Интеллектуальная импотенция митингующей студенческой молодежи подтверждается и тем фактом, что антиинтеграционный штамп «гей — Европа» заменен бестолковым для публичных митингов украинцев тостующим лозунгом застольной выпивки «Будьмо! Гей!».

 

Молодежь, вы кажется что-то перепутали, вам не на площадь, а в ресторан — потреблять спиртные напитки.

 

Всплеск ксенофобии на уровне дискурса Евромайдана как-то затмил тот факт, что едва ли не впервые за всю историю независимости государства на сторону титульной нации откровенно и нонконформистско встал Конгресс национальных общин Украины и Ассоциация еврейских организаций и общин (Ваад) Украины (подразумевается их однозначная критическая оценка разгрома мирной демонстрации на Майдане Незалежности в Киеве 30 октября).

 

Первоначально складывалось впечатление, что, наконец, Украина получила шанс на формирование гражданской нации. Но дружественный голос этнических меньшинств был потерян в господствующем дискурсе неудовлетворенного ксенофобского национализма.

 

Украинцы славят штампы интегрального национализма, а не гражданскую нацию, тем самым подтверждая факт ее отсутствия.

 

В свое время Г. Кон типологизировал национализм на западный и восточный.

 

К первому он отнес либеральную идеологию, почитающую ценности свободы, гуманизма и толерантности, тогда как второй — оказался модернизированной разновидностью империализма. Возможно, тогда и о гражданском обществе, которое формируется в Украине, стоит отметить, что оно восточного типа, поскольку жестко отрицает этническую толерантность. Однако такое гражданское общество не будет воспринято в ЕС, оно будет противоречить самой сущности этой категории.

 

В завершение следует констатировать, что среди проевропейской украинской общественности продолжает превалировать инструменталистское понимание евроинтеграции и демократизации: рассмотрение этих процессов исключительно как способа улучшения своего благосостояния.

 

Мы должны избавиться от этого постсоветского стереотипа видения Запада как общества потребления, потому что это ни в коей мере не соответствует действительности.

 

Интеллектуально примитивной украинской молодежи, которая скандирует ксенофобские лозунги, держа в руках символику ЕС, стоит раз и навсегда запомнить, что европейская интеграция предполагает нечто гораздо более поднятия уровня благосостояния, она невозможна без трансформации ценностей.

 

Петр Долганов,

доцент кафедры политических наук
Ровенского государственного гуманитарного университета

 

Источник: http://hvylya.org

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня