Почему в мае?
Есть особое очарование в закрытии и открытии курортного сезона. Что может быть прелестней Сочи или Пицунды в октябре? Уже свернуты зонты, уже бесхозно валяются праздные лежаки, уже прячутся столики уличных кафе, уже отводятся на зимнюю стоянку лодки и прочие плавсредства, и беднее клумбы, и не гремит из каждого угла набившая оскомину популярная музыка, и не проносится над пляжем осточертевшее «Пиво, мороженное, чурчхелла, хачапури, пахлаваааааа…»
Но раскрываются поздние цветки на магнолиях, но согревают взгляд стойкие розы, и море достаточно теплое, чтобы можно было окунуться, и выглянувшее солнце дарит нежный, особо благородного оттенка, загар. Там, дома, все в куртках, плащах и даже пальтишках, а ты ходишь себе в одной футболочке и бриджиках, и дышишь, и поглощаешь хорошо созревшие фрукты, и похрустываешь грецким орехом нового урожая. Цены на рынках пришли в норму, «как для своих», и можно наткнуться на свеженькую черноморскую камбалу, и медовые груши, и прекрасный виноград…
Можно отыскать кафе «для своих», и в конце концов узнать вкус настоящего, не для отдыхающих, хачапури, поданного на круглом деревянном подносике самим хозяином. Хорошо на закрытии сезона в Сочи!
Но ещё лучше — открытие сезона в Крыму. И даже не в Ялте, а в скромной и не раскрученной Керчи. О да, купаться удается не каждый день, и проваляться тюленем на пляже весь отпуск тоже не получится. И вас не оглушит музыка, и к вам не будут приставать назойливые продавцы снеди, экскурсий, массажей. Вот и все минусы.
Но зато вы увидите цветущие в степи маки. Трава ещё ярко-зеленая и слегка просвечивающая на солнце. Маки ярко красные, почти алые, их лепестки тоже просвечивают, и создается впечатление витража — такой можно увидеть в кленовой роще в начале осени — солнце просвечивает через утончившиеся листья. Но это ещё не скоро, а здесь, сейчас — маки. Они подрагивают на ветру, напоминая пламя, и неожиданно всплывает из памяти — «Маки, маки, красные маки, горькая память войны…»
В мае цветут каштаны. Стройные свечки направлены в небо. Сирень отцветает, но аромат её тонок и приятен. Белая акация («Белой акации гроздья душистые», помните?) цветет и набирает цвет. Природа ликует. Ещё ничего выжжено солнцем, не задушено суховейными ветрами, не припорошено тяжелой крымской пылью, не вытопрано четвероногими и двуногими. Всё новенькое, юное, многообещающее. Только в мае можно этим налюбоваться вдоволь, впитать, насладиться, запомнить. Всё меняется на глазах, одно меняет другое — отцветает сирень — зацветает акация, осыпаются в степи маки — зацветает дикая олива, он же лох. Приехав в середине мая и уезжая в начале июня, вы увидите воочию, как юное лето становится зрелым.
Нет желания любоваться цветочками-василёчками? Ну что ж, перейдем на гастрономические темы. Первая крымская клубничка — это стоит попробовать. Первая черешня. Потом, в июне, будет всякая — и медово-белая, и почти коричневая, и фиолетовая, и малиновая, и розоватая. И формы разные — идеально округлые, вытянутые, приплюснутые, сердечком… Но эта ранняя, не такая уж и крупная, желто-красная черешня — после долгой зимы самая-самая. А майское молоко! А сливочки, творожок и брынза из майского молока. Тут же и козье молоко. Штука на любителя, но до чего ж полезная!
Мы ещё про рыбу не говорили. Икру бычков пробовали? Да, тех самых бычков, которые у Катаева в «Белеет парус», «Бычки, бычки». В мае они как раз на нерест идут, так что можно испробовать. Тут же и барабулька, и ставридка, и много ещё чего. Черноморская камбала, это нечто. Люди едят и косточки обсасывают — до того вкусно. Лобань и кефаль — просто сказка. О рапанах и мидиях умолчим — явление повсеместное. Керченская селедка. Сарган — это уже экзотика. И так далее.
Ну и цены. В мае они ниже. Так что людям экономным месяц май как время для поездок со счетов сбрасывать не стоит.
Почему Керчь?
Керчь — два в одном. Хочешь на Азовское море — езжай на Азовское, хочешь на Черное — вали на Черное. На Азовском в мае теплее, на Черном — интереснее. Каждый выберет место для себя сам, но посмотреть стоит на то и другое море. Плюс грязевые вулканчики, красивые пляжи, мысы, бухты, сопки. Хочется скал — и это найдется. Ландшафты — самые разные.
Керчь — это история. От мезолита до новейшей. Стоянки, городища. Скифы, сарматы, греки, турки. Гробницы, курганы, алтари, храмы, некрополи. Раскопки! Осколки амфор прямо под ногами. И всё без охраны! Особенно в мае. И можно ходить, щупать, искать и находить. У меня это получалось. Любителям архитектуры тоже есть на что посмотреть. Посмотреть и понастольжировать. Тут тебе и дореволюционные постройки, и сталинский классицизм. Старые дома постепенно исчезают. История мало кому нужна.
Религиозная составляющая тоже может сыграть свою роль. Одна из ранних церквей Крыма — в Керчи, в самом центре. И костел есть, и армяно-григорианская церковь. В поселках есть мечети.
Опять же цены. В Керчи они ниже, чем во многих местах Крыма. Причина — в нераскрученности Керчи. Нераскрученность Керчи объясняется просто — промышленность с её воздействием на экологию, секретность, погранзаставы на каждом шагу, инертность приезжающих и принимающих. Команды делать из Керчи туристическую Мекку не поступало. Но сейчас промышленность свёрнута, секретность сошла на нет, а погранцы не лютуют. Ездить можно! А уж когда развернутся и раскрутятся керченцы — остается только гадать. И все же можно предположить, что рано или поздно сервис сделает своё дело, и керчинские цены приблизятся к ялтинским. Но керчане утверждают, что такого не случится. Если будет построен мост между Керчью и портом Кавказ на месте паромной переправы (между Кубанью и Крымом), то в Керчь направятся относительно дешевые товары Краснодарского края. Керчь, как в былые времена, станет относительно благополучным краем. «Керчь вообще расцветет!» — уверены керчане. Открою вам секрет — керчане тяготеют более к России. Но об этом в другой раз.
Прием отдыхающих будет поставлен на поток, услуг станет больше, но очарования — меньше. Поэтому приезжайте в Керчь именно в ближайшие годы — чтобы застать то, что вскоре будет утрачено навсегда.
О деньгах и ценах
Некоторые перед поездкой в Крым меняют рубли на доллары и евро. По мне так это вовсе не обязательно. Рубли в Крыму можно продать где угодно и кому угодно. Рубли иметь не стыдно. Исключение составил 1998 год, когда случившийся в России дефолт больно ударил по россиянам, выехавшим в Крым с рублями. Рубль мгновенно обесценился, и отдых многих россиян был отравлен. Говорю об этом не понаслышке, так как 19 августа 1998 года встретила в Крыму. Мне-то повезло, я поменяла все свои рубли 16 августа, на кануне. А вот выехавшие из Сибири и Владивостока пассажиры прибывали в Симферополь, меняли ставшие бумажками рубли на гривны и тут же бежали покупать обратный билет — всех их денежных запасов хватало лишь на обратные билеты. Так и не повидав море, уезжали жертвы дефолта домой. Стон и плач стоял над Симферопольским вокзалом в те дни.
Но дефолт пока не предвидится, поэтому можно ехать и с рублями. Я поехала с рублями. Не пожалела.
За рубли можно полчить 25 или 26 украинских копеек. За тысячу рублей — 250-260 гривен. Чтобы проще ориентироваться в ценах, умножайте цену в гривнах на 4. Делайте это почаще. Иногда кажется, что цена мала, но умножив её на 4, убеждаешься, что не так уж и мала, а даже велика.
Джанкой-Керчь
Итак, вы решились ехать в середине мая, ехать в Крым, ехать в Керчь или Керченский район. Малобюджетная поездка предполагает, что ехать нужно на поезде, в плацкартном вагоне. Кстати, цена на билет, указанная в справке и в Интернете, на деле оказывается немного выше. О билетах следует позаботиться заранее. Если поезд проходящий — за трое суток. Ещё один плюс середины мая — с билетами все же полегче, чем в пик сезона. Из Уфы в мае билет до Джанкоя стоит 3200 рублей. Проезд Новороссийск-Уфа обходится в 2100. Есть смысл ехать до Новороссийска, оттуда автобусом до паромной переправы, и вот она, Керчь, вот он, Крым. Но через Джанкой тоже не плохо.
В поезде перед Джанкоем к вам непременно подойдут молодые люди и предложат купить сим-карты, черную и красную икру, а так же поменять ваши рубли гривны. Икра поддельная (из водорослей), цены на симки завышены, курс можно найти и повыше. Икру брать нельзя при любом раскладе, а вот насчет симки и обмена рублей стоит задуматься. Считайте, что вы платите за доставку на дом. Где вы будете искать те симки? А тут принесли прямо в вагон. Поторгуйтесь немного, и в итоге вам продадут симку за 200 рублей, с выгодным тарифом 29 копеек (украинских) за минуту разговора, и с некоторым количеством денег на счете. Если сразу после выхода из вагона вам понадобится звонить, то почему бы и нет? То же самое касается и обмена. Деньги могут понадобиться ещё до того, как вы доберетесь до обменного пункта. Если вы приезжаете слишком поздно или слишком рано, есть смысл поменять несколько сотен рублей. Икра поддельная, но деньги, как правило, настоящие. Не позволят проводники фальшивки по поездам разносить.
Как вы уже догадались, ехать нужно до Джанкоя. Так получается значительно короче, и время экономится. До Феодосии и Коктебеля ехать лучше тоже через Джанкой на рейсе Джанкой-Керчь.
Джанкой ничего особенного из себя не представляет. Однако вокзал довольно приятен, и автостанция тоже не отвратна. Жаль лишь, что кассирша в кассе автостанции мало осведомлена в маршрутах, даром что по-русски говорит гораздо лучше, чем по-украински. Привокзальный скверик мил и опрятен, таксисты, не в пример симферопольским бомбилам, не слишком назойливы. Выйдя из поезда, вы без труда найдете автостанцию. Билет до Керчи стоит что-то около 240 рублей (цены указываются из расчета, что за одну гривну дается 4 рубля).
Есть несколько минут до автобуса? Рядом с автостанцией можно найти достопримечательность — памятный камень на месте будущего памятника депортации крымских татар. Через Джанкой вывозили не только крымских татар, но и немцев, и греков, но татар, конечно, больше всех. Если поедете в середине мая, прямо у автостанции вас встретит волна терпкого аромата. Это цветет белая акация. Цыгане, снующие у автостанции, прилипчивы в меру. Пирожки и самсы, продаваемые тут, съедобны и не слишком дороги. Поездка будет удачной.
Билета при посадке в автобус могут и не спросить. И за всю поездку ни один кондуктор не спросит билета. Сравните — чтобы в Башкирии доехать из санатория Янгантау до санатория Карагай, билет порой приходится предъявлять пять раз. Здесь же доверие полное.
— Ах, я только что с поезда! Устала! — простонала дама, входя в наш автобус. Её стенания выслушали с сочувствием. Но потом странница «прокололась». — Я только что из Львова. Пустите меня без билета!
Про Львов она заявила зря. Не любят в Крыму западенцев. Водитель вежливо отказал, а доброжелательная публика отказ восприняла более чем благосклонно. Кто-то на задних местах даже злорадно похихикал. В дальнейшем в автобус садились люди разных национальностей, русские, армяне, крымские татары — и брали, разумеется, всех.
Дорога из Джанкоя в Керчь в середине мая просто сказочная. Не жарко, свежо, красочно. Проезжая каждый населенный пункт, невольно думаешь — Эх, задержаться бы здесь на денёк… Ухоженные дворики полны зелени и цветов, в полях алеют маки и белеют цветущие кусты, тут же что-то розовое и сиреневое. Дышится легко, воздух напоен ароматами наступающего лета. Вдоль дороги продают клубнику, но автобус едет мимо. Рельеф приятный, слева видны горы. В районе автостанции «Золотое поле» дорога идет круто вверх, на секунду открывается дивный вид. Пахнет сосной — на горках сосновый бор. На станции мужик продает коктебельский коньяк — рюмочками и бутылками и грецкие орехи, стакан за 20 рублей. Коньяк пассажиры оценили, на орехи охотников не нашлось.
Старый Крым, за ним Насыпное., поворот на Коктебель и Судак. Ещё немного, и вот она, красавица Феодосия, Богом данная. Стоянка продолжительная, можно разузнать цены на жильё. Однокомнатная под ключ — 80 гривень (320 рублей). Вполне подходяще. В июне таких цен уже не будет. Сразу после Феодосии открывается вид на море. Народу мало, купаются единицы. Автовокзал Керчи. Прибыли!
Первые шаги в Керчи
К автобусу подходят таксисты, но действуют без напора. Таксист по имени Арсений пытается всучить квартиру за 180 гривень, пугая тем, что в гостиницах такой же номер стоит 180 баксов в сутки, поэтому 180 божеская цена, а дешевле всё равно не найти. Арсений врёт. После упоминания о Феодосии цена спадает до 80 гривень. Но можно поискать и дешевле, чем я и намерена заняться. Краткий обзор вокзала и расспросы говорят о том, что бабулек, спешащих сдать свою жилплощадь, здесь нет. Конечно, это вам не Сочи и не Ялта. Покупаем газету бесплатных объявлений и прозваниваем предложения. Вот где пригождается купленная в поезде симка! Мне везёт — удается снять комнату в трехкомнатной благоустроенной квартире. Цена — коммерческая тайна, но вам скажу — 30 гривень. Хозяйка объясняет дешевизну тем, что это пробный, рекламный вариант. Волшебный месяц май делает свое дело.
Осматриваю квартиру. Ванна в кафеле, постоянная горячая вода — хоть залейся, холодную воду можно пить прямо из под крана. У дома роскошный палисадник, в нём масса цветов и кустарников. Евроремонт. В квартире мы с хозяйкой вдвоём. Но и это не самое главное. Главное — огромный, на 12 колоннах, балкон. На балконе телевизор, стол, кресло, лавка, пара стульев. Я с ходу заявляю, что есть буду только на балконе. Хозяйка соглашается. И добавляет, что с балкона можно слышать пение соловьёв и других пташек.
Осматривая свою комнату, обнаруживаю компьютер. Комп можно арендовать — 600 рублей в месяц. Ну это уже везение на грани фантастики. Комп прекрасный, только клавиатура «украинская», и я до сих пор не поняла, как ставить двоеточие. Так что читайте пока без двоеоточий.
Через пару дней я узнаю, что знакомство с историческим наследием Керчи я могла бы начать сразу с автовокзала. Прямо за посадочными платформами располагается Мелек-Чесменский курган. Вещи? За вещами присмотрит кассир, она же музейный работник. Месяц май, посетителей нет. Билет стоит 5 гривень, 20 рублей то есть. Экскурсовод Елена рассказала мне кое-что о кургане и позволила без всякой дополнительной платы щелкать камерой сколько душе угодно. Осматривать почти нечего — коридорчик 9 метров и погребальная камера 4 на 4 метра. Но! Но такой чудесный потолок, но такой хороший рассказ — и осмотр запоминается. Дальнейшие впечатления будут куда острее, но начать свое керченское знакомство с миром античности стоит именно с этого кургана.
Мелек-Чесменский курган — памятник погребального зодчества периода расцвета Боспорского царства. Подобного рода монументальные склепы-усыпальницы строила себе местная знать. Курган получил свое название от речки, протекающей рядом — Мелек-Чесма, что в переводе с тюркского означает «Царская речка». (Царский источник, так точнее). Время сооружения кургана — IV в. до н. э.
Курган был открыт 15 декабря 1858 г. директором Керченского музея древностей А.Е. Люценко. Гробница оказалась ограбленной. В северо-западном углу погребальной камеры археологи нашли остатки костяка ребенка, возле него — четыре каменные плитки и несколько досок от маленького детского саркофага, черепки алебастра и маленький витой бронзовый браслет, концы которого заканчиваются золотыми с эмалевой чешуей змейками. В июне 1863 г., при дальнейшем исследовании кургана, у северной его части, в насыпи, была обнаружена надгробная плита-стела. На ней высечено рельефное изображение женщины, одетой в длинный хитон и плащ. Справа — фигурка служанки с пиксидой (шкатулкой) в руках. На стеле выбита надпись: «Ма, теща Иосара, прощай». Датируется надгробие I веком н. э.
Такое вот начало. Продолжение следует.