В конце прошлого года на страницах всех наших газет сообщалось о прошедшей конференции, посвященной созданию Федерации крымскотатарской борьбы куреш. В конференции принимали участие именитые спортсмены, доктора наук и политические деятели. Но среди них не было ни одного специалиста старшего поколения, свидетеля того, каким был этот спорт раньше.

Идея возрождения национальной борьбы, конечно, хорошая. Но и хорошие дела надо начинать и делать правильно. На мой взгляд, речь должна идти не только о борьбе, а о спорткомплексе в целом. В частности, о празднике «Дервиза байрам», так как именно его составной частью является куреш. В этот праздник входит немало разновидностей спортивных мероприятий и игр, большинство из которых предназначено для детей: как мальчиков, так и девочек. Оставляя у детей незабываемое впечатление, Дервиза байрам сплачивает их, прививает любовь к культуре, традициям своего народа. Поэтому я сторонник того, чтобы сохранить наш спортивный праздник в его первозданном виде как наследие наших отцов.
Тревога моя в следующем. В мае 2007 года мы с Сейдаметом Ягъяевым долго обсуждали этот вопрос, но во мнениях разошлись. Мне не понравилась его видение вывода крымскотатарского куреша на мировую арену через узбекскую или казанскотатарскую арену. И еще мне не совсем понятно, как думают в федерации развивать куреш без специалистов старшего поколения. На сегодняшний день в Крыму нет ни одного борца, владеющего в совершенстве хотя бы 10 приемами, а их больше 30-ти…
Наш древний куреш — это прекрасный, динамичный вид спорта, который даже на чужбине в годы депортации утверждал свою самобытность и даже превосходство в турнирах.
Давайте сохраним его!
К примеру, знаменитый в прошлом борец Кайбулла пельван (1900 г. р.) из д. Теберти (ныне с. Тургеневка Бахчисарайский р-он) (был любимцем Вели Ибраимова за свои богатырские качества) в 1957 году стал чемпионом Ленинабадской области, одолев пол дюжины самых именитых борцов, в том числе и чемпиона Таджикистана 136 килограммового Эргаш пельвана из села Самгар. А один из его учеников Изет Аблязов из д. Каралез (ныне с. Красный Мак) в течение 35 лет был чемпионом Наманганской области по узбекской борьбе.
И все это происходило с использованием крымскотатарских приемов, разрешенных в узбекском кураше. Особый успех давали приемы «янбаш», «япалакъ», «тизге алпмакъ»… Из них же самым динамичным и эффективным был прием «япалакъ», против которого нет контрприема. Раньше наши старики говорили: «Япалакъны бильген — мейданнынъ саибидир!» («Владеющий «япалаком» — король арены!»).
И еще пример. В сентябре 1999 года в Бахчисарае мы проводили всеукраинский большой турнир по крымскотатарскому курешу. Было приглашено много команд, но участвовали в основном борцы из Крыма. Я принимал участие в них в качестве главного судьи. С большим опозданием к моменту регистрации прибыла сборная Крыма по греко-римской борьбе. На тот момент уже боролись финалисты. Ко мне подошел главный тренер сборной Крыма и стал просить разрешение на участие в финале турнира одного из тяжеловесов его команды, на что оргкомитет из тренерского совета дал отказ. Тогда старший тренер (фамилии, к сожалению, уже не помню) подошел к судейскому столу и стал просить разрешения на одну схватку, пусть и не официальную, с победителем турнира Мустафаевым. Мы дали согласие, но финалист отказался, сославшись на усталость.
Тогда бросил вызов легковес (67 кг.) Иззет Ибраимов из села Каралез, причем он просто любитель, не профессионал. Эту пару судил я. Перед началом схватки я уговаривал Изета, чтобы он отказался, слишком велика была разница в весе борцов. На что Изет сказал мне: «Нет, къартбаба, я буду бороться!».
Результат удивил всех — гигант был повержен. После той схватки старший тренер сборной подошел к нам и поблагодарил, а победителя наградил денежной премией. Мне же он заявил, что борьба ему наша очень понравилась, что она разнообразна и динамична. Если будете в дальнейшем развивать искусство, и у вас возникнут проблемы — обращайтесь ко мне, посодействую.
Но дальше слов дело не пошло. Я вышел из игры из-за некоторых противоречий, а спортивная секция в Бахчисарае через пару лет распалась…
И, напоследок, хочу еще раз подчеркнуть, я — сторонник развития нашего спорта в его первозданном виде. Наша вера и спорт — это наследие предков. Их сохранение — это шанс спасти наш народ от исчезновения через вливание чужой культуры и религии. И как бы инициативы и идеи современных подвижников возрождения куреша не привели к раздвоению нашего традиционного вида спорта на сторонников старого и нового курса. Народ жив, пока жива его культура, и ее нужно сохранить в том виде, в каком ее передали нам предки.
Севдин АБЛАЕВ, 77 лет
с. Холмовка, Бахчисарайский р-н
«Полуостров» №6 (310), 13 — 19 февраля 2009 г.