Его душа стонала по отнятой Родине

Post navigation

Его душа стонала по отнятой Родине

Двадцать лет назад в Алматы (Казахстан) умер известный режиссер, кинодокументалист Эмир Фаик.

 

Крымскотатарский режиссер, кинодокументалист Эмир ФаикЗаслуженный фронтовик Эмир Фаик, проливавший кровь за советскую Родину на полях сражений в Великую Отечественную войну, в депортации в Казахстане поднялся на все мыслимые вершины кинематографической карьеры.

Но всю жизнь стонала в тоске по отнятой Родине — Крыму его крымскотатарская душа, выплескивая слезы в стихотворных строках.

Эти строки Эмир Фаик написал в 1966 году:

 

«…Не думай, Родина, что разлучили нас,
Что забыли родные села твои сыновья!
Десятки делегаций, тысячи писем
Стучатся в двери Кремля!

С нетерпением ждем, верим мы каждой вести,
Полагая — решат наш вопрос.
Одна за другой проходят сессии,
А мы все с Родиной врозь…»

 

«…Скитался я долго в краях дальних, на чужбине…
Но слышал везде я твой зов милый,
Голос Отчизны — матери родной…
…Я искал дорогу к объятиям твоим,
О своей разлуке писал в Москву…
…Спел бы я песни наши любимые —
О твоей чарующей незабвенной красе,
Ведь народом моим сложено столько песен
В каждом твоем уголке.

 

Но нет, нельзя подать мне голос громко,
И ходить по дорогам твоим во весь рост.
Явился я к тебе, Родина, тайно, инкогнито,
Боюсь, поймают — и на допрос.
А Ялта расцвела, стала еще краше,
Словно ей восемнадцать лет,
Выросли дома, раскинулись парки,
Жаль среди людей родичей моих нет!

 

Долины те же, покрыты ковром зеленым,
Гордый Аю-Даг надменно стоит.
По-прежнему пьяно плещется море,
Ласково с берегом о чем-то говорит…»

*      *      *

Жизнь Эмира Фаика (9 мая 1909 г., г.Бахчисарай — 23 марта 1993 г., г.Алматы) осталась в истории нашей крымскотатарской культуры яркой, драматичной кинолентой длиною в 84 года — события трудного крымского детства и юности, окрыленность мечтой о кино, воплотившейся в реальность.

Кровавые будни и героизм на фронтах Великой Отечественной

Горе фронтовика крымского татарина, который бесстрашно воевал, заслужил награды и которому некуда было вернуться после войны — семью, мать выселили из Крыма вместе со всем крымскотатарским народом в мае 1944-го…

Судьба забросила его в Казахстан. Здесь суждено было раскрыться его таланту. Жизнь была насыщена любимым творчеством, дружбой и сотрудничеством с интересными людьми.

Даже будучи на пенсии, Эмир Фаик не откладывал в сторону пера — писал воспоминания, художественные произведения, помогал молодежи, ступившей на путь кинематографии. Плодотворное кинотворчество Эмира Фаика в советское время было оценено.

Но жизнь прошла на чужбине.

Его рукописные стихи, статьи о творчестве в газете, журнале советского времени и фотографии сохранил и принес к нам в редакцию родной племянник Эмира Фаика 66-летний Рустем Османов (в депортации он жил в г.Маргилане).

«У моего дедушки было четыре брата, один из них — Эмир Фаик», — рассказал Рустем Османов.

Родился Эмир Фаик в Бахчисарае в бедной семье, нужда заставила мальчика трудиться с 8 лет — пастухом, подсобником. Окончив школу в 1928 году, он поступил в Симферопольский педагогический институт. Но манила мечта о кино. И он уехал в Москву.

Перед молодым Фаиком открылись двери и горизонты Всесоюзного института кинематографии (ВГИК).

Окончив в 1936 году режиссерский факультет ВГИКа, Фаик начал работать с крупными советскими режиссерами Л.Кулешовым и М.Донским, будучи у них ассистентом на фильмах «Великий утешитель», «Кража зрения», «Песня о счастье», «Детство Горького».

Затем перейдя в документальное кино, создал ряд киножурналов и документальных фильмов на Ташкентской, Куйбышевской киностудиях.

В 1941 году ушел добровольцем на фронт, был комиссаром батареи Отдельного противотанкового истребительного дивизиона. Участвовал в боях на Дону, в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом, в боях на реке Донец, за города Славянск, Краматорск в составе 153-й стрелковой дивизии…

За два года Э.Фаик прошел путь от солдата до капитана — стал заместителем командира дивизии по политчасти, в этот период награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны.

Обладающий незаурядными способностями рассказчика, владеющий пером, Эмир Фаик умел увлекательно рассказать солдатам о своем довоенном кинотворчестве, любил шутить. Это их воодушевляло. Ему было о чем рассказать. Например, когда дивизия находилась в обороне близ станицы Вешенская — родины Михаила Шолохова, Эмир Фаик рассказывал, как по книге «Поднятая целина» снимал во ВГИКе свою дипломную картину…

Свои воспоминания о комиссаре Эмире Фаике написал в 1984 году в газете «За Родину» преподаватель Казанского высшего военно-инженерного училища подполковник Владислав Токин — в 1942 году он был еще подростком, сыном полка, и в его мальчишеское сердце глубоко запал образ духовного наставника — Эмира Фаика — чуткого к людям, общительного, любознательного человека.

Свои воспоминания о войне Э.Фаик оставил во фронтовых дневниках. Он называл свои записи «литературным рукоделием», пером создавал на бумаге живую, талантливую, достойную экранизации картину.

Накануне форсирования Днепра к бойцам дивизии в село Вороново приезжала с концертом труппа Киевского театра оперы и балета им.Т.Шевченко.

«…Уже работали моторные лодки, которые буксировали плоты, — писал в воспоминаниях Э.Фаик. — Мы успешно прошли участок залива. Когда подошли к краю реки, начался форменный ад. Там и тут рвались снаряды, поднимались алые столбы водяных султанов. От сильных взрывов поднимались на дыбы и переворачивались лодки, гибли люди.

Взрывы, взрывы… И вдруг я слышу песню «Ой, Дніпро, Дніпро!..». Это поют мои артиллеристы! Три дня назад мы услышали эту песню на концерте в исполнении прекрасного солиста… Когда же они успели выучить слова?.. Вполголоса песню подхватывают все… Конечно, условия для концертов не очень подходящие, но пусть поют. Назло врагам!..»

В своем дневнике Фаик писал, как пригодился ему на фронте кинематографический опыт — в июле 1944-го был ранен под Кривым Рогом, после выздоровления его направили в киногруппу Третьего Украинского фронта исполняющим обязанности начальника киногруппы.

Фронтовая киногруппа прошла вместе с нашими войсками через Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и закончила свой славный боевой путь в Вене. За это время в боевой обстановке под разрывы бомб и снарядов ею были сняты сотни тысяч метров кинохроники, созданы фильмы о мужестве и отваге советских бойцов.

 

После войны

После демобилизации в 1946 году Эмир Фаик начал работать режиссером на киностудии «Казахфильм». Создал более двухсот документальных фильмов, киножурналов, спецвыпусков. Среди них: «Земля наша хлебная», «На целинных землях Казахстана», «Живет такое море», «Звезды шахтерской славы», «Слово о Мухтаре Ауэзове», «Ибрай Алтынсарин», «Молодые джигиты», «Ловцы человеческих душ» и многие другие. Ряд его фильмов был удостоен наград на различных фестивалях.

Эмир Фаик (справа вверху) с братьями

Он поставил также художественные фильмы: «Мальчик мой», «Однажды ночью…», «Крылатый подарок». Многие его фильмы полюбились зрителю, были высоко оценены общественностью. Творчество известного режиссера, Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Эмира Фаика было отмечено почетными грамотами правительства Казахстана, семью памятными медалями. Он был делегатом трех съездов Союза кинематографистов СССР, состоял в руководстве Союза кинематографистов Казахстана.

Как настоящий документалист, Эмир Фаик трепетно относился к каждому письменному или фотосвидетельству своей эпохи — в личном архиве накапливал и бережно хранил для истории множество интересных документов и фотографий.

Об одной фотографии в своем очерке о Фаике «Юрегине якъын хатырлавлар» («Воспоминания, близкие сердцу») (газета «Ленин байрагъы», 24 августа 1984 г.) Сафтер Нагаев писал: «…В работе над документальным фильмом «Слово о Мухтаре Ауэзове» участвовали Константин Симонов, Алексей Сурков, Габит Мусрепов, Чингиз Айтматов, Олжас Сулейменов, Луи Арагон. На групповой фотографии они — создатели фильма.

Сценарий написал Олжас Сулейменов, текст за кадром читал также он, своим выразительным, прекрасным голосом. Вот так начиналось творческое сотрудничество Эмира Фаика и Олжаса Сулейменова…»

Эмир Фаик почти полвека прожил в Алматы, написал две книги военных воспоминаний, повести, рассказы, вел обширную переписку со своими фронтовыми друзьями. Память о талантливом режиссере сегодня в Крыму бережно хранили и хранят его родственники Рустем Османов и его мама Асие Османова (1926 — 2013).

Гульнара УСЕИНОВА
газета «Голос Крыма»
№ 37 (1027) от 13.09.2013 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня