Президент Украины Петр Порошенко сделал примечательное заявление. Он заявил, что считает целесообразным поддерживать регулярные контакты с российским руководством для успешного выполнения режима прекращения огня на востоке Украины.
«Я могу раскрыть содержание разговоров, которые не ежедневно, но через день ведут Ложкин и Иванов. Тогда, когда мы не можем добиться через Генштаб соблюдения режима прекращения огня, когда необходимо политическое вмешательство, то Борис Евгеньевич Ложкин, как глава моей администрации, звонит Сергею Борисовичу Иванову — главе администрации Путина для того, чтобы сделать более эффективным механизм прекращения огня», — заявил Порошенко на пресс-конференции в Киеве.
И подчеркнул: «В большинстве случаев это эффективно… Потому что за этим стоят интересы Украины, жизни украинских солдат и судьба мира — как бы это ни недооценивали отдельные участники политического процесса».
Оговорка в адрес «отдельных участников политического процесса» не случайна. После принятия Верховной радой Украины закона (или законов?) об «особом статусе» Донецкой и Луганской областях на главу государства обрушилась массированная критика, причем, не только со стороны парламентских партий, голосовавших против, но и премьер-министра Арсения Яценюка. Буквально на следующий день после голосования Яценюк начал давать свои трактовки положений этого закона, противоречащие ранее заявленным.
Дело тут, конечно, не только в том, что председатель правительства сам идет на выборы со своей политической силой «Народный фронт». Что толку выигрывать в Раде, если нет надежного канала для переговоров с главными субъектами урегулирования украинского кризиса — Европейским союзом, Россией и США. Однако вряд ли в интересах Порошенко предоставить эту возможность различным «параллельным переговорщикам», включая Яценюка.
Премьера подставляют, в том числе, по мелочам. Когда он вылетел эконом-классом на конференцию в ООН, то корреспондент Bloomberg Галя Павливатут же дала информацию, что Яценюк вместе со свитой остановился в «одном из самых дорогих отелей Нью-Йорка — легендарной «Плазе», где самый простой номер стоит 1035 долларов». И хотя пресс-секретарь премьера Ольга Лаппо уточнила, что номера заказывались заранее и под делегацию во главе с президентом, осадок остался.
Отсюда, во-первых: в ответ Яценюк ударил по Москве, с которой ведет переговоры Порошенко. Он сообщил, что не доверяет президенту России Владимиру Путину как партнеру на мирных переговорах по урегулированию конфликта на Украине.
«Они (Россия — ред.) хотят нас заморозить. Такова цель, и еще один козырь в российских руках. Кроме военной операции против Украины, у них есть и другая козырная карта — энергетическая», — подчеркнул председатель правительства.
Между тем, выступая на днях на 58-й генеральной конференции МАГАТЭ, глава «Росатома» Сергей Кириенко заявил: «Как и ранее, украинские АЭС своевременно обеспечиваются поставками российского ядерного топлива. Все обязательства выполняются неукоснительно и в полном объеме».
Ранее министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан сообщил, что Украина вынуждена покупать уголь в России и других странах, чтобы срочно компенсировать его дефицит. Более того, определенный вид угля есть только в России, и без него Украина не обойдется. Из чего следует: проблема не столько с украинской энергетикой, сколько с конкретными личностями.
Во-вторых, у Киева нет заинтересованности в таком «параллельном переговорщике» как Юлия Тимошенко. Недавно в рамках избирательной кампании она побывала на Буковинщине.
Как передает «БукІнфо» (Черновцы), лидер «Батькивщины» рассказала, что после ее выхода из тюрьмы телефоны чиновников на звонки не отвечали. Экс-премьера спросили, не обижается ли она на бывших друзей, однопартийцев, которые оставили ее на этих выборах (Яценюка, Александра Турчинова,Арсена Авакова и других), создав собственную партию.
«Некоторые моменты я старалась публично не говорить. Но сейчас скажу. Я все делала, чтобы сохранить единство команды. А самое главное — хотела дать советы людям, которые занимают высокие должности, как надо защищать страну и организовывать систему управления во время военной агрессии. Но, к сожалению, я даже не могла эти советы донести. Потому что на мои звонки просто не было ответа. Коммуникация была полностью утрачена. Власть нас разделила», — заявила Тимошенко.
Она подчеркнула, что не хочет никого критиковать, но, «не сдержавшись, особенно негативно высказалась о персоне министра обороны Украины Валерия Гелетея и главы администрации президента Украины», отметило издание.
В-третьих, «параллельными переговорщиками» не хотят видеть олигархов. Служба безопасности Украины начала уголовное производство в отношении бывшего министра финансов Юрия Колобова. Ему инкриминируют «незаконность проведения сделки по размещению украинских суверенных евробондов на миллиард долларов», в котором был задействован российский банк ВТБ. По сути, это намек на нежелательность участия банкиров в политических процессах.
Аналогично украинская пресса рассматривает задержание в Москве владельца «АФК Системы» Владимира Евтушенкова. По мнению донбасского портала«ОстроВ» (Донбасс) здесь «плохой знак для донецких».
Как пишет издание, «хотя формально там все закрутилось вроде бы из-за компании «Башнефть», как известно, именно Евтушенков ранее был переговорщиком от лица Кремля с донецкой элитой. Он считался близким другом Виктора Януковича и как раз год назад в сентябре приезжал в Киев, где встречался с влиятельными донецкими, включая Рината Ахметова. По данным СМИ, речь шла о вопросах глобальных — вступлении Украины в Таможенный союз и отказе от евроинтеграции. Очень жаль, конечно, что тогда не удалось договориться».
Поэтому нельзя исключать того, что Киев и Москва намерены выйти на монополизацию переговорного процесса между Россией и Украиной без участия в нем каких-либо «параллельных переговорщиков». Последние, возможно, еще пригодятся обеим сторонам. Однако, судя по всему, даже не в качестве консультантов, а как «дополнительный инструмент» для воздействия на события в ту или иную сторону, выгодную главным лидерам.